Основные положения психологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:19, контрольная работа

Краткое описание

Особым путем в отечественной психологии продвигался Иван Михайлович Сеченов (1829 - 1905). Его первый трактат, вошедший в книгу “Психологические этюды”, назывался “Рефлексы головного мозга” (186З). Трактат получил широкий резонанс в русском обществе, журналистике, литературе. По свидетельству современников, в России не считался образованным тот, кто его не прочитал. Сеченов, бросая вызов психологии старого закала, утверждал: “Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создаст ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение”.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по психологии.docx

— 44.41 Кб (Скачать файл)

Вариант 3                                                                                      

ГОУ ВПО

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  при ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЛФ)

 

 

 

Кафедра Философии и социологии

 

Факультет__________________

 

Специальность___________________

(направление)

 

 

 

 

                     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №___

 

по дисциплине ______________________________________

____________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Студент__________________________

(Ф.И.О.)

Курс________      № группы _________

Личное дело № ___________________

Преподаватель ___________________

(Ф.И.О.)

 

 

 

Липецк 2012

 

 

  1. Охарактеризуйте основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова и В.М.Бехтерева.

 

Особым путем в отечественной психологии продвигался Иван Михайлович Сеченов (1829 - 1905). Его первый трактат, вошедший в книгу “Психологические этюды”, назывался “Рефлексы головного мозга” (186З). Трактат получил широкий резонанс в русском обществе, журналистике, литературе. По свидетельству современников, в России не считался образованным тот, кто его не прочитал. Сеченов, бросая вызов психологии старого закала, утверждал: “Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создаст ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение”.

 

Не все адекватно поняли сеченовский замысел. Противники Сеченова утверждали, будто он свел все богатство душевной жизни к дрожанию мышц. Но истинный смысл его теории был другим. Сеченов не отождествлял психический акт с рефлекторным. Он указывал на сходство в их строении. Психологию он называл родной сестрой физиологии, а не ее придатком. Он смог соотнести рефлекс с психикой благодаря тому, что само понятие о рефлексе было им радикально преобразовано так же, как и понятие о психике.

За импульс, который пускает  в ход рефлекс, классические схемы  принимали физический стимул. Согласно же Сеченову, начальным звеном рефлекса является не внешний, механический толчок, а раздражитель - сигнал. На различие между раздражителем – стимулом, и раздражителем – сигналом, следует  обратить особое внимание. Действие стимула  ограничено возбуждением нервных волокон. Сигнал же играет двоякую роль. Он связан и с организмом, который его  воспринимает, и с внешней средой, свойства которой он различает. Благодаря  этому он информирует организм о  ситуации, к которой должны приладиться  рабочие органы (мышцы). Последние обладают чувствительностью. В них встроены сенсорные приборы, которые передают в мозг сигналы о достигнутом эффекте, вынуждая, если требуется, автоматически корректировать поведение. Модель рефлекторной дуги Сеченов заменил моделью рефлекторного кольца. Если кольцо не замыкается, действие нарушается. В качестве примера приводилось поведение больных (атактиков), у которых расстроена мышечная чувствительность. Им очень трудно ходить из-за того, что они не ощущают почвы (их мозг  не получает “обратных” сигналов из мышц), хотя сами мышцы не поражены.

Саморегуляция поведения организма посредством чувствований - сигналов - таковым было физиологическое основание сеченовской схемы психической деятельности.

Среди главных достижений Сеченова выделялось открытие им центрального торможения. До него считалось, что  в головном мозгу протекает только один нервный процесс - возбуждение. Сеченов обнаружил в эксперименте способность головного мозга  задерживать рефлексы. Это открытие он истолковал как нервный механизм психических функций - воли и мышления. Волевого человека отличает умение противостоять  неприемлемым для него влияниям, какими бы сильными они не были, подавлять  нежелательные влечения. Это и  достигается аппаратом торможения.

 

Благодаря этому аппарату возникают и незримые акты мышления. Сеченов писал, что “около самого сердца” он выносил мысль, согласно которой мышца является органом  не только движения, но и познания. С  ее помощью организм воспринимает объекты  внешней среды (в построении зрительного  образа, например, важную роль играют как  бы бегающие по предметам, непрерывно работающие мышцы глаз), сравнивает их, анализирует, т. е. производит операции, которые уже являются умственными. Механизм торможения задерживает внешнее  выражение этих действий. Однако они  не исчезают. Из внешних они преобразуются во внутренние. Впоследствии этот процесс был назван интериоризацией (переходом извне вовнутрь).

