Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 19:08, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение психологической готовности детей к обучению в школе.
Объект исследования: психологическая готовность детей к обучению в школе
Предмет исследования: уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в школе
В процессе написания курсовой работы решались следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности психического развития ребёнка в 6-7-летнем возрасте.
3. Проанализировать основные методики и методы изучения и диагностики психологической готовности ребёнка к школьному обучению.
Введение 3
1. Теоретические основы изучения психологической готовности ребенка к школе 6
1.1. Изучение проблемы готовности к школьному обучению в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности психического развития ребенка 6-7-летнего возраста 14
Выводы 19
2. Опытно-практическая работа по изучению психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к школе 21
2.1. Анализ методик и методов исследования и диагностики психологической готовности к школьному обучению 21
2.2. Организация практического исследования уровня
психологической готовности детей к школе 24
2.3. Практические рекомендации по подготовке детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе 43
Выводы 60
Заключение 61
Список литературы 62
В процессе практической работы нами было проведено полное обследование группы детей (10 дошкольников) на предмет их психологической готовности к обучению в школе.
В результате было выявлено, что 90% детей имеют интеллектуальную, эмоциональную и социальную зрелость, которая проявляется в психологической готовности к школе.
Для детей, которые имеют низкий уровень сформированности психологической готовности к школе, была составлена коррекционная программа, включающая в себя развивающие игры, позволяющие продвинуть вперёд психическое и личностное развитие детей и ориентироваться в межличностном взаимодействии со сверстниками для создания совместной деятельности.
Таким образом, цель нашего исследования выполнена, а задачи курсовой работы решены полностью.
Список литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: МГУ, 1999. – 148 с.
2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: МГУ, 1992. – 98 с.
3. Божович Л.И. Развитие мотивов учения у советских школьников / Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина // Известия АПН РСФСР. - № 36. - 1991. – С. 14–21.
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности. – М.: Воронеж, 2005. – 164 с.
5. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. – 2002. - №10. - С. 19–25.
6. Борозинец Н.М. К вопросу психологической готовности к школе детей с трудностями в обучении // Вопросы психологии. - 1998. - №2. - С. 56–61.
7. Венгер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М.: МГУ, 2001. – 96 с.
8. Венгер А.Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. - 2005. - №8. - С. 66–74.
9. Витилах Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике // Психодиагностика: теория и практика. – М.: Психология, 1996. – 126 с.
10. Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. - 2001. №12. – С. 17–20.
11. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М.: МПГУ, 2002. – 48 с.
12. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. – М.: МГУ, 1996. – 154 с.
13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: МГУ, 1996. – 264 с.
14. Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе // Начальная школа. - 2001. - №4. - С. 11–13.
15. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Наука, 1991. - 187 с.
16. Дмитриевская Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе // Начальная школа. - 2000. - №12. - С. 17–20.
17. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М.: МГУ, 2001. – 68 с.
18. Кейс Г.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей. - М.: Арт-Пресс, 2012. - 136 с.
19. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Наука, 2002. – 196 с.
20. Копылева И.Н. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап в жизни? // Начальная школа. - 2010. - №1. - С. 96–100.
21. Костикова М.Н. Анализ условий преодоления детьми затруднений при выполнении заданий как один из методов определения готовности к школьному обучению // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М.: Астрель, 2011. – С. 86-92.
22. Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М.: МГУ, 2005. – 184 с.
23. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психологическая готовность к школе. - М.: Мысль, 2009. - 132 с.
24. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: МГУ, 2001. – 94 с.
25.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Наука, 2006. – 182 с.
26. Мухина В.С. Детская психология, М.: Просвещение, 1993. - 315 с.
27. Нежнова Т.А. Динамика "внутренней позиции" при переходе от дошкольного к школьному возрасту. - М.: Просвещение, 2009. - 176 с.
28. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ИЦ Сфера, 2011. - 148 с.
29.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: МГУ, 2000. - 189 с.
30. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6 - 7 летнего возраста и подготовка их к школе. - М.: Просвещение, 1978 - 291 с.
31. Подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения / Под ред. М.Н. Ильиной. - Москва, Санкт - Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск, 2004 - 186 с.
32. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 2006. - 225 с.
33. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.Академия, 2008. – 248 с.
34. Программа воспитания и обучения в детском саду. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под ред. Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. - Ярославль: Академия развития, 2006 - 117 с.
35. Рыбина Э.А. Готов ли ребёнок к школьному обучению? // Дошкольное воспитание. - 2001. - №8. – С. 25–28.
36. Самоухина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.: МГУ, 2003 - 215 с.
37. Смирнова Б.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания. – М.: МГУ, 2000. – С. 97 - 99.
38. Справочник психолога начальной школы / Под ред. О.Н. Истратовой и Т.В. Эксакусто, Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 325 с.
39. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Практикум. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - С. 409-442.
40. Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология / Дубровина И.В., Зацепин В.В. - М.: Просвещение, 2004. - 253 с.
41. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2012 - 194 с.
42.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: МГУ, 2000. - 286 с.
43.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: МГУ, 2006. – 128 с
44. http://www.psychology.ru
45. http://www.psihe.ru
46. http://www.psychologies.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Итоговая таблица результатов диагностики психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе
Испытуемые |
Результаты диагностических методик | |||||||
внутренняя позиция школьника |
мотивы в аффективно-потребностной сфере |
Методика «Домик» |
Методика «Да и нет» |
Методика «Сапожки» |
Методика «Последовательность событий» |
Методика «Звуковые прятки» |
ИТОГ | |
Саша С. |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
Ханна А. |
с |
с |
с |
с |
в |
с |
с |
с |
Дима К. |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
Фёдор И. |
с |
с |
н |
н |
н |
в |
с |
с |
Ксения М. |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
Дамир Ш. |
в |
с |
в |
с |
с |
в |
с |
с |
Нико К. |
в |
с |
с |
с |
с |
в |
с |
с |
Нина М. |
н |
н |
н |
н |
н |
с |
н |
н |
Лена П. |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
Анна А. |
в |
в |
с |
с |
в |
с |
с |
с |
в - высокий уровень
с - средний уровень
н - низкий уровень
Приложение 2
Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти
1 вариант. Приготовьте 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов. Например: игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка.
Инструкция. "Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю".
Затем четко произнесите подряд 10 слов, после чего предложите повторить в любом порядке.
Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.
Выявите, на каком повторении
ребенок воспроизводит наибольшее количество
слов, и после этого оцените следующие
характеристики ребенка:
A) если воспроизведение начинает сначала
увеличиваться, а потом уменьшается, то
это говорит об истощаемости внимания,
забывчивости;
Б) зигзагообразная форма кривой указывает
на рассеянность, неустойчивость внимания;
B) "кривая" в форме
плато наблюдается при
2 вариант. Ребенку дается лист бумаги, простой карандаш.
Инструкция. "Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты можешь на листочке нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит каждое из них. Но рисовать можно только картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы все они на нем уместились. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунка не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл "слова".
Набор слов: веселый мальчик, вкусный обед, строгая воспитательница, сложная работа, холодно, простуда, обман, дружба, развитие, слепой мальчик, страх, веселая компания.
Приложение 3.
Методика Л.А. Венгер «Самое непохожее»
Позволяет изучить мышление и восприятие детей.
Проведение теста. Перед ребенком в ряд выкладывается 8 геометрических фигур:
Дети 6-7 лет самостоятельно вычленяют следующие параметры: цвет, величина, форма - и ориентируются на весе эти параметры при выборе фигурки.
Инструкция. Одну из фигур (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку и просят: "Найди среди остальных фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая - только одна"; указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом и спрашивают: "Почему ты считаешь, что эти фигурки самые непохожие?" Каждый ребенок выполняет задание с 2-3 фигурками.
Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может помочь и, указывая на две фигурки, различающиеся по одному параметру (например, большой и маленький синий квадрат), спросить: "Чем эти фигурки отличаются друг от друга?". Так же можно помочь выделить и другие признаки - цвет и форму.
Уровень выполнения задания определяются количеством признаков, на которые ориентируется ребенок при выборе "самой непохожей" фигурки и которые он назвал.
Приложение 4
Методика «Последовательные картинки»
Методика направлена на изучение словесно-логического мышления. Ребенку предлагается серия картинок (5-8), в которых рассказывается о каком-то событии. Используются последовательные картинки теста Д. Векслера: Соня, Пожар, Пикник.
Проведение теста. Перед ребенком в произвольном порядке раскладываются картинки. Инструкция. "Посмотри эти картинки. Как ты думаешь, о чем здесь рассказывается? А теперь расположи карточки так, чтобы получился связный рассказ".
Если ребенок не может сразу определить содержание ситуации, ему можно помочь вопросами: "Кто изображен? Что они делают?" и т.д. Убедившись, что ребенок понял общее содержание картинок, предложите разложить их по порядку: "Разложи картинки так, чтобы было понятно, с какой из них начинается этот рассказ и какой оканчивается". В процессе работы взрослый не должен вмешиваться и помогать ребенку. После того как ребенок закончит раскладывать картинки, его просят рассказать историю, которая получилась в результате расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому. Если в рассказе допущена ошибка, то ребенку указывают на нее в процессе рассказа и говорят, что не может быть так, чтобы что бы пожарные потушили пожар, а потом он возник, или чтобы сначала собака стащила курицу, а потом она опять оказалась в корзинке. Если ребенок самостоятельно ошибку не исправляет, взрослый не должен перекладывать картинки до окончания рассказа.