Организация экспериментального исследования по проблеме развития творческих способностей младших школьников в процессе игровой деятель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 18:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель: теоретически изучить и экспериментально проверить развитие творческих способностей младших школьников в процессе игровой деятельности.
Объектом исследования является творческие способности
В качестве предмета исследования рассматривается игровая деятельность как средство развития творческих способностей.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что процесс игровой деятельности является эффективным инструментом повышения уровня творческих способностей младших школьников.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у младших школьников в процессе игровой деятельности.
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
1.3. Роль игровой деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация экспериментального исследования по проблеме развития творческих способностей младших школьников в процессе игровой деятельности.
2.1. Методы исследования развития творческих способностей младших школьников.
2.2. Формирующий этап эксперимента. Программа занятий по развитию творческих способностей младших школьников.
2.3. Анализ интерпретации результатов исследования на обобщающем этапе эксперимента.
Выводы по второй главе.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

диплом по псих..doc

— 480.50 Кб (Скачать файл)

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества.

Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие “система”, а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме.

Цель заданий данного  типа – развитие основ системного мышления учащихся.

Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются биосистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

Выбираемые учащимися  методы творчества при выполнении заданий  характеризуют соответствующие  уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся творческой деятельности.

III уровень – предполагает выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов. Используются такие методы творчества:

  • метод фокальных объектов,
  • морфологический анализ,
  • метод контрольных вопросов,
  • отдельные типовые приемы фантазирования.

II уровень - предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методов и элементов ТРИЗ, таких как:

  • метод маленьких человечков,
  • методы преодоления психологической инерции,
  • системный оператор,
  • ресурсный подход,
  • законы развития систем.

I уровень – предполагает выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов ТРИЗ:

    • адаптированный алгоритм решения изобретательских задач,
    • приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени,
    • типовые приемы разрешения противоречия.

Отечественные психологи и педагоги - Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Колмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и другие, подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей, является самостоятельным  структурным элементом содержания образования:

  • перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,
  • самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,
  • комбинирование ранее усвоенных способов в новые и другие.

Анализ основных психологических  новообразований и характера  ведущей деятельности этого возрастного  периода, современные требования к  организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний. [68]

В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены  определения творческих видов деятельности.

Познание – образовательная деятельность ученика, понимая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания.

В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда, в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.

Значение воображения  в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта  способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается  особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Вместе с уменьшением  способности человека фантазировать  обедняется личность, снижаются возможности  творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.

Младшие школьники большую  часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры – плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико. [78]

Однако, фантазия, как  и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление  развитие. Она должна способствовать лучшему по знанию окружающего мира самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт. По словам Л.С. Выготского [10], воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

- построение образа, конечного результата его деятельности;

- создание программы  поведения в ситуации неопределенности, создание образов, заменяющих деятельность;

- создание образов  описываемых объектов.

Для развития ребенка  очень важно формирование многих интересов.

Следует отметить, что  для школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности.

Дети, в отличие от взрослых, способны проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах. Развитая способность воображения, типичная для детей младшего школьного возраста, постепенно теряет свою деятельность по мере увеличения возраста

Ребенок младшего школьного  возраста в условия воспитания и  обучения начинает занимать новое место  в системе доступных ему общественных отношений. Это связано, прежде всего, с поступлением его в школу, которая  накладывает на ребенка определенные общественные обязанности, требующие к ней сознательного и ответственного отношения, и с новым положением его в семье, где он также получает новые обязанности. В младшем школьном возрасте ребенок впервые становится как в школе, так и в семье, членом настоящего трудового коллектива, что является основным условием формирования его личности. Следствием этого нового положения ребенка в семье и в школе является изменение характера деятельности ребенка. Жизнь в организованном школой и учителем коллективе приводит к развитию у ребенка сложных, социальных чувств и к практическому овладению важнейшими формами и правилами общественного поведения. Переход к систематическому усвоению знаний в школе является фундаментальным фактом, формирующим личность младшего школьника и постепенно перестраивающим его познавательные процессы.

Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени  обучения, необычайно широк по сложности  – от нахождения неисправности в  моторе или решения головоломки, до изобретения новой машины или  научного открытия. Но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности. [86]

Творческая деятельность, является более сложной по своей  сущности, доступна только человеку.

Есть великая “  формула” приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность –помочь ребенку встать на этот путь.

Перед школой всегда стоит  цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.

 

 

    1. Роль игровой деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Игра была предметом  многочисленных исследований с точки  зрения ее связи с детским творчеством. [55]

Понятие об "игре" вообще имеет некоторую разницу у  разных народов. Так, у древних греков слово "игра" означало собою действия, свойственные детям, выражая главным  образом то, что у нас теперь называется "предаваться ребячеству". У евреев слову "игра" соответствовало понятие о шутке и смехе. У римлян "ludo" означало радость, веселье. Впоследствии на всех европейских языках словом "игра" стали обозначать обширный круг действий человеческих, — с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой — доставляющих людям веселье и удовольствие.

Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть, именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между  самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначаемыми словом «игра», мы и не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и удовлетворительного объяснения разных форм игры. Это положение и привело Ж. Колларитса (J. Kollarits, 1940) к пессимистическому выводу, что точное определение и отграничение игры в широкой сфере деятельности человека и животных невозможно, а всякие поиски таких определений должны быть квалифицированы как «научные игры» (jeuxscientifiques) самих авторов.

 В. Вундт писал: «Игра — это дитя труда. Нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной из форм серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени и по самому существу. [93]

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. [53]

Игра как специфическая детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо.

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Остановимся лишь на некоторых. А.В. Запорожец и А.П. Усова разработали следующую классификацию:

1. Игры-драматизации и  строительные игры;

2. Подвижные игры;

3. Дидактические игры.

Несколько другой подход к классификации игры у Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Они предлагают следующий вариант:

Информация о работе Организация экспериментального исследования по проблеме развития творческих способностей младших школьников в процессе игровой деятель