Основные положения и понятия групповой психотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 23:38, реферат

Краткое описание

Групповая психотерапия-психотерапевтический метод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. все совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая группового психотерапевта, в лечебных целях.

Вложенные файлы: 1 файл

основы психотерапии.docx

— 61.53 Кб (Скачать файл)

Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед  другими людьми, а как искренность  в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отрицать, отбрасывать свои чувства, особенно отрицательные. Ребенку говорят: "Замолчи, большие дети (или мальчики) не плачут!" Взрослым окружающие говорят то же: "Не плачь!" или "Не нервничай!" Давление окружающих заставляет вытеснять  печаль, раздражительность, злость. Эффективный  консультант не должен отгонять любые  чувства, в том числе и отрицательные. Только в таком случае можно успешно  контролировать свое поведение, поскольку  вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого  поведения. Когда мы осознаем свои эмоциональные  реакции, то можем сами выбирать тот  или иной способ поведения в ситуации, а не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию нашего поведения. Консультант способен содействовать  позитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему  разнообразию чужих и своих эмоциональных  реакций.

Развитие самопознания. Ограниченное самопознание означает ограничение  свободы, а глубокое самопознание увеличивает  возможность выбора в жизни. Чем  больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот -- чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя. Как говорит Е. Kennedy (1977), неумение услышать, что творится внутри нас, увеличивает подверженность стрессу и ограничивает нашу эффективность, кроме того, возрастает вероятность пасть жертвой удовлетворения в процессе консультирования своих неосознанных потребностей. Очень важно реалистично относиться к себе. Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.

Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет  от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни  с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Как в профессиональной работе, так и в личной жизни  консультанту не следует быть простым  отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной  внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным  в межличностных отношениях.

Толерантность к неопределенности. Многие люди неуютно чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает  структуры, ясности, определенности. Но поскольку одной из предпосылок становления личности является "прощание" человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на "незнакомую территорию", консультанту совершенно необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности. По существу именно такие ситуации и составляют "ткань" консультирования. Ведь мы никогда не знаем, с каким клиентом и проблемой столкнемся, какие придется принимать решения. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать -- все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами.

Принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность  за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности  позволяет свободно и сознательно  осуществлять выбор в любой момент консультирования -- соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние. Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не вызывает механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.

О глубине отношений с  другими людьми. Консультант обязан оценивать людей -- их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Такой характер отношений с клиентами весьма важен, тем не менее следует принять во внимание страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, теплые отношения с другими. Некоторым кажется, что выражение положительных чувств обязывает, ограничивает свободу, делает уязвимым. Кого-то страшит неприятие партнером положительных чувств, отклонение их, поэтому более безопасной представляется отсрочка углубления межличностных отношений. Эффективному консультанту чужды такие страхи, он способен свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами.

Постановка реалистичных целей. Обычно успех побуждает ставить  перед собой большие цели, а  неудача, наоборот -- опустить ниже планку притязаний. Иногда этот механизм самозащиты нарушается, и тогда слишком большая цель будет заранее обречена на неудачу или стремление к незначительной цели не доставит никакого удовлетворения. Итак, эффективный консультант должен понимать ограниченность своих возможностей. Прежде всего, важно не забывать, что любой консультант независимо от профессиональной подготовки не всемогущ. В действительности ни один консультант не способен построить правильные взаимоотношения с каждым клиентом и помочь всем клиентам разрешить их проблемы. Такой наивный оптимизм может стать причиной "холодного душа" в повседневном консультировании и постоянно вызывать чувство вины. Консультант должен отказаться от нереального стремления стать совершенным. В консультировании мы всегда можем выполнять свою работу "хорошо", но не идеально. Тот, кто не в состоянии признать ограниченность своих возможностей, живет иллюзиями, что способен полностью познать и понять другого человека. Такой консультант постоянно винит себя за ошибки вместо извлечения полезных уроков, и в результате его деятельность неэффективна. Если мы допускаем собственную ограниченность, то избегаем ненужного напряжения и чувства вины. Тогда отношения с клиентами становятся более глубокими и реалистичными. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.

Об эмпатии, которая является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта, более подробно поговорим при обсуждении вопроса о взаимоотношениях в процессе консультирования.

