Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 22:13, контрольная работа
Тема «Основные каналы коммуникации в межличностном общении»
.Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Между людьми коммуникация осуществляется в форме общения. Общение выступает как межличностное взаимодействие, то есть связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей. Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что без коммуникации взаимодействие невозможно. В 1969 году Ж. Д`Арси впервые во Франции акцентирует внимание общественности на необходимости признания прав человека на коммуникацию, включая в это понятие возможность обеспечения и материальных, и духовных условий коммуникации.[14] Понятие коммуникация в настоящее время применяется в двух значениях:
План
Введение 3
I. Характеристика вербальной коммуникации 4
1. Понятие и сущность вербальной коммуникации 1
2. Каналы вербальной коммуникации 5
II. Характеристика невербальной коммуникации 9
1. Понятие и сущность невербальной коммуникации 9
2. Каналы невербальной коммуникации 9
III. Сравнительная характеристика вербальной и невербальной коммуникации 13
1. Особенности вербальной коммуникации 13
2. Особенности невербальной коммуникации 16
Заключение 21
Список литературы 23
Введение
.Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Между людьми коммуникация осуществляется в форме общения. Общение выступает как межличностное взаимодействие, то есть связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей. Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что без коммуникации взаимодействие невозможно. В 1969 году Ж. Д`Арси впервые во Франции акцентирует внимание общественности на необходимости признания прав человека на коммуникацию, включая в это понятие возможность обеспечения и материальных, и духовных условий коммуникации.[14] Понятие коммуникация в настоящее время применяется в двух значениях:
– путь сообщения, связь одного места с другим (например, транспортная коммуникация, подземные коммуникации);
– общение, передача информации от человека (группы) к человеку (группе); специфическая форма их взаимодействия в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других сигнальных форм связи.
Тема «Основные каналы коммуникации в межличностном общении»
План
Введение 3
I. Характеристика вербальной коммуникации 4
1. Понятие и сущность вербальной коммуникации 1
2. Каналы вербальной коммуникации 5
II. Характеристика невербальной коммуникации 9
1. Понятие и сущность невербальной коммуникации 9
2. Каналы невербальной коммуникации 9
III. Сравнительная характеристика вербальной и невербальной коммуникации 13
1. Особенности вербальной коммуникации 13
2. Особенности невербальной коммуникации 16
Заключение 21
Список литературы 23
Введение
.Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Между людьми коммуникация осуществляется в форме общения. Общение выступает как межличностное взаимодействие, то есть связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей. Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что без коммуникации взаимодействие невозможно. В 1969 году Ж. Д`Арси впервые во Франции акцентирует внимание общественности на необходимости признания прав человека на коммуникацию, включая в это понятие возможность обеспечения и материальных, и духовных условий коммуникации.[14] Понятие коммуникация в настоящее время применяется в двух значениях:
– путь сообщения, связь одного места с другим (например, транспортная коммуникация, подземные коммуникации);
– общение, передача информации от человека (группы) к человеку (группе); специфическая форма их взаимодействия в процессе жизне
Введение 3
I. Характеристика вербальной коммуникации 4
1. Понятие и сущность вербальной коммуникации 1
2. Каналы вербальной коммуникации 5
II. Характеристика невербальной коммуникации 9
1. Понятие и сущность невербальной коммуникации 9
2. Каналы невербальной коммуникации 9
III. Сравнительная характеристика вербальной и невербальной коммуникации 13
1. Особенности вербальной коммуникации 13
2. Особенности невербальной коммуникации 16
Заключение 21
Список литературы 23
Невербальная коммуникация включает в себя пять подсистем[4]:
1. пространственная подсистема (межличностное пространство);
2. взгляд;
3. оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:
- внешний вид собеседника;
- мимика (выражение лица);
- пантомимика (позы и жесты).
4. паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:
- вокальные качества голоса;
- его диапазон;
- тональность;
- тембр.
5. экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:
- темп речи;
- паузы;
- смех и т.д.
Следует отметить, что именно три подсистемы имеют наибольшее значение, несут максимум информации о собеседнике – взгляд, пространственную и оптико-кинетическую подсистемы.
К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.
Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т.д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения.
Проксемические средства также выполняют разнообразные функции в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится чуть ли не единственным инструментом общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция). Средства проксемики также выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений (официальные / неофициальные, интимные / публичные). Кроме того, кинесические и проксемические средства могут выполнять роль коммуникативных маркеров отдельных фаз речевого общения. Например, снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т.п.[2]
Мотивационная основа невербальных средств коммуникации, согласно исследованиям, состоит из трех видов знаков[10]:
- поведенческие знаки,
которые обусловлены
- ненамеренные знаки,
употребление которых
- собственно коммуникативные
знаки – сигналы, которые
В целом ряде ситуаций при передаче эмоционального состояния не осознаются жесты, мимика и громкость голоса. Или, например, после своего высказывания, собеседник может невольно взглянуть на вас, давая этим понять, что он ждет ответную реплику.
Сравнительный анализ осознанного
и неосознанного в невербальном
поведении отправителя и
III. Сравнительная характеристика вербальной и невербальной коммуникации
1. Особенности вербальной коммуникации
К главной особенности
вербальной коммуникации можно отнести
вербальное общение, которое присуще
только человеку и в качестве обязательного
условия предполагает усвоение языка.
