Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:13, курсовая работа
Память для человека является важнейшим источником воспоминаний, всевозможных научений, так называемых «следов», оставшихся после того или иного события. Нам достаточно известен тот факт, что каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют этот самый след, он может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляется вновь и становиться предметом нашего сознания. Поэтому, когда мы говорим о памяти, мы подразумеваем запечатление (запись) сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, которое позволяет накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.
Введение 3 стр.
Основная часть 6 стр.
Характеристика процессов памяти 6 стр.
Виды памяти 16 стр.
Заключение 22 стр.
Глоссарий 24 стр.
Список использованных источников 26 стр.
Приложения 27 стр.
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Нижегородский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Общая психология |
Тема |
Основные виды памяти и их характеристика |
Фамилия студента |
Петрова |
Имя студента |
Юлия |
Отчество студента |
Владимировна |
№ контракта |
0920011400402147 |
Введение 3 стр.
Основная часть 6 стр.
Характеристика процессов памяти 6 стр.
Виды памяти 16 стр.
Заключение 22 стр.
Глоссарий 24 стр.
Список использованных источников 26 стр.
Приложения 27 стр.
Память для человека является важнейшим источником воспоминаний, всевозможных научений, так называемых «следов», оставшихся после того или иного события. Нам достаточно известен тот факт, что каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют этот самый след, он может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляется вновь и становиться предметом нашего сознания. Поэтому, когда мы говорим о памяти, мы подразумеваем запечатление (запись) сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, которое позволяет накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.
Таким образом, память представляет собой довольно сложный психический процесс, который состоит из нескольких частных, мелких процессов, каким-то образом связанных друг с другом. Такими процессами память осуществляет связь между настоящим и прошлым, позволяет нам возвращаться к воспоминаниям, переживать заново впечатления, впервые тогда узнанные.
Память обладает познавательной функцией, которая позволяет нам учиться, получать новые знания, не забывая уже выточенные навыки и познания. Так же память дает возможность запоминать свой личный опыт, накапливая знания в процессе жизненного пути, используя потом его, дабы не совершить пройденных ошибок.
Память возникает ещё до рождения ребенка, она помогает дошкольнику выучить буквы, учиться читать по слогам, складывая буквы. Она же помогает студенту перед важнейшим в их жизни экзаменом при поступлении в ВУЗ, и помогает запомнить знания, полученные в учебном заведении, чтобы впоследствии защитить диплом на «отлично». Память помогает не забыть, что нужно для похода с детьми в лес на день, копит воспоминания, чтобы в старости с улыбкой вспоминать и представлять те самые важные моменты в их жизни.
Поэтому перед психологической наукой стоит ряд сложнейших проблем, которые входят в раздел изучения процессов памяти. Главнейшая задача психологии в том, чтобы выяснить, каким же все-таки образом запечатлеются эти самые «следы» воспоминаний, каковы физиологические процессы этого сложного механизма, каковы границы памяти и какие приемы могут расширить пространство для заполнения памяти в мозгу человека.
Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод: были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы которым они подчиняются.
Исследования высших произвольных и сознательных форм памяти, которые позволяют человеку применять методы мнемической деятельности, и произвольно, следуя своим позывам, возвращаться к любым отрезкам своего прошлого, ранее лишь описывались философами, которые противопоставляли в своих статьях их естественным формам памяти, и считали проявлением высшей сознательной памяти. Однако эти описи не стали предметом выяснений и рассуждений, поэтому психологи говорили либо о роли, которую играют в запоминании ассоциации, либо указывали на существенное отличие законов запоминания мыслей от элементарных законов запоминания.
То, что мы обычно называем памятью, вовсе не представляет собой чего-то однородного, оно сосредотачивает в себе ряд сложных моментов. Всего таких моментов называется четыре. Первый момент представляет собой не что иное, как закрепление реакции, то есть наличие первого следа от данного раздражения.
Второй момент процесса памяти заключается в произведение испытуемым по определенному сигналу заученного движения или в произнесении им нужного слова.
Третий момент в процессе памяти называется моментом узнавания, когда воспроизведенная реакция осознается нами как уже бывшая когда-либо. В данном случае речь идет о воспроизведенной реакции, к которой присоединяется новая реакция, как бы отождествляющая воспроизведенную реакцию с бывшей прежней.
Четвертый момент называется моментом
локализации, то есть нахождение места
и времени и той связи
В данной курсовой работе я поясню характеристику видов памяти, возможные нарушения памяти, а так же исследования известных психологов, позволяющих глубже понять самое определение памяти и её сущность.
Как любой другой познавательный психический процесс, память обладает определенными характеристиками. Так вот, если изучать память глубинно, то известно, что память имеет следующие характеристики:
Одной из основных задач психологической науки с самого начала являлось в измерении обработанной информации в памяти, измерении объема памяти, её быстроты и времени, в течение которого он может сохранять и удерживать этот самый объём индивидуальной памяти. Эта задача является не такой простой, как кажется на первый взгляд. Ведь, измеряя память, необходимо учитывать все меры, чтобы число, получаемое в результате, было максимально достоверным.
