Организация экспериментального исследования по гендерной социализации детей дошкольного возраста в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: в политику, экономику, культуру, образование. По определению Организации Объединенных Наций, именно гендерные отношения (социальные отношения между полами) являются одной из главных проблем XXI века. Возрастание роли гендерных исследований в педагогике получило также законодательное обоснование в указаниях Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации при правительстве РФ от 22 января 2003 года и приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2003 г. «Об освещении гендерных вопросов в системе образования», в которых были даны официальные рекомендации по изучению основ гендерных знаний в системе образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоритические основы процесса гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста………………………………………….. 6

1.1 Понятие процесса социализации детей дошкольного возраста………. 6

1.2 Особенности гендерной социализации детей дошкольного возраста

Глава 2. Организация экспериментального исследования по гендерной социализации детей дошкольного возраста в ДОУ……………………….

2.1 Психолого-педагогические условия гендерной социализации детей дошкольного возраста в ДОУ…………………………………………………..

2.2 Содержание и оценка эффективности экспериментальной работы по гендерной социализации детей дошкольного возраста……………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

 

Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. По многим параметрам социального и эмоционального развития ребенка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своем обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Причем женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот − маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики. (Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 212 с.)

 

Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а депривация, эмоциональный дефицит: ребенка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчужден. Дети, чье поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола. (Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 212 с.)

 

Хотя несоответствие гендерным стереотипам создает психологические трудности для всех детей, у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

 

1) для мальчиков на всех этапах  формирования гендерной устойчивости  требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически  идет по женскому типу;

 

2) мужские качества традиционно  ценятся выше женских и давление  на мальчиков в направлении  дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в сторону демаскулинизации; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);

 

3) в раннем детстве мальчики  и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.

 

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе: деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в процессе педагогического взаимодействия (Штылева Л.В.).

 

Реализация гендерного подхода в современном дошкольном образовательном учреждении нацеливает ученых и практиков на поиски современных эффективных механизмов (методик, технологий), обеспечивающих помощь мальчикам и девочкам в осознании своей человеческой уникальности, неповторимости, становлении своего женского/мужского достоинства, развитии способности стать активным субъектом гендерных взаимоотношений своей семье, личной жизни и т.д.

 

Таким образом, проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и гендерной дифференциации и лежащая на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины, психологии и др.), − одна из важнейших и актуальных проблем дошкольной педагогики. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье. Долгое время в силу ряда объективных и субъективных причин эта проблема оставалась вне сферы исследования педагогов.

 

 

 

 


Информация о работе Организация экспериментального исследования по гендерной социализации детей дошкольного возраста в ДОУ