Основные положения и понятия групповой психотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 23:38, реферат

Краткое описание

Групповая психотерапия-психотерапевтический метод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. все совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая группового психотерапевта, в лечебных целях.

Вложенные файлы: 1 файл

основы психотерапии.docx

— 61.53 Кб (Скачать файл)

 

VI. Факторы психотерапевтической  группы 

Межличностное научение/узнавание представляет собой усвоение человеком того, как его воспринимают другие люди. В группе возникает возможность исследования положительных и отрицательных эмоциональных реакций, а также анализа новых форм поведения. Члены группы могут открыто просить друг друга о помощи и поддержке и демонстрировать сколь угодно сильные аффекты, способствующие приобретению корригирующего эмоционального опыта. Группа выступает как социальный микрокосм, внутри которого личность может получить значительный опыт. Многие клиенты считают, что больше получили от группы, чем от ведущего группу терапевта.

Катарсис. Когда долгое время сдерживаемые чувства вины, беспомощности, злости или другие «недопустимые» побуждения находят выход в группе, это приносит чувство облегчения и освобождения. В результате катарсиса усиливается сплоченность группы, что создает условия для интенсивного взаимодействия членов группы друг с другом в обстановке безопасности и понимания.

Сплоченность. Стабильный состав участников группы является необходимым условием эффективной работы долгосрочной групповой терапии. Большинство терапевтических групп на ранних этапах проходят через фазу нестабильности, когда одни клиенты покидают группу, а другие присоединяются к ней, затем наступает длительная фаза стабильности, на которую и приходится основная масса терапевтической работы. Непрерывность пребывания в группе является необходимой предпосылкой успешного лечения. Чем выше привлекательность группы для пациента, тем больше вероятность, что он будет продолжать оставаться ее участником. Один успешный пациент, оглядываясь назад после двух с половиной лет терапии, выразил это такими словами: «Самое важное было то, что группа просто была рядом, что это были люди, с которыми я всегда мог поговорить, которые не станут от меня отделываться. Там, в группе, было так много заботы, любви и ненависти, и я был частью этого. Теперь мне лучше, у меня есть своя собственная жизнь, и все же грустно думать, что нашей группы больше нет».

Самопонимание. В терапевтическом процессе возникает настоятельная потребность в интеллектуальном понимании. Клиенты стремятся к пониманию автоматически, а терапевты вознаграждают интеллектуальный поиск, присоединяются к нему. И'хотя целью терапии является изменение, а не самопонимание, последнее облегчает и направляет изменение.

Межличностное научение/формирование (навыки общения). Явно или неявно, но члены группы совершенствуют свои навыки общения и взаимопонимания. Например, в группе, которую я вел, присутствовала девушка, которая ни с кем не разговаривала и не участвовала в терапевтической работе. Однако постепенно она стала улыбаться, нашла друзей и стала участвовать в терапевтических сеансах. Для овладения навыками общения могут использоваться специальные приемы, например ролевые игры и обратная связь.

Экзистенциальные  факторы. Сюда относятся такие чувства и суждения, которые касаются индивидуального мироощущения, например: «Я осознаю, что какая бы близость ни связывала меня с другими людьми, все равно я должен предстать перед жизнью один» или «Я понял, что должен принять на себя всю ответственность за способ, которым я живу, и при этом не важно, сколько поддержки и руководства я получаю от других». Для многих клиентов очень важно обсуждать в группе проблемы своей жизненной ограниченности и смертности.

Альтруизм. Для клиентов целительным оказывается осознание того, что каждый в группе может быть нужен и полезен другим.

Вселение надежды. Вера в возможность изменений сама по себе обладает терапевтическим воздействием. Пример успешного решения проблем одним клиентом вдохновляет других.

Универсальность переживаний. Люди приходят в группу каждый со своими проблемами, но скоро осознают, что и у других есть такие же трудности, такое же состояние собственной несостоятельности и отчужденности от других.

Воспроизведение семьи. В терапевтической группе в той или иной форме возрождается первичная семья пациента. Хотя этот фактор не столь уж высоко оценивается самими пациентами, он является одним из главных источников силы терапевтической группы.

Руководство. Этот фактор обеспечивает не только адекватное функционирование группы, но и позволяет снабдить пациентов необходимой информацией по вопросам душевного здоровья, дать советы, предложения и прямые указания к тем или иным действиям.

