Опрос как метод социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:36, реферат

Краткое описание

Современный ученый, работающий в общей психологии, ориентирован в своей методологии на то, что существуют общие для всех людей закономерности психологической реальности, которые обнаруживают себя во взаимодействии людей в исторических условиях конкретного времени их жизни. Для изучения этих закономерностей он прибегает к исследованиям, к воздействию на психическую реальность с целью познания её закономерностей. В современной психологической науке использование методов обусловлено научным подходом к изучению психических явлений, которым руководствуется определённое психологическое направление.

Содержание

Введение
1. Общие сведения
2. Виды опросов
2.1 Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами
2.2 Виды вопросов. Правила составления вопросов
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по социальной психологии.docx

— 36.44 Кб (Скачать файл)

Тест Роршаха (чернильные пятна) - называется так потому, что его разработал швейцарский ученый доктор Герман Роршах. Тест состоит из десяти симметрично раздавленных на бумаге чернильных клякс -- и цветных и черных. Человек, проходящий обследование, должен, рассмотрев каждое такое пятно, ответить на вопрос, что он в нем видит или что оно напоминает ему. Точно так же, как ясным летним днем рассматривая облака, плывущие по небу, в них можно обнаружить что-то похожее на корабль, на скачущего всадника и на тысячу других предметов. При этом каждый человек видит что-то свое.

Тест крайне прост и  вполне доступен любому. Правда, чтобы  разглядеть что-то в пятнах, одному человеку потребуется 10 минут, другому -- несколько часов. Ограничений во времени никаких нет, заранее подготовиться к ответу невозможно, поэтому ответы испытуемых никогда не бывают правильными или неправильными. Они всегда объективны. Собрав их и отметив, сколько затрачено времени, психолог анализирует весь полученный материал и составляет заключение о том, что собой представляет личность испытуемого.

Тест Роршаха используется для изучения личности. Он считается лучшим из всех тестов, существующих на сегодня, несмотря на то что обычно используется в сочетании с другими методиками

Метод лестницы

Метод лестницы или лэддеринг -- метод опроса, применяемый в маркетинговых исследованиях, один из методов, частично стандартизированных качественных опросов. Целью лэддеринга является установление причинно-следственных связей между свойствами (attributes) продукта или бренда, выгодами от использования (consequences) и ценностями (values) потребителей. Например, домохозяйка может покупать дорогой стиральный порошок, чтобы удовлетворить потребность в чистом, опрятном внешнем виде (выгода). Ценностный ориентир, который определяет выбор бренда/продукта -- стремление быть образцовой женой и матерью и заслужить таким образом уважение в обществе. Другим мотивом (выгодой) может быть сохранение первоначального цвета белья и потребность модно выглядеть. За последней выгодой стоят уже иные ценностные ориентиры -- например, стремление выделиться из общей массы.

Опрос происходит таким образом: интервьюер задает вопрос: «Почему  Вы покупаете этот продукт/бренд»? Респондент отвечает, после этого интервьюер задает вопрос: «А почему?», «Почему?»  и т.д. Таким образом, постоянно  повышается уровень абстракции -- отсюда название метода.

Метод основан на теории means-end-chain, разработанной Т.Дж. Рэйнолдсом и Дж. Гутманом.

Проблемой такой процедуры  является то, что респонденты могут  начать выдумывать причины и пытаться объяснить своё поведение даже в  том случае, если на самом деле их решения являются привычными или  малоосознанными (например, в случае импульсных, спонтанных покупок). Соответственно, данный метод имеет смысл применять только для товаров с высоким уровнем (рациональной) вовлечённости потребителей.

Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.

Метод интервью отличается строгой организованностью и  неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы  субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто  не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной  атмосферы общения. Цель интервью с  точки зрения психолога -- получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

Основные виды интервью в  социально-психологическом исследовании -- стандартизированное и нестандартизированное интервью.

Виды интервью

Стандартизированное, или  формализованное, интервью. В таком  интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в  которой они задаются. При этом исследователь не имеет возможности  их изменения.

Нестандартизированное, или свободное, интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом. Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента. Большое значение для успешного интервьюирования имеет техника ведения беседы. Она требует от интервьюера умения устанавливать тесный контакт с респондентом, заинтересовать его в искренней беседе, «активно» слушать, владения навыками постановки и регистрации ответов, преодоления «сопротивления» опрашиваемого. При этом интервьюер должен избегать навязывания («подсказывания») опрашиваемому лицу возможного варианта ответа, исключить субъективное истолкование его высказывания. Трудность проведения интервью связана с задачей поддержания в течение всего времени беседы необходимой глубины контакта с респондентом. В литературе описаны разнообразные приемы стимулирования активности (ответов) опрашиваемого, среди них наиболее часто упоминаются: выражение согласия (внимательный взгляд, кивок, улыбка, поддакивание), использование коротких пауз, частичное несогласие, уточнение путем неправильного повторения сказанного, указание на противоречия в ответах, повторение последних слов, требование пояснений, добавочной информации и др.

Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

По стадии исследования

Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного  исследования. (Пилотажное исследование - предварительное пробное исследование, проведенное с целью проверки и уточнения целей, задач, гипотез, основных понятий, пригодности, надежности, исследовательского инструментария основного  исследования.)

Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.

Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов  и для пополнения банка данных.

По количеству участников

Индивидуальное интервью - интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).

Групповое интервью - интервью, в котором участвует более двух человек.

Массовое интервью - интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.

Выделяют также другие виды интервью, например, фокусированное, терапевтическое и др. Каждый из перечисленных видов интервью характеризуется  определенными ограничениями по целям применения и характеру  получаемой информации. Принято выделять ключевые фазы установление контакта: основная и завершение интервью.

Критерии эффективности  интервью: полнота (широта) -- оно должно позволить опрашиваемому по возможности  полно осветить различные аспекты  обсуждаемой проблемы; специфичность (конкретность) -- в нем должны быть получены точные ответы по каждому  значимому для опрашиваемого  аспекту проблемы; глубина (личностный смысл) -- оно обязано выявить эмоциональный, когнитивный и ценностный аспекты  отношения респондента к обсуждаемой ситуации; личностный контекст -- интервью призвано выявить характеристики личности опрашиваемого и его жизненного опыта.

Информация, получаемая в  интервью, является более содержательной и глубокой в сравнении с анкетой. Однако недостатком является, прежде всего, трудно контролируемое влияние личности и профессионального уровня интервьюера на опрашиваемого, которое может приводить к искажению объективности и надежности информации.

2.2 Виды вопросов. Правила составления вопросов

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные.

Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие  опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала  формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания  лишь специалистам. Затем эти вопросы  переводятся в анкетные, которые  сформулированы на доступном неспециалисту  языке.

При составлении вопросов нежелательно употребление специальных, специфичных терминов.

Вопросы должны быть краткими.

Вопросы должны быть конкретными.

Вопросы не должны содержать  подсказку.

Формулировка вопроса  должна предотвратить получение  шаблонных ответов.

Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).

Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным. Ломгика - наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о правильном мышлении. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частным случаем которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.

Выводное знание, полученное с помощью применения законов  логики и методов логического мышления, - цель любого логического действия, нацеленного на достижение истины и применение полученного знания для более глубокого познания явлений и событий окружающего мира.

Одна из главных задач  логики - определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Логика служит одним из инструментов почти любой науки. Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами. Закрытые - открытые

Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут  быть дихотомическими («да/нет») или  же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов  ответа. Ответы на закрытые вопросы  легко поддаются обработке; недостатком  же можно считать высокую вероятность  необдуманности ответов, случайный  их выбор, автоматизм у респондента.

Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных  ответов, а респондент отвечает в  свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми  вопросами.

Субъективные - проективные

Субъективные вопросы  спрашивают респондента об его отношении  к чему-либо или о его поведении  в определённой ситуации.

Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.

Область применения метода опроса в социальной психологии

Область применения опроса в социальной психологии:

а) на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического  инструментария;

б) опрос как средство уточнения, расширения и контроля данных;

в) как основной метод  сбора эмпирической информации.

Специфика применения опроса в социальной психологии связана  со следующим:

а) в социальной психологии опрос не является основным методическим инструментом, например, по сравнению  с социологией;

б) опрос, как правило, не используется для выборочных исследований;

в) применяется как сплошной опрос на реальных социальных группах;

г) чаще всего проводится в очной форме;

д) в социально-психологическом исследовании анкета не просто вопросник, а комплекс специальных приемов и методик (шкалы, ассоциативные приемы, тесты др.) изучения объекта и др.

Существуют специальные  техники и правила проведения опроса, направленные на обеспечение  надежности и достоверности информации: определение представительности выборки  и мотивации участия в опросе; конструирование вопросов и композиции вопросника; проведение опроса.

В литературе описаны типичные ошибки, возникающие при неграмотном  конструировании вопросов. Наиболее часто упоминают такие внешние признаки, связанные с недостатками в составлении анкеты, как отсутствие порядка в ответах (пропуски вопросов) вследствие неудачного формулирования вопросов, использования специальных терминов, затрудняющих их понимание; преобладание единообразных ответов типа «все или ничего», т.е. отсутствие различий в ответах у респондентов -- результат высокой стереотипности вопроса; большое количество ответов «не знаю, затрудняюсь ответить» -- расплывчатость, неопределенность вопросов; большое количество неуместных комментариев опрашиваемых -- неполный перечень возможных альтернатив ответа; значительный процент отказов -- плохая композиция анкеты, неудовлетворительная инструкция анкеты и др.

Информация о работе Опрос как метод социальной психологии