Организация экспериментального исследования по проблеме развития творческих способностей младших школьников в процессе игровой деятель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 18:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель: теоретически изучить и экспериментально проверить развитие творческих способностей младших школьников в процессе игровой деятельности.
Объектом исследования является творческие способности
В качестве предмета исследования рассматривается игровая деятельность как средство развития творческих способностей.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что процесс игровой деятельности является эффективным инструментом повышения уровня творческих способностей младших школьников.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у младших школьников в процессе игровой деятельности.
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
1.3. Роль игровой деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация экспериментального исследования по проблеме развития творческих способностей младших школьников в процессе игровой деятельности.
2.1. Методы исследования развития творческих способностей младших школьников.
2.2. Формирующий этап эксперимента. Программа занятий по развитию творческих способностей младших школьников.
2.3. Анализ интерпретации результатов исследования на обобщающем этапе эксперимента.
Выводы по второй главе.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

диплом по псих..doc

— 480.50 Кб (Скачать файл)

Игры с правилами  можно разделить на три подгруппы:

  • Подвижные игры (салочки, прятки, классики и т.п.);
  •   Сюжетные игры могут быть разделены на несколько подгрупп: ролевые (когда ребенок превращается в доктора, маму, бабушку); режиссерские игры (разыгрывает сражения, управляя игрушечными солдатиками, управляет жизнью кукольной семьи); игра – драматизация (можно провести аналогию со спектаклем...)

На наш взгляд интересный подход к классификации игр найден П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым. Они предложили деление игр на два основных типа: естественные и искусственные игры.

Так, естественные игры разделены на три рода: 
1. Игры теплокровных животных и их детенышей;

  1. Игры первобытных людей и их детей;
  2. игры современных детей на разных этапах развития.

Искусственные игры разделены на два больших рода: детских игр и результативных игр, например, «дочки-матери» или «классики».

Род результативных игр имеет два основных класса: 
– энергетические, которые характеризуются «выбросом мускульной силы», например, хоккей и лапта; 
– интеллектуальные объединены в три вида – абстрактные, символические и имитационные, которые характеризуются большим «выбросом умственной энергии».

Особый подход в классификации  педагогической игры сделан Г.К. Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых  технологий:

– по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

– по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

– по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;

– по предметной области: математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные. Литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие;

– по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения (ТСО), технические со средствами передвижения.

 

 

В дошкольном и младшем  школьном возрасте выделяются три класса игр:

  • игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;
  • игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
  • игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

            Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят: игра – экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и содержательным общением с взрослыми.

            Второй класс игр включает  игры обучающие (дидактические,  сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке  игровой задачи.

           Воспитательное  и развивающее значение таких  игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.       

            Дидактические игры – это разновидность  игр с правилами, специально  создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:

  1. игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С. Выготский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
  2. освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
  3. имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;
  4. недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.                     

            Дидактическая игра имеет определенную  структуру, характеризующую игру  как форму обучения и игровую  деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1. дидактическая задача;

2. игровые действия;

3. правила игры;

4. результат.

            Дидактическая задача определяется  целью обучения и воспитательного  воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета.

            Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.

           Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

           В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

            Правила игры. Их содержание и  направленность обусловлены общими  задачами формирования личности  ребенка, познавательным содержанием,  игровыми задачами и игровыми  действиями.

            В дидактической игре правила  являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

            Подведение итогов – результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

            При проведении игр необходимо  сохранить все структурные элементы. Так как именно с их помощью решаются дидактические задачи.

           Взаимоотношения  между детьми и педагогом определяются  не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие, и педагог становится на путь прямого обучения.

            Таким образом, дидактическая  игра – это игра только для  ребенка, а для взрослого –  это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Из сказанного выше можно сформулировать основные функции дидактических игр:

  • функция формирования устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
  • функция формирования психических новообразований;
  • функция формирования собственно учебной деятельности; 
  • функция формирования общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;
  • функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
  • функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

        Таким образом,  дидактическая игра – сложное,  многогранное явление. Для организации  и проведения дидактической игры  необходимы следующие условия:

  • наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр;
  • выразительность проведения игры;
  • необходимость включения педагога в игру;
  • оптимальное сочетание занимательности и обучения;
  • средство и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
  • используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой.          

            Все дидактические игры можно  разделить на три основных вида:

1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом);

2 – настольные печатные;

3 – словесные игры.

            В играх с предметами используются  игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

Ценность этих игр  в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов  и их  признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: младшие школьники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.     

            В игре также используют предметы, в которых разница между ними  менее заметна. В играх с  предметами младшие школьники  выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета. Играя, они приобретают умения складывать из частей целое, выкладывать узоры из разнообразных форм.

            В дидактических играх широко  используются разнообразные игрушки.  В них ярко выражены цвет, форма, величина, материал из которого они сделаны. Это помогает учителю упражнять младших школьников в решении определенных дидактических задач.

            Игры с природным материалом  учитель применяет при проведении  таких дидактических игр, как “Чьи следы? “, “От какого дерева лист?”, “Разложи листья по убывающей величине” и.т.д. В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

            Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.

            Подбор картинок по общему  признаку – классификация. Здесь  от учеников требуется обобщения,  установление связи между предметами.

            Составление разрезных картинок  направлено на развитие у детей  умения из отдельных частей составлять целый предмет, логическому мышлению.

Информация о работе Организация экспериментального исследования по проблеме развития творческих способностей младших школьников в процессе игровой деятель