Определение и общая характеристика памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 19:55, реферат

Краткое описание

Память – сквозной познавательный психический процесс, сущность которого состоит в, запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании полученной индивидом информации.
Пр-ссы памяти:
I. Запоминание – пр-сс памяти, в рез-те к-го происходит закрепление новой информации, путем связывания ее с приобретенной ранее. Оно выступает как необходимое условие обогащения ч-ка новыми знаниями и формами поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

познават психич прцсы.pdf.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Формы мышления:

  • Понятие – форма мышл-я, в к-й отраж-ся закрепленные в слове обобщенные знания о сущ-ных признаках предметов и явлений.
  • Суждение – форма мышл-я, в к-й отраж-ся связь м/у предметами (явлениями) или м/у их св-вами.
  • Умозаключения – форма мышл-я, хар-ся тем, что на основе известных ч-ку суждений или понятий логически форм-ся новые суждения. Сп-бы выведения умозаключения: 1. Индуктивные умозаключения – выведение общего правила из частных фактов; 2. Дедуктивные умозаключения – распространение общего правила на конкретный случай; 3. Умозаключения по аналогии – новые суждения выводятся по сходству с уже известным.

Характеристики мышленя:

1) это пр-сс опосредованного отраж-я чел-ком окр. мира. Сущ-ют 3 ситуации М как опосредованного познания: а. Когда чувственное познание невозможно из-за несовершенства анализаторных систем; б. Когда чувственное познание возможно, но не рационально; в. Чувств-е познание было бы возможным, но из-за разрыва в пространстве и времени неосуществимо. Роль посредника м. выполнять слово.

2) обобщенное отражение ч-ком мира. В М ч-к оперирует понятие, в к-м отраж-ся наиб. общие и сущ-ные признаки предметов и явлений;

3) связанно с речью, т.к. мысль ч-ка сущ-ет в форме речи, к-я м. б. внешней и внутренней. В филогенезе сознание и речь возникают одномоментно, М осущ-ся в плане внутр-й речи. Экстериоризация осущ-ся в плане внешней речи;

4) связанно с чувств-ым познанием, обусловл-м соц-но, сущность состоит в опосредов-м и обощенном отраж-ии ч-ком внутр-х связей предметов и явлений мира;

5) связанно с практ-й  деят-ю ч-ка, рез-т - новое знание (ч-к апробирует, проверяет новые знания в деят-ти);

6) соц-но обусловлено;

7) чувств-е познание чел-ка связывает его с опред. местом, а благодаря М. преодолевается барьер привязанности во времени и в пространстве, он может находиться в любом времени;

8) продуктивность – рез-т М. новое знание.

9) пр-ссуальность;

10) принадлежность к S;

11) предназначено для ориентировки в окр-м  мире;

12) Адаптивность.

 

 

18. Природа  и основные виды мышления.

Мышл-е – это познав-й псих-й пр-сс, неразрывно связанный с речью и заклюя-ся в обобщенном и опосредованном отражении окр-щей действ-сти с целью открытия сущест-но нового.

Природа м-я. В отеч-й психол-и в кач-ве физиолог-ских основ м-я, выд-ют пр-ссы, связ-ые с функцион-ем головного мозга (ГМ). При этом счит-ся, что мыслит-ю деят-ть «обесечивают» все зоны ГМ, связ-ые с др. познав-ми пр-ссами (ощущением, воспр-ем, вним-ем и т. д.). => физиологическая основа м-я - сложная аналитико-синтетическая деят-ть коры ПШ ГМ. В соотв-ии с теорией Павлова, для пр-сса м-я большое знач-е имеют сложные временные связи, образуемые м/у мозговыми концами анализаторов. Мысл-я деят-ть обеспеч-ся системами функц-но объединенных нейронов ГМ, к-е отвечают за конкретные мыслит-е операции и имеют свои хар-ки (коды). В нейронных кодах запечатлена опред-я частота импульсной активности нейронов, участвующих в решении кокретных умственных задач. М-е также напрямую связано с функц-ми системами (опред-ая организация эл-тов НС и органов тела ч-ка, позволяющая достигать полезного приспособительного рез-та и продуктивно выполнять мыслител-е задачи. П.К. Анохин)

Виды мышл-я:

I. П форме:

1. Наглядно-действенное – особый вид мышл-я, суть к-го: преобразование деят-ти с реальными предметами (люди, занятые производством материальных благ);

2. Наглядно-образное – особый вид мышл-я, к-й осущ-ся при воспр-и окр-щей действ-сти и без этого осущ-ся не может. Нагл.-образное мышл-е ос-нно хар-но для дошкольников и мл. школьников (они стремятся наполнить абстрактные понятия конкретными образами);

3. Абстрактно-логическое (словесно-логическое) основывается на использовании понятий об О, но не сами О, и не их образы (студенты заучивают понятия о физике, химии и т.д.)У зрелого ч-ка все эти виды мышл-я тесно преобладании того или иного вида мышл-я.

II. По хар-ру решаемых задач:

1. Теорет-е мышл-е связано с постижением з-нов, закон-стей, св-ств предметов и явлений;

2. Практич-е мышл-е требует решения реальных, практ-х задач, => подразумевает разработку планов и постановку целей, а также практ-ю их реализацию, ведущую к изменению действ-сти. Чаще всего наиб-е оптимальным явл-я гармоничное сочетание теорет-го и практ-го м-я. В ином случае – познавательная сфера ч-ка ограничена.

III. По степени развернутости:

1. Дискурсивное (развернутое) – в ходе мысл-ой деят-ти ч-к осознает все ее этапы;

2. Интуитивное – решение задачи приходит быстро и неожиданно, ч-к не осознает послед-сть основных этапов.

IV. По степени новизны и оригинальности:

1. Репродуктивное (воспроизводящее) м-е – вид м-я, при к-м ч-к использует имеющиеся сп-бы решения задачи;

2. Продуктивное (творческое) связано с созданием  новых, до  этого не используемых подходов, сп-бов к решению мыслительной  задачи.

Качества мышления:

1. Глубина – сп-сть проникнуть в сущность пр-мы, увидеть главные причины и на основе этого уметь представить разв-е дальнейших событий. Противоположное кач-во – поверхностность м-я.

2. Широта– охват различных аспектов вопроса (пр-мы), умение сопоставить разноплановые данные. Противоп-е кач-во – узость мышл-я.

3. Гибкость – умение адекватно и своевременно изменять ситуации и решения в связи с учетом новых ф-ров. Противоп-е кач-во – стереотипность м-я.

4. Оригинальность – сп-сть творчески решать задачи, ах-ть новые подходы. Противоп-е кач-во – стандартность м-я.

5. Критичность – склонность ч-ка любую инф-цию подвергать сомнению, анализировать разные доводы в пользу того или иного решения. Противоп-е кач-во – некритичность м-я.

6. Быстрота – скорость решения ч-ком стоящей задачи, опред-ая его с-стью оперативно перерабатывать инф-цию, нах-ть и реализовывать принятое решение. Противоположное качество – медлительность мышления.

 


Информация о работе Определение и общая характеристика памяти