Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 08:59, контрольная работа
Явления, изучаемые в психологии, настолько сложны и своеобразны, в такой степени трудны для научного исследования, что на протяжении всей истории существования психологии как науки ученые постоянно не были удовлетворены имеющимися в их распоряжении методами исследования. Они были озабочены поиском методов, которые бы позволили получить объективные, надежные и достоверные знания о психических явлениях.
Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Известно несколько классификаций методов психологии, поскольку по-разному трактуются методы и методики, существуют различные психологические школы, появляются дополнения, изменения.
Введение 3
Классификация С.Л. Рубинштейна. 3
Классификация Б.Г. Ананьева. 4 Классификация М.С. Роговина и Г.В. Залевского. 4
Классификация Дружинина. 5
Классификация Г. Пирьова. 6
Классификация Нурковой, Березанской. 8
Заключение 11
Список использованной литературы 12
6. По способу обработки полученных данных:
7. По критерию интервентности (от лат. interventio — вмешательство):
Наблюдение подразделяют на:
а) открытое (когда испытуемый знает, что за ним наблюдают);
б) скрытое (когда испытуемый не знает, что за ним наблюдают);
в) включенное (исследователь осуществляет деятельность вместе с испытуемым);
г) стороннее;
д) естественное и лабораторное;
е) периодическое и одиночное;
метод самонаблюдения (особый тип наблюдения, заключающийся в своеобразной позиции исследователя: наблюдать за собой, как за другим);
метанаблюдение (дополнительный тип наблюдения – наблюдение за наблюдением; объектом наблюдения становится сама деятельность наблюдателя).
‘ксперимент; в ходе эксперимента осуществляется активное вмешательство в течение психической жизни испытуемого; эксперимент всегда носит характер своеобразной провокации, т.к. ставит своей целью в контролируемых условиях вызвать определенную реакцию испытуемого.
Эксперимент — научный метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется влияние независимых переменных на зависимую.
Эксперимент подразделяется на:
а) естественный;
б) полевой;
в) лабораторный;
г) констатирующий (выявляющий уже сложившиеся структуры);
д) формирующий (предполагающий целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств).
е ) тест (частный случай эксперимента) – стандартизованное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или особенности личности.
Существенной характеристикой метода тестов является наличие «норм», с которыми производится сличение полученных показателей. Тесты могут быть индивидуальными и групповыми; вербальными и действенными. Выделяется особый тип проективных тестов (например, Тематический апперцептивный тест – ТАТ). В проективных тестах испытуемым предъявляется неопределенный стимульный материал и по тому, каким образом испытуемые структурируют его («На что похоже это пятно?»), делается вывод о неосознаваемых психологических факторах.
Моделирование (является своеобразным экспериментальным методом в психологии). Модель представляет собой овеществленное психологическое понятие (например, модели внимания в когнитивной психологии). При этом в модели абстрагируются теоретически значимые параметры реальности и игнорируются другие. Компонент моделирования является необходимой частью любого современного исследования. Однако если в некоторых направлениях модель является и источником постановки исследовательской задачи, и результатом исследования (когнитивная психология), то в других она скорее направляет научный поиск (например, какие процессы мы имеем в виду, говоря о мышлении?) и выполняет функцию установления отношений между понятиями, отражающими части психологической реальности (например, модель личности в теории 3. Фрейда, состоящую из трех инстанций: «Я», «Оно» и «Сверх-Я»).
Промежуточное положение
в классификации занимает ряд
методов, в различной степени
совмещающих в себе аспекты
эксперимента и метода
Заключение
Успехи психологии
непосредственно зависят от
В связи с увеличением
количества психологических
Например, за последние
несколько десятков лет в
Список использованной литературы.
1. Немов Р. С. Психология: учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 639 с. ISBN 978-5-962-0108
2. Саблин В. С., Слаква С. П. Психология человека. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – 744 с. ISBN 5-94798-872-0на тему: «Классификация методов в психологии»
Владимир 2008
3.Психология/ Учебное пособие под ред. В.В. Нурковой,
Н.Б. Березанской - М: Академия, 2000. с. 33-38
4.Дружинин В. Н. - Экспериментальная психология » ЧАСТЬ I. Экспериментальная психология » 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ » 2.3. Классификация методов психологического исследования
Информация о работе Основные подходы к классификациям методов психологии