По своим коммуникативным
В межличностной коммуникации
происходит нечто большее, чем просто
передача и восприятие слов. Даже точное
значение слов возникает из единого
комплекса речевых и
Вербальная коммуникация является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно «перевести» сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как «проезд закрыт», «остановитесь»; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как «прошу дополнительную минуту перерыва» в спортивных состязаниях и т.п.[8]
Речевая сторона коммуникации
имеет сложную многоярусную структуру
и выступает в различных
В речевой коммуникации можно
еще раз убедиться, что слова
не являются просто знаками для обозначения
предметов или классов
То, как человек говорит, дает представление другому коммуниканту, о том, кем этот человек являемся. Это в особенности очевидно, когда коммуникант исполняет определенную социальную роль (капитан команды, руководитель предприятия, директор школы – например, фильм «Чучело»: и мимика, и внешний вид, и интонация приветствия соответствуют статусу директора и представлению об этой роли).
Используя речь, можно признавать социальный статус собеседника, либо не признавать его. К действующему монарху обращаются «Ваше величество». Статусная функция речи видна и в обращении к старшему по званию в армии. Разную статусность можно также отметить в следующих словах: «привет» и «здравствуйте».
Выбор словесных средств способствует формированию и пониманию определенных социальных ситуаций. Комплимент женщине не всегда действительно говорит о том, что она хорошо выглядит. Этот «коммуникативный ход», скорее, устанавливает различные социальные статусы коммуникантов. Разговоры в женской и мужской компании ведутся с разным набором допустимых лексических единиц; в смешанной компании также не допускается употребление грубой или ругательной лексики, хотя последнее в наше время справедливо только для определенной возрастной и социокультурной группы.
Различия в вербальных, или речевых, системах коммуникаций немедленно обнаруживаются для любого, оказывающегося в зарубежной культуре. Американец, путешествующий в Британии или в Австралии, несомненно, будет способен общаться, однако различия в произношении, отношении ко времени и в значениях слов будут очевидны. Например, выражение to table a report or motion в США означает отложить дискуссию, в то время как в Англии это означает «дать делу приоритет». Эти различия легко заметить и принять, потому нужно учитывать, что язык – это произвольное изобретение. Слово значит то, что группа людей договорилась, что оно будет значить.[8]
Проблемы буквального
перевода и сленговых выражений
осложняются символическим
Многие коммуникационные факторы, например, юмор и предпочитаемый стиль и темп речи значительно разнятся в различных культурах, даже если эти культуры говорят на одном языке.
Проблема перевода может осложняться наличием множества диалектов, как, например, в Китае. В Индии насчитывается более 800 языков и диалектов, хотя каждый из 26 штатов имеет 3 государственных языка – английский, хинди и доминирующий язык штата. Для достижения полного покрытия рынка многие рекламодатели дают одно и то же рекламное объявление сразу в трех газетах – в англоязычной, в газете на хинди и в газете на местном языке.[5]
Языковые сложности могут иметь политическую основу. Так, например, многие пожилые корейцы владеют японским, поскольку Япония оккупировала Корею до и во время Второй мировой войны. Однако они отказываются говорить по-японски, даже если могут, поскольку недовольны оккупацией. Аналогично французы, недовольные международной экспансией английского языка, нередко не желают говорить по-английски.[13]
Таким образом, можно сделать вывод, что вербальная коммуникация играет огромную и неоспоримую роль при взаимодействии людей.
2. Особенности невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация, а именно язык мимики и жестов человека – это индикаторы ее внутреннего душевного состояния, мыслей, эмоций и желаний, ведь практически никто не может сказать что-либо без интонации, мимики, жестов. Именно это отличает невербальную коммуникацию от вербальной. Человек постоянно находится в позе, которую можно определенным образом истолковать. Наблюдение за собственными жестами и жестами других людей является лучшим способом исследования приемов коммуникации, используемых человеком в неформальной сфере. Вместе с тем знание и умелое использование невербальной коммуникации в деловых отношениях также может способствовать их улучшению, налаживанию деловых контактов. Это же касается и других сфер человеческой деятельности, в частности сферы правоохранительных органов, где довольно часто поднимается вопрос о применении результатов наблюдения «языка» тела в процессе расследования преступлений и решения других конфликтных ситуаций в области применения права (рассмотрение судебного дела, допрос, очная ставка, работа со свидетелем и т.п.).
Итак, психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Невербальные сигналы важны в общении по следующим причинам:
- около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;
- невербальные сигналы
позволяют понять истинные
- отношение к собеседнику
нередко формируется под
- невербальные сигналы
потому, что они спонтанны,
Огромное значение невербальных
сигналов в деловом общении
Следует отметить, что невербальная
коммуникация осуществляется всегда при
личном контакте. Эти средства, как
известно, могут сопровождать речь,
а могут и употребляться
Язык тела может многое рассказать о чувствах и намерениях коммуникантов. Биологические корни языка тела лежат в различных позах животных, изучаемых этологией (поза устрашения, примирения, любовных намерений и т.п.). Значения позы, положения конечностей, пальцев рук и т.п. не всегда точно определены изначально, они зависят от контекста.[7] Более того, человеческое тело достаточно подвижно, чтобы принимать почти любое положение.
Как и у животных, позы человека, точнее их семиотическая интерпретация, не являются полностью врожденными: они усваиваются в процессе общения с себе подобными.
Невербальная коммуникация,
которая проявляется на уровне визуального
контакта, имеет определенные этнические
различия. В частности, обнаружено,
что, например, наиболее пристально смотрят
друг на друга во время разговора
арабы и латиноамериканцы. Существенно
отличаются от них в этом отношении
индейцы и народы Северной Европы.
Население Южной Европы имеет
высокую частоту взгляда, что
может показаться оскорбительным для
других народов. Всего незнания особенностей
общения «контакт глаза в глаза»
в международных отношениях может
вызвать недоразумения: слишком
пристальный взгляд может трактоваться
как неуважение, угроза, оскорбление,
и, наоборот, попытка избежать прямого
взгляда часто расценивается
как невнимательность, безопасность.
На примере японской культуры общения
можно увидеть специфику
Информация о работе Основные каналы коммуникации в межличностном общении