Опрос как метод социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:36, реферат

Краткое описание

Современный ученый, работающий в общей психологии, ориентирован в своей методологии на то, что существуют общие для всех людей закономерности психологической реальности, которые обнаруживают себя во взаимодействии людей в исторических условиях конкретного времени их жизни. Для изучения этих закономерностей он прибегает к исследованиям, к воздействию на психическую реальность с целью познания её закономерностей. В современной психологической науке использование методов обусловлено научным подходом к изучению психических явлений, которым руководствуется определённое психологическое направление.

Содержание

Введение
1. Общие сведения
2. Виды опросов
2.1 Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами
2.2 Виды вопросов. Правила составления вопросов
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по социальной психологии.docx

— 36.44 Кб (Скачать файл)

 

Институт  экономики управления и права

Кафедра психологии труда и предпринимательства

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Социальная психология»

на тему: «Опрос как метод социальной психологии»

 

 

 

Выполни

Проверил:

 

 

 

 

Казань 2012

 

 

План

Введение

1. Общие сведения

2. Виды опросов

2.1 Виды вопросов в соответствии  с решаемыми задачами

2.2 Виды вопросов. Правила  составления вопросов

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любая наука развивается  динамично и прогрессивно, если она  располагает с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают  ученые, а с другой - достаточно объективными точными и надёжными методами, позволяющими проверить эти идеи.

Роль метода как способа  познания и исследования явлений  природы и социальной жизни заключается  в том, чтобы с помощью специальных  приёмов (или методов) проникать  за пределы явлений, доступных непосредственному  наблюдению, т.е. проникать в те внутренние законы, которые составляют сущность изучаемого явления. По определению  С.Л. Рубинштейна, метод - это путь познания, способ посредством которого познаётся предмет науки.

Современный ученый, работающий в общей психологии, ориентирован в своей методологии на то, что  существуют общие для всех людей  закономерности психологической реальности, которые обнаруживают себя во взаимодействии людей в исторических условиях конкретного  времени их жизни. Для изучения этих закономерностей он прибегает к  исследованиям, к воздействию на психическую реальность с целью  познания её закономерностей. В современной  психологической науке использование  методов обусловлено научным  подходом к изучению психических  явлений, которым руководствуется  определённое психологическое направление.

Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных  частных методов, или методик. Все  методы психологии опираются на основные закономерности предмета науки. Целью  написания данного реферата является рассмотрение отдельного метода психологического исследования - это метод опроса (эмпирический метод).

 

1. Общие сведения

Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования  и беседы (интервью).

Источником информации в  опросе являются письменные или устные суждения индивида. Метод опроса часто  подвергается критике: выражается сомнение в достоверности информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых. Для получения более достоверной  информации создаются специальные  опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. В психологии разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д.

Если опрос проводится письменно с использованием анкеты, то говорят о методе анкетирования, преимущество которого состоит в  том, что в нем одновременно может  участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут  быть статистически обработаны. В  юридической практике анкеты применяются  достаточно широко, но необходимо помнить, что получение надежных и достоверных  фактов требует профессиональных знаний от составителей анкет. Плохо составленная анкета не только не дает достоверной  информации, но и компрометирует сам  метод. Оценивая в целом метод  анкетирования, можно отметить, что  он представляет собой средство первичной  ориентировки, предварительной разведки. Полученные при анкетировании данные намечают направления дальнейшего  изучения личности или группы.

Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя  с опрашиваемым характерно для метода беседы (интервью). Беседа является более "психологичной" формой опроса, так  как в ней имеет место взаимодействие субъектов, подчиненное определенным социально-психологическим закономерностям. Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы общения. Исследователь должен расположить к себе опрашиваемого, вызвать его на откровенность.

Опрос можно рассматривать  как один из самых распространённых методов получения информации о  субъектах -- респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Индивид -- особь, отдельно существующий организм или отдельно взятый человек, как представитель человеческого рода; отдельный представитель общества, народа, класса, социальной группы. Человек с момента рождения -- индивид, индивид - это не «один», а «один из» человеческого общества. Понятие подчёркивает зависимость человека от общества.

