Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:13, курсовая работа
Память для человека является важнейшим источником воспоминаний, всевозможных научений, так называемых «следов», оставшихся после того или иного события. Нам достаточно известен тот факт, что каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют этот самый след, он может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляется вновь и становиться предметом нашего сознания. Поэтому, когда мы говорим о памяти, мы подразумеваем запечатление (запись) сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, которое позволяет накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.
Введение 3 стр.
Основная часть 6 стр.
Характеристика процессов памяти 6 стр.
Виды памяти 16 стр.
Заключение 22 стр.
Глоссарий 24 стр.
Список использованных источников 26 стр.
Приложения 27 стр.
Существует некая зависимость эффективности произвольной памяти. Она включает в себя:
Приемы заучивания бывают:
Мы знаем, что память есть у всех видов живых существ. Недавно появились данные о нахождении памяти у растений. В широком смысле память определяется исследователями как механизм фиксации информации, которая была приобретена в процессе запоминания и используемая живым существом. Про человеческую память важно отметить, что это, прежде всего, накопление, закрепление, сохранение результата запоминательной деятельности. В дальнейшем человек может воспроизводить накопленный материал, использовать его, тем самым расширяя границы своего опыта.
Память – это существование психики во времени, удержание прошлого, того, что уже не может произойти. Поэтому я считаю, что память – это необходимое условие единства человечества, нашей психологической идентичности.
Есть и другие классификации, например, классификация по продолжительности сохранения материала в памяти.
Большинство психологов склонны к
тому, что в психологии существует
несколько уровней памяти, которые
различаются по продолжительности
удерживания материала в
Далее, если воспринимаемая информация сможет заинтересовать высшие отделы мозга, то информация останется в памяти ещё на 20 секунд. Это второй уровень памяти – кратковременной памяти (КП).
Кратковременная память поддается контролю человека, то есть поддается сознательной регуляции. А так называемые «непосредственные отпечатки» сенсорной информации повторить нельзя, так как они сохраняются лишь на сотые доли секунды и психика человека просто не в состоянии их продлить.
Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии одно-двухкратного повторения. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти «куски» были информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок-образ».
Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации.
Она бывает двух типов:
1) ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);
2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).
Оперативная память представляет собой вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.
Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память снова готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
Делая вывод по теме «Основные виды памяти и их характеристика», я выделяю главное. Это то, что память – не какая-то односложная единица. В ней участвует множество различных процессов, делая её полноценным элементом для поддержания жизнедеятельности живого организма.
Наш мир многообразен и разносторонен. И, благодаря высокому уровню развития человеческой психики, мы умеем и делаем многое. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.
Поэтому, когда мы называем слово «память», мы подразумеваем запечатанные, сохраненные и в дальнейшем успешно воспроизведенные следы прошлого опыта.
Только благодаря памяти человек может возвращаться к своим воспоминаниям, узнавать знакомые лица, писать письма и даже ходить! В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в памяти след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.
Например, исследования сложнейших форм произвольной мнемической деятельности, в которых процессы памяти связываются с процессами мышления, были доказаны отечественными психологами. Они, в свою очередь, обращали внимание на законы, лежащие в основе непроизвольного запоминания, и детально проанализировали их. В конце исследования они зафиксировали формы организации запоминаемого материала, который происходит непосредственно в момент заучивания.
Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.
Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1. |
Память |
одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. |
2. |
Герман Эббингауз |
немецкий психолог- |
3. |
Долговременная память |
Обычно это список элементов, который невозможно запомнить за один раз. |
4. |
Кратковременная память |
Список элементов, которые запоминается
за один раз, и потом успешно |
5. |
Семантическая память |
Память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов. |
6. |
Зрительная (визуальная) память |
отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов. |
7. |
Непроизвольная память |
память, которая не регулируется определённой программой и целью. |
8. |
Воспоминание |
Извлечение из долговременной памяти образов прошлого, мысленно локализуемых во времени и пространстве. |
9. |
Забывание |
потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. |
10. |
Запоминание |
это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. |
1. |
Крутецкий В. А. «Психология». – М.: Просвещение, 1986. |
2. |
Маклаков А. Г. «Общая психология». – СПб: Санкт-Петербург, 2001. |
3. |
«Общая психология». Под редакцией Богословского. – М.: Просвещение, 1973. |
4. |
Столяренко Л. Д. «Основы психологии». – Ростов-на-Д.: Феникс, 1999. |
5. |
Информационная электронная |
6. |
Информационный портал http://psyznaiyka.net. |
7. |
Выготский Л. С. «Общая психология». – СПб: 2000. |
8. |
Информационный портал для студентов http://www. |
9. |
Учебная литература для студентов http://libsib.ru |
10. |
Электронный психологический журнал http://psycho-jur.ru |
11. |
Электронная библиотека СГА http://lib.muh.ru |
Приложение А |
|
Информация о работе Основные виды памяти и их характеристика