Это исследование было проведено довольно известным немецким психологом-экспериментатором Германом Эббингаузом. Эббингауз занимался в основном изучением закономерностей запоминания, для чего разработал метод бессмысленных слогов. Основной его труд заключается в работе «О памяти».
Его исследования выявили целый ряд законов, которые впоследствии были названы «Законами памяти». Их я описала в таблице 1.
Закон памяти |
Практические приёмы реализации |
Закон интереса |
Интересное запоминается легче. |
Закон осмысления |
Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится. |
Закон действия |
Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше. |
Закон контекста |
При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше. |
Закон торможения |
При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой. |
Закон оптимальной длины ряда |
Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. |
Закон края |
Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце. |
Закон повторения |
Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз. |
Закон незавершённости |
Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д. |
Таблица 1.
Многочисленные исследования позволили Эббингаузу вывести психологию на совершенно новый уровень знаний, одно из таких исследований описано в Приложении А.
В процессах памяти исследователи выделяют четыре главнейших процесса, без которых память просто не может существовать. Это запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание, забывание и борьба с ним. Все эти процессы, безусловно, играют важную роль в существовании памяти. О них я сейчас и расскажу подробнее.
Итак, первый процесс – запоминание. Это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Есть две степени активности протекания этого процесса: непреднамеренное запоминание и преднамеренное запоминание.
Непреднамеренное запоминание, как правило, осуществляется нами без какого-то определенного намерения, без каких-либо волевых усилий. При этом забывание (о нём поговорим чуть позже) зачастую не может на него подействовать, так как, если мы не прилагали усилий для запоминания, мы не можем приложить усилие, чтобы его забыть.
Как было изучен психологами, и хорошо понимается нами, лучше всего запоминается то, что особенно важно нам, к чему мы испытываем интерес, к чему стремимся.
Произвольное, или преднамеренное запоминание представляет собой очень сложный и важный процесс в деятельности памяти. Как правило, это запоминание предполагает за собой определенную цель – запомнить какой-либо информационный материал, и использует для этого специальные способы запоминания. Произвольное запоминание включает в себя различные действия, которые тем или иным способом помогают быстрее и точнее запомнить материал. Чаще всего к таким действиям относят заучивание, то есть многократное повторение материала с целью лучшего запоминания.
Главная особенность преднамеренного запоминания в проявлении волевых усилий при запоминании. Тем самым, многократное заучивание материала хорошо помогает запомнить материал, во много раз превышающий стандартный объем кратковременной памяти, когда цель поставлена именно на запоминание.
И все-таки, необходимо учитывать, что при заучивании наша главная цель состоит не именно в запоминании материала, а в запоминании с целью сохранения его в памяти. Ведь большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, которая и направлена на сохранение в памяти информации. Эта деятельность называется мнемической.
Так же, по характеру связей, или ассоциаций, запоминание делится на два вида: механическое и осмысленное. Вообще, механическое и осмысленное запоминания довольно похожи с разделением по степени активности протекания процесса. Однако различия все же есть.
Механическое запоминание
Осмысленное запоминание, в отличие от механического, основывается на понимании внутренних логических связей между отдельными частями воспринимаемого материала.
Если сравнивать эти два вида запоминания, то можно прийти к выводу, что осмысленное запоминание намного превосходит механическое по продуктивности. В этом случае актуальна статистика о том, что при механическом запоминании через час остается всего лишь 40% информации, а ещё через несколько часов, при проверке информации, остается лишь 20%. При осмысленном все 40% остаются даже при проверке информации через 30 дней.
Одним из важнейших методов осмысленного запоминания является повторение. При повторении достигается максимально прочное запоминание материала, информация остаётся надолго в нашей памяти. Повторение – это основной метод при освоении новых умений, навыков, знаний. При этом очень важно равномерно распределить по времени количество повторений. Иначе попытка освоить новый материал может оказаться провальной для последующего воспроизведения в памяти.
В современной психологии известны
концентрированное и
Успех запоминания во многом зависит от воли человека, его самоконтроля. Проявляется самоконтроль в, например, воспроизведении материала после его заучивания. Это повышает процент сохранения информации в памяти на долгое время, а так же выявляет ошибки, которые мы допустили в запоминании, тем самым ограждая нас от недостоверности запоминаемого материала.
Сохранение – это процесс обработки запоминаемой информации, а так же её систематизации, обобщения материала, овладения им.
Сохранение запоминаемой информации главным образом зависит от глубины её понимания. Если человек пытается запомнить материал, который ему не был объяснён и сам он не может его понять, то он не сможет в полной мере его сохранить и воспроизвести в дальнейшем. Так же запоминание материала может отличаться по значимости. Если личности материал важен, то он и запомнится лучше.
Есть такое понятие, как явление реминисценции. При этом сохраненный материал, который откладывается в воспроизведении 2-3 дня, откладывается в памяти намного лучше, чем бы мы воспроизвели его сразу же после заучивания. С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается.
Информация о работе Основные виды памяти и их характеристика