Идентификация (или  подражательное поведение). Умение себя вести отчасти приобретается в процессе наблюдения за другими. На начальном этапе возможно подражание поведению руководителя или других особо популярных членов группы с целью получения одобрения. Постепенно участники начинают экспериментировать со всеми имеющими место в группе моделями поведения.

VII. Типы поведения  в группе

Выделяют четыре основных типа поведения людей в малой  группе.

Обособляющий тип. Хорошо выражена индивидуальная ориентировка. Оптимальное решение задач возможно только в условиях относительного обособления  от группы, самостоятельно.

Ведомый тип. Выражена тенденция  к конформности, добровольному подчинению. Оптимальное решение повой задачи возможно в контакте с более уверенными и компетентными членами группы.

Лидирующий тип. Индивидуум ориентирован на власть в группе, оптимальное  решение задач возможно при условии  подчинения себе других членов группы.

Сотрудничающий тип. Индивидуум постоянно стремится к совместному  с другими решению задач и  следует за группой в случаях  разумных решений. 

Знание типов поведения  участников группы помогает психотерапевту при распределении ролей, способствует более глубокому Сниманию механизмов психологической несовместимости  отдельных ее членов.

Совпадение формального  и неформального лидера в одном  лице упрощает ситуацию, несовпадение делает групповой процесс более  южным.

 

Список литературы:

1.Линде Н. Д Основы  современной психотерапии.-М.: Изд. Центр «Академия», 2002-208с.;

2. Ялом И. Групповая  психотерапия. Теория и практика.-Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001-576с.

3. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия.-М.: Академический проект: Гадуамус, 2005-464с.

4. Психотерапевтическая  энциклопедия. Под ред. Карвасарского Б. Д.-Спб.: Питер Ком, 199-752с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  • Введение 3
  • Требования к личности консультанта 4
  • Заключение 14
  • Список литературы 15

Введение

Стремительные изменения  общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни  в современном мире. Степень и  скорость этих перемен приводят к  тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации  к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство  безысходности, незащищенности и неуверенности  в завтрашнем дне. В результате большое  число людей нуждается в помощи психологических служб.

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые  традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди  них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому консультированию.

Психологическое консультирование - это относительно новая область  профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно выделилась в качестве самостоятельной сферы  деятельности наряду с традиционными  формами работы. Психологическое  консультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение  различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в  межличностных отношениях. Несомненно, это требует специальной, довольно основательной личностной и профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями, хотя для психолога - консультанта и они  необходимы. Целью данной работы является описание и анализ личностных и профессиональных качеств практического психолога (психолога-консультанта).

Требования к  личности консультанта

Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических  системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Подчеркиваются то одни, то другие ее черты. Известный английский психоаналитик венгерского происхождения М. Balint в 1957 г. говорил о полном забвении того, что психотерапия -- это не теоретическое знание, а навыки личности. Ему вторит не менее знаменитый представитель гуманистической психологии С. Rogers (1961), подчеркивая, что теория и методы консультанта менее важны, нежели осуществление им своей роли. A. Gombs и сотруд. (1969; цит. по: George, Cristiani, 1990) на основании нескольких исследований установили, что преуспевающего консультанта отличают от неудачника черты личности. S. Freud на вопрос о критериях успешности психотерапевта ответил, что психоаналитику не обязательно медицинское образование, а необходима наблюдательность и умение проникать в душу клиента. Итак, по существу основная техника психологического консультирования -- это "я-как-инструмент", т.е. основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта (A. Adber: "техника лечения заложена в Вас").

A. Storr (1980) отмечает, что психотерапию и психологическое консультирование принято считать необычными профессиями, поскольку многих людям трудно представить, как можно целыми днями выслушивать чужие истории о несчастной жизни и трудностях. Поэтому представителей этих профессий считают или ненормальными, или мирскими святыми, преодолевшими человеческую ограниченность. Ни первое, ни второе не является верным. Отсюда вопрос: "КТО ТАКОЙ КОНСУЛЬТАНТ, А ТОЧНЕЕ, ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КОНСУЛЬТАНТ КАК ЧЕЛОВЕК, КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ К НЕМУ КАК К ЛИЧНОСТИ, ЧТО ДЕЛАЕТ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПОМОЩНИКОМ В ЗАПУТАННЫХ ПРОБЛЕМАХ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ?"