 

Глубинные преобразования в  категории рефлекса открыли перспективу  нового понимания предмета психологии. В работе “Кому и как разрабатывать  психологию” (1873) Сеченов определяет ее как “науку о происхождении  психических деятельностей”. Термин “происхождение” следует пояснить. Задача науки виделась в том, чтобы объяснить, каким образом совершаются (происходят) различные деятельности (восприятие, память, мышление и т.п.). Они строятся по типу рефлекса, т. е. также являются “трехчленными” (имеют начало, середину и конец). Они включают вслед за восприятием среды и его переработкой в головном мозгу ответную работу двигательного аппарата. Впервые в истории психологии предмет этой науки охватывал не только явления и процессы сознания (или бессознательной психики), но весь цикл взаимодействия организма с миром, включая его внешние телесные действия.

Именно таков смысл  сеченовского понятия о психической деятельности. Она, подобно рефлексу, совершается объективно. Поэтому и для психологии единственно надежным является объективный, а не субьективный (интроспективный) метод, на котором строились программы Вундта и Брентано.

Сеченов был пионером науки, предметом которой стало психически регулируемое поведение. Сеченовские идеи оказали влияние на мировую науку. Но в основном они получили развитие в России в учениях И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. В западной психологии понятие о сеченовском торможении воспринял З.Фрейд, идею об интериоризации внешнего действия - П. Жане.

Принципиально новый подход к предмету психологии сложился под  воздействием работ Ивана Петровича  Павлова (1859 - 1936) и Владимира Михайловича  Бехтерева (1857 - 1927). Экспериментальная  психология возникла из исследований органов чувств. Поэтому она и  считала в те времена своим  предметом продукты деятельности этих органов - ощущения.

 

Павлов и Бехтерев обратились к высшим нервным центрам головного  мозга - органам управления поведением целостного организма в окружающей среде. Вслед за Сеченовым они  утверждали взамен изолированного сознания новый предмет, а именно - целостное  поведение. Поскольку теперь взамен ощущения в качестве исходного понятия  выступил рефлекс, это направление  приобрело известность под именем рефлексологии.

И.П.Павлов обнародовал свою программу в 1903 г., назвав ее “Экспериментальная психология и психопатология на животных”. В дальнейшем от слова “психология” он отказался и даже брал со своих сотрудников штраф, когда они, обсуждая опыты над собаками, применяли психологические термины. Поводом служила отягченность этих терминов родимыми пятнами субъективной психологии сознания, тогда как главным делом павловской школы было строго объективное изучение поведения.

Чтобы понять революционный  смысл павловского учения о поведении, следует иметь в виду, что он называл его учением о высшей нервной деятельности. Речь шла не о замене одних слов другими, но о  кардинальном преобразовании всей системы  категорий, в которых объясняласъ эта деятельность. Если прежде под рефлексом имелась в виду жестко фиксированная, стереотипная реакция, то Павлов вводил в это понятие принцип условности. Отсюда и его главный термин - “условный рефлекс”. Это означало, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий - внешних и внутренних.

Внешние раздражители становятся для него сигналами, ориентирующими в среде, реакция закрепляется только в том случае, если ее санкционирует  внутренний фактор - потребность организма. Модельный опыт Павлова заключался в выработке реакции слюнной  железы собаки на звук, свет и т.п.

 

На этой гениально простой  модели, варьируя бессчетное число  раз совместно со множеством учеников (школу Павлова прошло около 300 исследователей) условия образования, преобразования, сочетания рефлексов, Павлов открыл законы высшей нервной деятельности. За каждым, на первый взгляд несложным опытом, крылась густая сеть разработанных павловской школой понятий (о сигнале, временной связи, подкреплении, торможении, дифференцировке, управлении и др.), позволяющая причинно объяснять, предсказывать и модифицировать поведение.

Идеи, сходные с павловскими, развивал в книге “Объективная психология” (1907) В. М. Бехтерев, давший условным рефлексам  другое имя: сочетательные. Между воззрениями  двух ученых имелись различия, но оба  стимулировали психологов на коренную перестройку представлений о  предмете психологии.

 

  1. Проанализируйте вклад отечественных ученых в развитие психологии (С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева).