Индивид - человек, обладающий только ему свойственными характеристиками, как внешнего, так и внутреннего характера.

2. Виды опросов

2.1 Виды вопросов  в соответствии с решаемыми  задачами

Метод опроса весьма распространенный метод в социально-психологических  исследованиях. Суть метода заключается  в получении информации об объективных  или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т.д.) фактах со слов опрашиваемых.

Опрос представляет собой  метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов  опроса, и каждый из них имеет  свои достоинства и недостатки.

Устный опрос применяется  в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и  реакциями человека, отвечающего  на вопросы. Этот вид опроса позволяет  глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует  специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени  на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно  зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих  лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет  охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма -- анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Метод анкетирования - психологический вербально-коммуникативный метод. Анкетирование - опрос при помощи анкеты, (вербально-коммуникативный метод- психологический и психодиагностический метод на основе речевого (устного или письменного) общения), анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами. Первым метод опроса в психологии применил Ф. Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. Пионерами его применения в психологии являются также С. Холл, А. Бине, Г.М. Андреева, Э. Ноэль.

Виды анкетирования разделяются  по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу распространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и прессового опроса является низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля над качеством заполнения анкет, использование только очень простых по структуре и по объему анкет.

Предпочтение типа опроса определяется целями исследования, его  программой, уровнем изученности  проблематики. Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью.

Свободный опрос разновидность  устного или письменного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов  на них заранее не ограничен определенными  рамками. Опрос данного типа позволяет  достаточно гибко менять тактику  исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные  ответы. В свою очередь стандартизированный  опрос, при котором вопросы и  характер возможных ответов на них  определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными  методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты  отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки  первичных данных, а также своеобразие  их последующей интерпретации. С  помощью тестов можно изучать  и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это -- их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях обычно применяется  третий тип тестов -- проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно  неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой  ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в  картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти  люди, чем они озабочены, а чем  думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации  ответов судят о собственной  психологии отвечающих,

Тесты проективного типа предъявляют  повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме  того, такие тесты требуют большой  специальной подготовки и высокой  профессиональной квалификации со стороны  самого психолога.

Личностные тесты

Очень свободное значение - любой прием или инструмент для  оценки личности. Как правило, прямые тесты (например, Миннесотский многопрофильный  личностный опросник) различаются с косвенными или проективными тестами (например, тестом Роршаха).

Миннесотский многопрофильный  личностный опросник - один из самых широко распространенных самоотчетных опросников для оценки личности. Опубликованная в 1942 г. первая версия состояла из основного набора в 550 пунктов, каждый из которых представлял собой описательное утверждение относительно характерных чувств или моделей поведения, с которым субъект выражал свое согласие или несогласие. Первоначально он разрабатывался как клинический диагностический инструмент и содержал восемь шкал. Он предназначался для оценки большинства (на то время) общепринятых клинических синдромов. Хотя оказалось, что MMPI не является объективным клиническим инструментом оценки, каким его представляли его разработчики, он стал чрезвычайно полезным в исследованиях социальных/личностных проблем. Действительно, в настоящее время имеется более 200 отдельных шкал, измеряющих такие черты и качества, как тревога, сила я (ego), маскулинность/фемининность и интернальность/ экстернальность, которые были разработаны на основе оригинального набора пунктов MMPI. В связи с тем, что многие пункты устарели, а также из-за возможных искажений в наборе пунктов и измерительных шкалах, опросник был модифицирован в конце 1980-х гг., и была пересмотрена система подсчета с тем, чтобы отразить результаты, полученные на большой, репрезентативной выборке американцев. Пересмотренная версия содержит 567 пунктов, каждый из которых представляет собой утверждение о себе, на которое нужно ответить: "истинно", "ложно" или "не могу сказать". Теперь в нем содержится 15 согласованных шкал, которые связаны с рядом психологических проблем, таких как; тревога, депрессия, гнев, социальный дискомфорт, семейные проблемы и т.д., а также имеются версии как для взрослых, так и для подростков.

Информация о работе Опрос как метод социальной психологии