Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:28, реферат
Психология – (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.
Введение
1. Методологические основы психологии
2. Методы психологического исследования
3. Основные методы психологии: наблюдение, эксперимент, их общая характеристика
4. Этапы психологического исследования
5. Вспомогательные и дополнительные, используемые в психологии
Вывод
Литература
Третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.
3. Основные методы психологии: наблюдение, эксперимент, их общая характеристика.
Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
К
основным методам
Наблюдение – научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления; это целенаправленный сбор психологических фактов поведения и деятельности личности с целью последующего их анализа.
Требования к проведению наблюдения:
Процессы общей процедуры
Различают следующие, дополняющие друг друга, виды наблюдения:
Особую разновидность составляет включенное наблюдение, при котором наблюдатель становится членом исследуемой группы, наблюдая за происходящими в ней процессами «изнутри» (например, при исследовании малых групп в социальной психологии).
В
зависимости выбранного
Метод объективного наблюдения — это стратегия исследования с регистрацией внешних (поведенческих, психофизиологических и др.) характеристик или изменений наблюдаемого объекта. Как правило, эта разновидность наблюдения выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением эксперимента.
Метод самонаблюдения — это стратегия получения эмпирических
данных посредством наблюдения за самим
собой, собственными психическими состояниями
и процессами. Элементы этого метода лежат
в основе практически любого психологического
исследования. Посредством сопоставления
результатов самонаблюдения, представленных
в самоотчете (
К методам самонаблюдения относятся классическая интроспекция, разработанная в рамках интроспективной психологии (В.Вундт), ифеноменологическое самонаблюдение.
Интроспекция (от лат. Introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического самоанализа, который заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких-либо вспомогательных средств, инструментов или эталонов.
Эксперимент — это исследовательская стратегия, при которой осуществляется целенаправленное отслеживание какого-либо процесса в ситуации регламентированного изменения его отдельных характеристик и условий протекания. Таким способом производится проверка гипотезы исследования. Эксперимент, наряду с наблюдением, — один из основных методов научного познания вообще и психологического исследования, в частности.
Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследованиям активное вмешательство в нее исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в «поведении» изучаемого объекта. Проводить эксперимент, экспериментировать — значит изучать влияние независимой переменной на одну или несколько зависимых переменных.
Эксперимент предполагает относительно полный (тотальный) контроль за введенными переменными. Если при наблюдении часто не удается предвидеть значимые изменения, то в эксперименте их можно не только прогнозировать, но и планировать, сознательно вызывать. Возможность манипулирования переменными — одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем. Со времен Ф.Бэкона, экспериментальное доказательство служит основным способом обеспечения научной строгости какого-либо теоретического положения.
Спецификой психологического эксперимента выступает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.
Основное достоинство психологического эксперимента в том, что он предоставляет возможность специально вызывать определенные психические процессы и явления, воздействовать на их характеристики, устанавливать зависимость психических явлений от изменяемых внешних условии. Правильно организованный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь только констатацией связи — корреляции — между психологическими переменными. Это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в психологии. Основная масса эмпирических фактов в сфере психического получена именно экспериментальным путем.
Но
эксперимент применим не ко всякой исследовательской
задаче. Так, затруднительно экспериментальное
исследование характераи сложных способностей. Недостат
Применение эксперимента наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев произвольно изменять переменные. Так, в дифференциальной психологии и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций и часто не позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения эксперимента в психологии состоит в том, что исследователь обычно включен в ситуацию общения с испытуемым и может невольно влиять на его поведение.
Принято выделять два основных вида эксперимента:
1) лабораторный эксперимент, обычно проводимый в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать о его истинном назначении;
2) естественный эксперимент, участники которого не знают о том, что выступают в роли испытуемых.
Лабораторный эксперимент — это исследовательская стратегия, направленная на моделирование деятельности индивида в искусственно созданных условиях, с использованием специальных исследовательских средств (например, аппаратуры), тщательно разработанных инструкций и т.д. Ведущим признаком лабораторного эксперимента является обеспечение воспроизводимости исследуемой характеристики и условий, необходимых для ее проявления. Требование чистоты получаемых данных связано с определенными ограничениями: в искусственных лабораторных условиях практически невозможно моделировать повседневные жизненные обстоятельства, удается воспроизводить лишь отдельные их фрагменты. Главное достоинство лабораторного эксперимента — высокая точность контроля за переменными, главный недостаток — информированность испытуемых о самой ситуации исследования.
Естественный эксперимент – исследовательская стратегия, впервые предложенная А.Ф.Лазурским в 1910 г. Проводится в условиях, близких к повседневной жизнедеятельности испытуемого, причем последний не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается высокая чистота эксперимента. Данный метод позволяет психологу активно влиять на экспериментальную ситуацию, не нарушая ее естественности для участников. Естественные эксперименты обеспечивают достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку при повторном проведении утрачивают свою естественность и скрытость от испытуемых.
В настоящее
время широко обсуждается проблема этичности
проведения психологических экспериментов
этого типа, так как они предполагают использование
скрытой записывающей техники (фотокамер,
видеокамер, диктофонов), что считается
недопустимым, при отсутствии добровольного
согласия участника эксперимента. Проведенные
с нарушением этических норм такие эксперименты
могут стать источником психической травмы
для «испытуемого по неволе». Наиболее
этичным вариантом естественного эксперимента
следует признать психолого-
Особую
разновидность представляет пол
Контрольный эксперимент осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей на, так называемой, контрольной группе испытуемых, которая в силу определенных характеристик не чувствительна к действию исследуемого фактора. В зависимости от позиции экспериментатора (наблюдательной или активной), различают эксперимент констатирующий и эксперимент формирующий.
В первом
случае исследовательская задача сводится
к обнаружению констатации структ
Формирующий эксперимент позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, а, через создание специальных условий развития, раскрывать закономерности, механизмы, динамику и доминирующие тенденции формирования психики и становления личности, одновременно определяя возможности оптимизации этих процессов.
Результаты эксперимента могут искажаться в силу ряда факторов — артефактов исследования, связанных с ожиданиями экспериментатора или испытуемых. Один из наиболее частых артефактов обусловлен эффектом Пигмалиона (или эффектом Розенталя), который выражается в том, что экспериментатор, глубоко убежденный в обоснованности выдвинутой им гипотезы, непроизвольно транслирует свои ожидания испытуемым и, посредством косвенного внушения или другого влияния, изменяет их поведение в желательном направлении. Влияние испытуемых на результаты эксперимента выражается в так называемом эффекте Хоторна: зная или угадывая гипотезу, принятую экспериментатором, испытуемый намеренно или непроизвольно начинает вести себя соответственно его ожиданиям.
Устранить (или минимизировать) эти артефакты помогает применение метода слепого, суть которого в том, что испытуемые удерживаются в неведении относительно целей исследования и принятых гипотез, а разделение испытуемых на экспериментальную и контрольную группы производится без ведома экспериментатора.
Информация о работе Основные методы психологии. Вспомогательные методы психологии