 

Отечественная психологическая  наука развивалась в борьбе за диалектико-материалистическое понимание  своего предмета. В ходе идейно - теоретической  борьбы постепенно складывалось материалистическое понимание предмета психологии и устанавливались важнейшие методологические принципы науки.

 

На смену основателям  отечественной психологии пришли новые  талантливые ученые: это С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский. Благодаря наличию многих талантливых ученых, которые после революции пришли в науку, психологию не постигла судьба генетики и кибернетики.

 

Выдающуюся роль в становлении  психологической науки сыграли  Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и другие, которые не только продолжили исследования своих предшественников, но и вырастили не менее знаменитое поколение ученых. Именно благодаря их работам мы в первую очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля.

 

Характеризуя задачи психологии, С.Л. Рубинштейн пишет: "Психологическое  познание - это опосредованное познание психического через раскрытие его  существенных, объективных связей". Таким образом, предметом психологии являются психика и психические  явления конкретного человека, а  также психические явления наблюдаемые в группах и коллективах.

По словам С.Л. Рубенштейна, решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки сыграло внедрение эксперимента, что "не только вооружило её новым для неё, очень мощным методом научного мышления, но и вообще по - новому поставило вопрос о методике психологического исследования в целом, выдвинув новые требования и критерии научности всех видов опытного исследования в психологии".

 

Наряду с экспериментальной  психологией в России в конце 19 - начале 20 веков развиваются и  другие научные психологические  направления. В этот период возникает  несколько научных школ и направлений. Так в Грузии сформировалась известная  психологическая школа Д.Н. Узнадзе, представители которой взяли  на вооружение понятие установки  и широко использовали его для  анализа многих психологических  явлений.

 

Другое научное направление  связано с именем Л.С. Выготского, создателя культурно - исторической теории развития психики человека.

Третья школа, которая  была создана в этот период, была школа Сергея Леонидовича Рубинштейна, руководившего в то время научными исследованиями на кафедре психологии в МГУ и в Институте общей  и педагогической психологии. Советский  психолог и философ, он был одним  из создателей деятельного подхода  в психологии.

 

В плане общей психологии проблема мышления разрабатывается  в цикле экспериментальных исследований, проводившихся С.Л.Рубинштейном и сотрудниками его коллектива. Теоретические установки и экспериментальные результаты этих исследований, направленных на создание общей теории психологии мышления, опубликованы в книге С.Л. Рубинштейна "О мышлении и путях его исследования", а также в осуществлении под его руководством коллективном труде "Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения".

Проведенные эксперименты ставили  своей целью выявить самый  процесс мышления, его ход и  динамику, главным образом творческий аспект мышления - способность идти к новым обобщениям, - и те закономерности, которые регулируют творческий процесс.

 

Мы уже упоминали, что  деятельный подход разрабатывался и  основателем психологической школы  С.Л. Рубинштейном и был им обозначен  впервые уже в начале 20-х годов, при рассмотрении принципа творческой деятельности.

По словам Рубинштейна, субъект  в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется, еще он созидается и определяется. В теории Рубинштейна исходным выступает действие, проникающее в объективную действительность.

 

Деятельность - один из уровней  практического и всегда непрерывного взаимодействия человека с миром. Главным  моментом для Рубинштейна, определяющим развитие, является деятельность.

Крупнейшие последователи  и ученики С.Л. Рубинштейна - Ксения Александровна Абульханова, Андрей Владимирович Брушлинский, развивают на базе идей своего учителя принцип субъективности - представление о человеке как активном преобразующим мир и самого себя существе. Психология, понятая с позиций С.Л.Рубинштейна, изучает психическое как живой непрерывный процесс, участвующий в регуляции всего взаимодействия человека с миром.

Школа С.Л. Рубинштейна - далеко не единственная крупная школа в  отечественной психологии, хотя в  теоретическом плане, вероятно, наиболее авторитетная.

 

Важной вехой, ознаменовавшей преобразование понятия "развитие" в фундаментальную категорию  психологии, стало его включение  Рубинштейном в систему понятий  общей психологии и возведение в  статус важнейшего методологического  принципа психологической науки.

 

Вот что писал С.Л. Рубинштейн об этом: "Развитие психики является для нас не только более или  менее интересной областью исследования, но и общим принципом или методом  исследования всех проблем психологии. Закономерности всех явлений, и психологических  в том числе, познаются лишь в  их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и  отмирания".

Информация о работе Основные положения психологии как науки