Основные методы психологии. Вспомогательные методы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:28, реферат

Краткое описание

Психология – (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.

Содержание

Введение
1. Методологические основы психологии
2. Методы психологического исследования
3. Основные методы психологии: наблюдение, эксперимент, их общая характеристика
4. Этапы психологического исследования
5. Вспомогательные и дополнительные, используемые в психологии
Вывод
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образование Республики  Беларусь

УО  «Витебский государственный университет  имени П.М. Машерова»

Факультет социальной педагогики и психологии

Кафедра приклодной психологии

 

 

 

 

 

 

Реферат

по курсу «Психология»

Тема: «Основные методы психологии. Вспомогательные методы психологии».

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1-го курса

_группы  17

заочной формы обучения

Павловской Виктории Викторовны

 

 

 

2012 – 2013  учебный год

                                                      Содержание

 

 

 
Введение

1. Методологические основы  психологии

2. Методы психологического исследования

3. Основные методы психологии: наблюдение, эксперимент, их общая характеристика

4. Этапы психологического исследования

5. Вспомогательные и дополнительные, используемые в психологии

 

Вывод

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Психология – (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.

Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и  волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать  свои индивидуальные особенности психики  и личности. Все мы в той или  иной степени психологи. Но наша житейская  психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Психология прошла длинный  путь развития, происходило изменение  понимания объекта, предмета и целей  психологии.

Психологию определяют как  научное исследование поведения  и внутренних психических процессов  и практическое применение получаемых знаний.

 

  1. Методологические основы психологии

 

Один из наиболее известных  в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен  замечательным отечественным психологом Борисом Герасимовичем Ананьевым. Он предложил единую концепцию человекознания как комплексную дисциплину.

Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для  всей науки в целом. При этом для  научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению  различных наук и методов исследования человека.

Современную науку все  больше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.

Ананьев выделял в системе  человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Индивид - это человек  как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens произошедшего  от гоминдов.

Под систематическим термином Hominidae "гоминиды" мы понимаем всех членов популяции той филетической линии, которая после отделения  ее от исходного ствола высших приматов привела к возникновению вида Homo sapiens.

В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека.

Человек как индивид обладает определенными свойствами.

К первичным он относил  свойства, присущие всем людям, такие  как:

- возрастные особенности  (соответствие определенному возрасту);

- половой диморфизм (принадлежность  к определенному полу);

- индивидуально-типические  характеристики, в том числе конституциональные  особенности (особенности сложения  тела), нейродинамические свойства  мозга, особенности функциональной  геометрии больших полушарий. 

Совокупность первичных  свойств индивида определяет его  вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает  особенности темперамента и задатки  человека.

Другое понятие, характеризующее  человека как объект реального мира - «личность». Данное понятие, как и  понятие «индивид», имеет различные  варианты толкования. В частности, под  личностью понимается индивид как  субъект социальных отношений и  сознательной деятельности. Некоторые  авторы под личностью понимают системное  свойство индивида, формирующееся в  совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие  «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются  такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.

Следующее понятие, которое  выделял Борис Герасимович Ананьев  при изучении человека, - «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение  между понятиями «индивид» и  «личность». Субъект деятельности соединяет  в единое целое биологическое  начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться  как социальное существо, поскольку  его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

Прежде чем охарактеризовать человека как субъекта деятельности, необходимо уяснить смысл понятия  «субъект» как философской категории. Чаще всего это понятие употребляется  совместно с понятием «объект». Объект и субъект всегда находятся в  определенной взаимосвязи.

Объект — это существующие независимо от нашего сознания предмет  или явление реального мира, выступающие  в виде цели, на которую обращена активность человека — субъекта воздействия.

Человек всегда окружен определенными  предметами или сталкивается с явлениями  реального мира. В зависимости  от того, на что или на кого обращена его активность, тот или иной предмет  может выступать в качестве объекта. Объектом может быть и сама деятельность человека.

Главной чертой человека как  субъекта, отличающей его от остальных  живых существ, является сознание.

Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку.

Оно определяет возможность  познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения. В  свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего  мира является еще одной чертой человека как субъекта.

Таким образом, субъект —  это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой  природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо.

То есть человек — это  биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности.

Объединение этих трех уровней  в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность.

Индивидуальность — это  совокупность психических, физиологических  и социальных особенностей конкретного  человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что человек —  один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация  человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и  социальную сущность.

Поэтому не удивительно, что  существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность.

 

  1. Методы психологического исследования

 

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с  помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных  теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов  исследования, от того, насколько они  валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится  и к психологии. Ее явления настолько  сложны и своеобразны, настолько  труднодоступны для изучения, что  на протяжении всей истории этой науки  ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов  исследования. Со временем в ней  оказались интегрированными методы самых разных наук. Это — методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и  истории', ряда других наук.

Благодаря применению методов  естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически  полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее  лабораторного эксперимента и измерения.

Сюда же следует отнести  и начальный этап развития дифференциально-психологических  исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.

С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ.

Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул.

Наблюдение имеет несколько  вариантов. Внешнее наблюдение —  это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого  наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется  тогда, когда психолог-исследователь  ставит перед собой задачу изучить  интересующее его явление в том  виде, в каком оно непосредственно  представлено в его сознании.

Свободное наблюдение не имеет  заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно  может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого Наблюдения в зависимости  от пожелания наблюдателя.

Опрос представляет собой  метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Устный опрос применяется  в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и  реакциями человека, отвечающего  на вопросы. Этот вид опроса позволяет  глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует  специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени  на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно  зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих  лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет  охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма  — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос — разновидность  устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов  на них заранее не ограничен определенными  рамками. Опрос данного типа позволяет  достаточно гибко менять тактику  исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные  ответы.

Тесты являются специализированными  методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. С  помощью тестов можно изучать  и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Информация о работе Основные методы психологии. Вспомогательные методы психологии