Определение как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 23:44, реферат

Краткое описание

Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.
Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.
Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волен обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Вложенные файлы: 1 файл

Определение психологии как науки.docx

— 19.91 Кб (Скачать файл)
  1. Определение психологии как науки, ее место в системе  научного знания.
 

     Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.

     Психология  изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим  человеком.

     Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волен обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

     Всем  важно понять, что хотят, что могут  окружающие нас люди, как ориентироваться  в особенностях личности, мотивах  поведения, памяти и мышления, характера  и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация); она необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров.

     Что касается слова «психология», образованного  из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

     Психология  прошла длинный путь развития, происходило  изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

  1. этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
  2. этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
  3. этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
  4. этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Место психологии в системе  наук. В истории науки существовало много точек зрения на место психологии в системе наук. Ее определяли то как естественную, то как общественную, то как смешанную биосоциальную и социобиологическую науку. Говорили даже о существовании двух психологий: описательной и объяснительной. 

Психология возникла много веков назад в недрах философии как ее составная часть. По происхождению и основным понятиям психология тесно связана с философией. Некоторые разделы философии, например, теория познания,изучает закономерности процесса познания и основные его этапы (чувственное и логическое познание), связанные с психическими процессами. Этика как учение о нравственности, научном понимании добра и зла опирается на знания о личности, об эмоциях и чувствах. Эстетика — учение о прекрасном, его объективных законах и субъективных факторах, которые заключаются не только в искусстве, но и в природе, человеке, тесно связана с психологией личности. Более того, основной вопрос философии о том, что первично — материя или сознание — по своему существу является также психологическим. 

Психология тесно  связана с педагогическими науками  по своим целям: оптимальная реализация возможностей человека, его формирование, воспитание. Задача сохранения психического здоровья человека связывает психологию теснейшим образом с медицинскими науками: психогигиеной, неврологией, психиатрией, педиатрией, общей терапией и др. 

По методу и основному  аппарату знаний психология — естественная наука (Ананьев). Познание человека определяют в зависимости от того, что такое  сам человек. Человек — высший организм, верхний уровень и продукт  биологической эволюции. Поэтому  в познании человека психология тесно  связана с естественными науками: приматологией, анатомией, физиологией  общей и физиологией высшей нервной  деятельности, биофизикой, биохимией, эндокринологией, генетикой, эмбриологией и др. 

Биологическая эволюция привела человека к высшей ступени  развития, когда решающим фактором его развития становится общество. Именно жизнь человека в обществе определяет развитие сознания человека. Это убедительно доказывают примеры  так называемых «диких» детей, воспитанных  животными и не имеющих существенных признаков человеческого сознания. Дети с поражением чувствительности (слепоглухонемые) без специального воспитания и обучения средствам  общения остаются существами, ведущими растительный образ жизни. Таким  образом, сознание — это продукт  исторического, общественного развития. 

Специфика психологии определяется тем, что она изучает  человека не как исторический или  биологический вид, она изучает  человека как личность. Главной задачей  психологии является целостное знание о человеке.В решении этой задачи встречаются естественные и общественные науки. Герцен писал: «Психология — это последнее звено природы и первое звено истории». 

Психология в системе  современного человекознания занимает промежуточное положение, находясь, по словам Константинова, «ровно посередине между естествознанием и обществознанием». Такое положение психологии делает ее связующим звеном между этими науками, делает ее наукой, которую, согласно точке зрения Пиаже, можно рассматривать не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник их развития. Синтезируя достижения общественных, естественных и технических наук, психология выступает в роли одной из узловых научных дисциплин, разрабатывающих проблемы человека.


Информация о работе Определение как науки