Обобщая обсужденные выше требования, предъявляемые к личности консультанта, можно утверждать, что  эффективный консультант -- это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства и попросту слушать, что говорит клиент, -- это самое лучшее, но опасно ограничиваться только такой тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию. Иногда следует интерпретировать его поведение, а подчас и побуждать клиента толковать смысл своего поведения. Порой в консультировании требуется директивность и структурированность, а иногда можно позволить себе увлечься беседой без определенной структуры. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок зрелого консультанта.

К. Schneider (1992) выделяет три важные постулата квалифицированного психологического консультирования и психотерапии:

· Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант  успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению  к себе.

· Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант  способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.

· Зрелость консультанта -- это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.

Нарисованная нами модель эффективного консультанта с первого  взгляда может показаться слишком величественной и далекой от действительности. При этом напрашивается утверждение, что черты эффективного консультанта совпадают с чертами преуспевающего человека. К такой модели и должен стремиться консультант, если желает быть не техничным ремесленником, а художником психологического консультирования. Наконец, свойства личности эффективного консультанта могут быть и целью психологического консультирования -- появление этих свойств у клиента в этом случае становится показателем эффективности консультирования.

Заключение

Психологическое консультирование - относительно новая область практической деятельности психолога, несомненно, требует  специальной, довольно основательной  профессиональной подготовки. Кроме  знаний и умений, психолог консультант (практический психолог) должен обладать рядом специальных личностных особенностей. Что подтверждает мнение Р. Кочунаса о том, что «личность консультанта выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования» [9].

Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте. Все многообразие представлений о психологии личности (отечественных и зарубежных авторов) недвусмысленно говорит о несхожести этих концепций. Тем не менее, анализ этих концепций позволяет выделить и общие точки соприкосновения. К ним относятся следующие положения:

В результате анализа данной работы, очевидно, что и личность, и профессиональная квалификация должны учитываться при оценке человека как практического психолога.

Из личностных особенностей, оказывающих наибольшее влияние  на взаимопонимание с другими  людьми, можно указать следующие: отношение к себе (особенности  Я-концепции), свойства личности как субъекта общения, характеристики целостно-смысловой сферы личности.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. - 6-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 2001. - 346с.

2. Аверин В.А. Психология  личности: Учебное пособие. 2-е изд. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2001. - 191 с.

3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - Изд. 2-е.- М.: «Класс», 2004. - 208 с.

4. Бельская Е.Г. Основы  психологического консультирования  и психотерапии: Учеб. пособие. Обнинск: ИАТЭ, 2000. - 194с.

5. Бондаренко А.Ф. Психологическая  помощь: теория и практика. - М.: «Изд-во  институт психотерапии», 2000. - 353 с.

6. Бондаренко О.Р. Умное  незнание психолога-консультанта: Из  опыта подготовки психологов-консультантов// Журнал практического психолога. 1998. - №7.

7. Куликов Л.В. Практическая  психология: Советы и рекомендации. СПб., 1994. - 293с.

8. Леви В.Л. Искусство  быть собой. М., 1990. - 223с.

9. Мастеров Б.М. Психологические  условия самоизменения человека в практике консультирования. - М.: ЭКСМО- Пресс, 1998. - 342с.

10. Меновщиков В.Ю. Введение  в психологическое консультирование . М.: Смысл, 1998. - 109 с.

11. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для студ.вузов.- М.: ВЛАДОС, 2001. - 528 с.

12. Обозов Н.Н. Психологическое  консультирование (методическое пособие). - СПб.: Центр прикладной психологии, 1993. - 203с.

13. Обозов Н.Н., Щекин Г.В.  Психология работы с людьми, Киев, 1999.- 193с.

14. Тайгер Б. Читать человека как книгу / П. Тайгер; Б.Баррон - Тайгер; Пер. с англ. А.В.Сверчкова. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. - 284с. - (Библиотека практической психологии).

15. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. - 928 с.: ил.

16. Фуколова Ю. Персональный тренер // Секрет фирмы. - 2003. - №01

17. Шнейдер Л.Б. Пособие  по психологическому консультированию: Учебное пособие. - М.: Ось-89, 2003. - 272 с.


Информация о работе Основные положения и понятия групповой психотерапии