Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 08:59, контрольная работа
Явления, изучаемые в психологии, настолько сложны и своеобразны, в такой степени трудны для научного исследования, что на протяжении всей истории существования психологии как науки ученые постоянно не были удовлетворены имеющимися в их распоряжении методами исследования. Они были озабочены поиском методов, которые бы позволили получить объективные, надежные и достоверные знания о психических явлениях.
Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Известно несколько классификаций методов психологии, поскольку по-разному трактуются методы и методики, существуют различные психологические школы, появляются дополнения, изменения.
Введение 3
Классификация С.Л. Рубинштейна. 3
Классификация Б.Г. Ананьева. 4 Классификация М.С. Роговина и Г.В. Залевского. 4
Классификация Дружинина. 5
Классификация Г. Пирьова. 6
Классификация Нурковой, Березанской. 8
Заключение 11
Список использованной литературы 12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИЛИАЛ «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО - СОЦИАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ» В Г.КАНСКЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Факультет «Психология»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ВВЕДЕНИЮ В ПСИХОЛОГИЮ
Тема: «Основные подходы к классификациям методов психологии»
Выполнил студент 13/45/БПЗ- 3,5с-1
Дементьева Татьяна Николаевна
Г. КАНСК
План
Введение
Классификация С.Л. Рубинштейна.
Классификация Б.Г. Ананьева.
Классификация Дружинина.
Классификация Г. Пирьова.
Классификация Нурковой, Березанской.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Явления, изучаемые
в психологии, настолько сложны
и своеобразны, в такой
Психология, как и каждая
наука, пользуется целой
Рассмотрим следующие классификации:
Классификация С.Л. Рубинштейна.
2 группы методов:
Основные методы:
Наблюдение:
а) внешнее;
б) внутреннее.
Эксперимент:
а) естественный;
б) лабораторный;
в) психолого-педагогический;
г) физиологический
(или метод условных рефлексов)
Дополнительные методы:
Приемы изучения продуктов деятельности.
2.2. Беседа.
Анкета.
Классификация Б.Г. Ананьева.
4 группы методов выделены на основе этапов проведения исследования:
Организационные:
сравнительный;
лонгитюдный;
комплексный.
2. Эмпирические:
обсервационные (наблюдение, самонаблюдение);
эксперимент (лабораторный, полевой, естественный);
психофизиологические;
анализ продуктов и процессов деятельности (праксиметрические методы);
моделирование;
биографический метод.
3. Методы обработки данных:
методы математической статистики;
качественного описания.
4. Интерпретационные методы:
генетические (фило- и онто-);
структурные (классификация, типологизация).
Классификация М.С. Роговина и Г.В. Залевского.
Метод — это выражение некоторых соотношений между объектом и субъектом в процессе познания.
6 основных психологических методов:
1.герменевтический — соответствующий нерасчлененному состоянию науки (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны);
2.биографический — выделение целостного объекта познания в науке о психике;
3.наблюдение — дифференциация объекта и субъекта познания;
4.самонаблюдение — превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации;
5.клинический — на первый план выходит задача перехода от внешне наблюдаемого к внутренним механизмам;
6. эксперимент как активное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания.
Классификация Дружинина.
3 класса методов:
1.Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Результатом применения первой группы методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов, состояниями субъекта, памятью компьютера, продуктами деятельности и др.
2.Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее — предметом исследования). Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в форме естественно языковой, знаково-символической или пространственно-схематической:
а) Структурно – функциональное – исследователь для выявления структуры отдельной системы по ее внешнему виду, выбирает или конструирует ее аналог – другую систему, обладающую сходным поведением. Это основной метод психологического исследования и единственный в естественнонаучном психологическом исследовании.
б) Функционально – структурное - исследователь по сходству структуры модели и образа судит об имеющих что-то общее функциях, внешних проявлениях и др. Метод распространен во многих науках, в сравнительной анатомии, палеонтологии, культурологи и др.
3. Итерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами). Это «место встречи» результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы.
Классификация Г. Пирьова.
6 групп методов:
1. Наблюдение (наблюдение
– описательный
а) непосредственное в процессе жизненной активности:
индивидуальное и коллективное;
интенсивное и экстенсивное;
объективно – клиническое (используется в стационарах).
б) опосредованное
наблюдение, которое представляет
собой некоторые анкетные
а) непосредственное
самонаблюдение или словесный
отчет человека о том, что
с ним происходило или
б) опосредованное
самонаблюдение, построенное на
изучении дневников, писем,
2. Эксперимент (эксперимент
– проводимый в специальных
условиях опыт для получения
новых научных знаний
а) классический (метод
раздражения, метод
б) метод тестов (психометрия)
– стандартизированное и
а) естественный:
в условиях труда;
в условиях учения;
в условиях игры;
б) психолого – педагогический эксперимент:
констатирующий;
формирующий.
3. Моделирование (моделирование
– опосредованное исследование,
при котором изучается не сам
интересующий исследователя
а) физическое и математическое;
б) имитационное и схематическое;
в) кибернетическое.
4. Психологическая харакетристика (синтетически – методический прием).
5. Вспомогательные методы:
а) физиологические, фармакологические, биохимические и т.п.;
б) математические и статистические;
в) графические.
6. Специальные методические подходы:
а) сравнительный метод
(суть которого сводится к
б) генетический метод/
филогенетический;
онтогенетический;
биографический;
лонгитюдный.
в) патопсихологический метод.
Классификация Нурковой, Березанской.
Интроспекция как особый способ познания человеком своего сознания через «непосредственное» восприятие психических явлений, в течение долгого периода являвшаяся господствующим методом в психологии, исчезла из ее оборота, т.к. если бы закономерности психического были прямо и непосредственно открыты сознанию исследователя, потерялся бы смысл психологии как таковой (зачем нужна наука, когда и так все ясно?!). Таким образом, в настоящее время все методы психологии имеют косвенный, реконструктивный характер.
2. По аспекту динамики:
3. По степени генерализации результатов исследования:
4. По способу «
5. По степени формализованности процедуры исследования и, следовательно, предсказуемости результатов:
Информация о работе Основные подходы к классификациям методов психологии