Прежде всего следует сказать, что никто не рождается психотерапевтом или консультантом. Требуемые качества не врожденные, а развиваются в течение жизни. Обобщая сказанное, подчеркнем, что эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, который и является стержнем психологического консультирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект консультирования -- изменение личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта. Нисколько не умаляя значения теоретической и практической подготовки, мы все же склонны отдать предпочтение фактору личности консультанта. В свое время М. Balint и Е. Balint писали: "Знание можно получить из книг или лекций, навыки приобретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без совершенствования личности психотерапевта. Психотерапия становится ремеслом, вымощенным добрыми намерениями, если ее не поднимают на профессиональный уровень соответствующие качества личности психотерапевта".

Каким же должно быть сочетание  свойств личности, которое в наибольшей степени обеспечивало бы успех консультирования?

Хотя исследований в этой области достаточно много, однако однозначного ответа о свойствах личности, способствующих эффективной работе консультанта, к  сожалению, нет. Очень часто при  описании преуспевающего консультанта как профессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия: "открытый", "теплый", "внимательный", "искренний", "гибкий", "терпимый". Предпринимались попытки выделить свойства личности, необходимые консультанту для работы по профотбору. Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности (цит. по: George, Cristiani, 1990): проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними. [М. Buber (1961) охарактеризовал этот фактор как интерес к людям в силу их бытия, а не потому, что некоторые из них шизофреники или психопаты]; чувствительность к установкам и поведению других людей; эмоциональная стабильность и объективность; способность вызывать доверие других людей; уважение прав других людей.

В 1964 г. Комитет по надзору  и подготовке консультантов США  установил следующие шесть качеств  личности, необходимых консультанту (цит. по: George, Cristiani, 1990):

· доверие к людям;

· уважение ценностей другой личности;

· проницательность;

· отсутствие предубеждений;

· самопонимание;

· сознание профессионального  долга.

L. Wolberg (1954) акцентирует такие особенности: чуткость, объективность (неотождествление себя с клиентами), гибкость, эмпатию и отсутствие собственных серьезных проблем. К особо ВРЕДНЫМ для консультанта чертам он относит авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег.

A. Gombs с соавт. в своем исследовании установил, что преуспевающий консультант обычно воспринимает других как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность, как предпочитающих отождествляться с людьми, а не с предметами.

Н. Strupp с соавт. (1969; цит. по: Schneider, 1992), исследовавший черты "хорошего консультанта" с позиции клиентов, указывает на внимательность, умение выслушать, теплоту, сердечность, умудренность в дружеских советах.

По мнению A. Storr (1980), идеальным психотерапевтом или консультантом в состоянии быть симпатичный человек, откровенный и открытый чувствам других; способный отождествляться с самыми разными людьми; теплый, но не сентиментальный, не стремящийся к самоутверждению, однако имеющий свое мнение и способный его защитить; умеющий служить на благо своим клиентам.

Если продолжить обзор  многочисленных источников литературы о свойствах личности, которые  необходимы консультанту, чтобы оказывать  помощь, представлять собой катализатор  самопознания, изменения и совершенствования  другого человека, мы приблизимся  к модели ЛИЧНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА. Подобный перечень личностных особенностей мог бы послужить основой программы  по подготовке консультантов. Речь идет, конечно, о "подвижной" модели, поскольку  каждый консультант имеет возможность  ее дополнить. Рассмотрим факторы, способные  составить остов такой модели.

Аутентичность. J. Bugental (1965) называет аутентичность стержневым качеством психотерапевта и важнейшей экзистенциальной ценностью. Он выделяет три основных признака аутентичного существования:

· полное осознание настоящего момента;

· выбор способа жизни  в данный момент;

· принятие ответственности  за свой выбор.

Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего, это выражение искренности  по отношению к клиенту. Аутентичный  человек жаждет быть и является самим  собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном  поведении. Он позволяет себе не знать  все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не ведет себя как влюбленный человек, если в данный момент чувствует враждебность. Трудности большинства людей  в том и заключаются, что они  много энергии расходуют на проигрывание ролей, на создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее на решение  реальных проблем. Если консультант  большую часть времени будет  прятаться за профессиональной ролью, клиент тоже спрячется от него. Если консультант выполняет роль только технического эксперта, отмежевываясь от своих личных реакций, ценностей, чувств, консультирование будет стерильным, а его эффективность -- сомнительной. Соприкоснуться с жизнью клиента мы можем, только оставаясь живыми людьми. Аутентичный консультант наиболее подходящая модель для клиентов, служащая примером гибкого поведения.

Информация о работе Основные положения и понятия групповой психотерапии