Основные каналы коммуникации в межличностном общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 22:13, контрольная работа

Краткое описание

Тема «Основные каналы коммуникации в межличностном общении»

.Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Между людьми коммуникация осуществляется в форме общения. Общение выступает как межличностное взаимодействие, то есть связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей. Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что без коммуникации взаимодействие невозможно. В 1969 году Ж. Д`Арси впервые во Франции акцентирует внимание общественности на необходимости признания прав человека на коммуникацию, включая в это понятие возможность обеспечения и материальных, и духовных условий коммуникации.[14] Понятие коммуникация в настоящее время применяется в двух значениях:






План
Введение 3
I. Характеристика вербальной коммуникации 4
1. Понятие и сущность вербальной коммуникации 1
2. Каналы вербальной коммуникации 5
II. Характеристика невербальной коммуникации 9
1. Понятие и сущность невербальной коммуникации 9
2. Каналы невербальной коммуникации 9
III. Сравнительная характеристика вербальной и невербальной коммуникации 13
1. Особенности вербальной коммуникации 13
2. Особенности невербальной коммуникации 16
Заключение 21
Список литературы 23







Введение
.Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Между людьми коммуникация осуществляется в форме общения. Общение выступает как межличностное взаимодействие, то есть связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей. Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что без коммуникации взаимодействие невозможно. В 1969 году Ж. Д`Арси впервые во Франции акцентирует внимание общественности на необходимости признания прав человека на коммуникацию, включая в это понятие возможность обеспечения и материальных, и духовных условий коммуникации.[14] Понятие коммуникация в настоящее время применяется в двух значениях:
– путь сообщения, связь одного места с другим (например, транспортная коммуникация, подземные коммуникации);
– общение, передача информации от человека (группы) к человеку (группе); специфическая форма их взаимодействия в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других сигнальных форм связи.


Тема «Основные каналы коммуникации в межличностном общении»








План
Введение 3
I. Характеристика вербальной коммуникации 4
1. Понятие и сущность вербальной коммуникации 1
2. Каналы вербальной коммуникации 5
II. Характеристика невербальной коммуникации 9
1. Понятие и сущность невербальной коммуникации 9
2. Каналы невербальной коммуникации 9
III. Сравнительная характеристика вербальной и невербальной коммуникации 13
1. Особенности вербальной коммуникации 13
2. Особенности невербальной коммуникации 16
Заключение 21
Список литературы 23







Введение
.Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Между людьми коммуникация осуществляется в форме общения. Общение выступает как межличностное взаимодействие, то есть связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей. Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что без коммуникации взаимодействие невозможно. В 1969 году Ж. Д`Арси впервые во Франции акцентирует внимание общественности на необходимости признания прав человека на коммуникацию, включая в это понятие возможность обеспечения и материальных, и духовных условий коммуникации.[14] Понятие коммуникация в настоящее время применяется в двух значениях:
– путь сообщения, связь одного места с другим (например, транспортная коммуникация, подземные коммуникации);
– общение, передача информации от человека (группы) к человеку (группе); специфическая форма их взаимодействия в процессе жизне

Содержание

Введение 3
I. Характеристика вербальной коммуникации 4
1. Понятие и сущность вербальной коммуникации 1
2. Каналы вербальной коммуникации 5
II. Характеристика невербальной коммуникации 9
1. Понятие и сущность невербальной коммуникации 9
2. Каналы невербальной коммуникации 9
III. Сравнительная характеристика вербальной и невербальной коммуникации 13
1. Особенности вербальной коммуникации 13
2. Особенности невербальной коммуникации 16
Заключение 21
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Моя КОнтрольная Работа.docx

— 43.65 Кб (Скачать файл)

Организация пространства и  времени коммуникативного процесса имеет смысловую нагрузку как  компонент коммуникативной ситуации. Экспериментальными исследованиями доказано, что, например, размещение партнеров  лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к собеседнику. Вместе с тем незнание преимуществ определенных пространственных форм организации общения может повлиять на переговорный процесс, равно как и незнание особенностей, в частности, расстояния, на которой партнеры разговаривают друг с другом, поскольку у представителей разных народов является неодинаковой. Прежде всего речь идет о четко определенном воздушном пространстве вокруг тела человека, а также о том, как люди, принадлежащие к разным этносам, реагируют на попытки нарушить этот вид территории. В свое время основоположник «пространственной психологии» Э. Холл исследовал формы пространственной организации общения, в частности зафиксировал нормы приближения собеседника к партнеру, свойственные американской культуре: интимный пространство (0-45 см), персональный пространство (45-120 см), социальный пространство (120-400 см), публичное пространство (400-750 см).[11]

Во многих европейских  наций интимная зона составляет 23-25 см. Китайцы во время разговора  подходят друг к другу ближе, чем  американцы. Для них увеличение расстояния означает безразличие в отношениях, слишком большую официальность, а американцы, наоборот, уменьшение расстояния могут истолковать как  нарушение «суверенитета», избыточную фамильярность.

В психологической литературе приводится немало примеров общения  японца и американца: японец, чья  интимная зона составляет 25 см, всегда делает шаг вперед, общаясь с американцем, последний отступает на шаг назад, чтобы расширить свой зональный  пространство. Исследованиями доказано, что вторжение постороннего человека в интимную зону вызывает внутри ее организма различные физиологические  реакции и изменения: ускоряется пульс, осуществляется выброс адреналина в кровь и т.д., что вызывает состояние боевой готовности, защитную реакцию организма. На основе этого становиться понятным, почему на бизнес-переговорах азиаты и американцы иногда смотрят с определенным подозрением друг на друга: американцы считают, что азиаты ведут себя слишком фамильярно, азиаты же признают американцев холодными и излишне официальными.[13] Конечно, незнание культурно обусловленных различий в интимных зонах представителей разных наций легко может привести к непониманию и неправильных представлений о поведении и культуре других. Поэтому исследования в области проксемикы имеют большой значения. В частности, определенные нормативы относительно временных и пространственных характеристик учитываются в дипломатических переговорах. Однако некоторые ученые склонны утверждать, что вопрос о влиянии этнической принадлежности на величину личного пространства нельзя считать окончательно установленным.

В контексте организации  пространства и времени как особой знаковой системы следует обратить внимание на интимные и так называемые запретительные зоны, к которым, например, принадлежат интимные участки тела. Они являются сферами «табу», то есть доступ и прикосновение к ним находятся под запретом действие большинства людей. Одновременно свободный доступ ко всем зонам имеют влюбленные пары и родители в отношении своих маленьких детей. Конечно, мать, разговаривая с ребенком, всегда может поглаживать ее по волосам. Вопрос об интимных, в том числе и запретных зонах, важен еще и учитывая, что у представителей некоторых культур средством невербальной коммуникации является ощупь. Его считают неотъемлемым элементом коммуникации в Африке, на Среднем Востоке, в большинстве стран Латинской Америки.[12]

Итак, из вышесказанного можно  сделать вывод, что невербальные, или неречевые, коммуникации, являясь  составляющей коммуникационной системы  языка, также специфичны для каждой культуры. Действия, движения человека, размещение предметов в пространстве несут информацию сами по себе, без  слов.

 

 

Заключение

В заключение необходимо отметить, что в процессе общения реализуются  такие специфические человеческие свойства и субъективные особенности  людей как мышление и речь, формирование, актуализация и диагностика способностей.

Традиционно принято отождествлять  речь со словом, то есть с вербальной знаково-символической функцией речи. Между тем, звуковая речь как средство общения несет слушателю, и при  этом независимо от семантики слова, то есть как бы «между слов», невербально весьма значительную и важнейшую для слушателя информацию о говорящем, его отношении к собеседнику, к предмету разговора, к самому себе и т.п.

Таким образом, хотя речь и  является универсальным средством  общения, она приобретает значение только при условии включения  в систему деятельности, в свою очередь обязательно дополняемое  употреблением других, неречевых  знаковых систем. Поэтому коммуникативный  процесс оказывается неполным, если отсутствуют его невербальные средства. Невербальная коммуникация осуществляется в процессе речевого общения параллельно  с вербальной и составляет как  бы второй по отношению к слову  информационный канал в системе  общения.

Из двух видов межличностной  коммуникации – вербальной (речь) и  невербальной – невербальная коммуникация является более древней, вербальная коммуникация – наиболее универсальной.

Как вербальные, так и  невербальные средства по своей природе  являются знаками, они выполняют  базовые функции коммуникации –  информационную, прагматическую и экспрессивную. Фонационные средства наиболее тесно  связаны с вербальными средствами – фактически они «озвучивают» слова  в речевом контексте, придают  высказываниям коммуникативную  завершенность и выразительность, и в этом сложность выявления  их собственных функций. К ним  относятся: социально-информационная – при помощи акцентных и других особенностей произношения актуализируются признаки социального статуса коммуникантов, демографических характеристик и оценочной ориентации; оценочная – выражается при помощи логического ударения и тона (при этом вербальное выражение оценки может не соответствовать тону намеренно или ненамеренно); эмотивная – выражается при помощи громкости, высоты голоса, паузы, вздоха, темпа, а также при помощи невербализованных звуков типа «мм-мм», «э-э», «гм»; регулирующая – выражается при помощи пауз, сигнализирующих о начале, продолжении или завершении высказывания, об ожидании ответной реплики.

Изучение взаимодействия вербальных и невербальных средств  коммуникации ведется довольно давно, но, к сожалению, в большинстве  случаев малоэффективно. Исследование данной области перспективно и представляет большой интерес. Можно привести простой пример того, как невербальная передача информации, которая происходит одновременно с вербальной, может  усиливать и изменять смысл слов: угроза, произнесенная с веселой  улыбкой, воспринимается совершенно иначе, а именно – как шутка.

Таким образом, можно сделать  вывод, что как вербальная так и невербальная коммуникация играет очень важную и неоспоримую роль в коммуникативном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Андрианов М.С. Невербальная коммуникация. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2007.

2. Биркенбил В.Ф. Язык интонации, мимики, жестов. / Пер. с немецкого А. Желнина. – СПб.: Питер, 1997.

3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М.: Инфра-М, 1997

4. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. 3-е изд. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007.

5. Измайлова М.А. Деловое общение. – М.: Дашков и К, 2009.

6. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. – М.: Рипол Классик, 2002.

7. Коццолино М. Невербальная коммуникация: теории, функции, язык и знак. – Харьков: Гуманитарный центр, 2009.

8. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999

9. Ли Д. Практика группового тренинга: Вербальная и невербальная коммуникации; Совладание со стрессом, визуальная поддержка; Оценка результатов тренинга. / Пер. с англ. А. Маслова. – Спб.: Питер, 2001.

10. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М.: Институт психологии РАН, 1998.

11. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. – СПб.: Речь, 2002

12. Скаженик Е.Н. Деловое общение. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

13. Тен Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

14. Терин В.П. Массовая коммуникация. – М.: Институт социологии РАН, 2000.

15. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. – М.: Социальные отношения, 2005.

 


Информация о работе Основные каналы коммуникации в межличностном общении