Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:19, контрольная работа
Особым путем в отечественной психологии продвигался Иван Михайлович Сеченов (1829 - 1905). Его первый трактат, вошедший в книгу “Психологические этюды”, назывался “Рефлексы головного мозга” (186З). Трактат получил широкий резонанс в русском обществе, журналистике, литературе. По свидетельству современников, в России не считался образованным тот, кто его не прочитал. Сеченов, бросая вызов психологии старого закала, утверждал: “Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создаст ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение”.
В 50е годы Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма и раскрыл его на материале экспериментальных исследований мышления. В связи с исследованиями мышления было сформулировано положение о психическом как процессе: " мышление выступает как процесс, а этот процесс членится на отдельные звенья или акты."
Вчитываясь сегодня в
работы замечательного психолога С.Л.
Рубинштейна, мы обнаруживаем, что в
годы всеобщего отвлечения внимания
от проблем воли он продолжал ею
заниматься и достиг вполне ощутимых
результатов. Вот такую характеристику
он дал в своей работе "Основы
общей психологии": "Воля в собственном
смысле возникает тогда, когда человек
оказывается способным к
Одним из важнейших направлений развития теории Л.С.Выготского явилась разработанная А.Н.Леонтьевым теория деятельности. Деятельность рассматривалась Леонтьевым, как активное взаимодействие с окружающей действительностью, выражающее отношение человека к миру и способствующее удовлетворению его потребностей. Психическое развитие человека во многом составляет процесс развития его деятельности.
А.Н.Леонтьевым разработана теория ведущей деятельности, которая становится центральной, основной на различных этапах развития и оказывает наибольшее влияние на формирование сознания, личности ребенка на этом этапе.
В русле этого направления работали такие отечественные психологи, как: П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, П.И.Зинченко, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, В.В.Давыдов и др. Исследования А.В.Запорожца (у глухих детей обобщения образуются в результате практической деятельности), В.И.Аснина (то же самое у нормальных детей), А.Н.Леонтьева (исследования световой чувствительности руки и роль поисковой активности в этом процессе), П.Я.Гальперина (изучение различий вспомогательных средств животных и орудий человека), - позволили с разных сторон подойти к представлению о том, что в действительности является движущей силой психического развития, позволили сформулировать тезис о значении деятельности в развитии человека.
В психологии выделяют существенное различие между понятием «обучение» и понятием «деятельность». В термине «обучение» приставка «об» несет смысл внешнего принуждения, как бы минующего самого ребенка. Понятие «деятельность» подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Невозможна прямая «пересадка» знания прямо в голову субъекта, минуя его собственную деятельность. Как подчеркивал Д.Б.Эльконин, введение понятия «деятельность» переворачивает всю проблему развития, обращая ее на субъекта. По его словам, процесс формирования функциональных систем есть процесс, который производит сам субъект. Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития.
Таким образом, исследования отечественных психологов открыли роль деятельности ребенка в его психическом развитии. И это был выход из тупика проблемы двух факторов. Процесс развития - это самодвижение субъекта благодаря его деятельности с предметами, а факты наследственности и среды - это лишь условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы.
Следующий шаг связан с ответом на вопрос о том, остается ли эта деятельность одной и той же на протяжении детского развития или нет. А.Н.Леонтьев разработал идею Л.С.Выготского о ведущем типе деятельности.
Благодаря работам Леонтьева,
ведущая деятельность рассматривается
как критерий периодизации психического
развития, как показатель психологического
возраста ребенка. Ведущая деятельность
характеризуется тем, что в ней
возникают и дифференцируются другие
виды деятельности, перестраиваются
основные психические процессы и
происходят изменения психологических
особенностей личности на данной стадии
ее развития. Содержание и форма
ведущей деятельности зависит от
конкретно-исторических условий, в
которых протекает развитие ребенка.
В современных общественно-
- Эмоционально-
- Орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста.
- Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
- Учебная деятельность в младшем школьном возрасте.
- Интимно-личностное общение подростков.
- Профессионально-учебная деятельность в ранней юности.
Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми. Разработка проблемы ведущей деятельности в развитии ребенка - фундаментальный вклад отечественных ученых в детскую психологию.
Изучение процессов
Вопрос о предметном, операциональном содержании деятельности разрабатывался в исследованиях П.Я.Гальперина и его сотрудников. В них особо рассматривалась роль организации ориентировочной деятельности для формирования физических, перцептивных и умственных действий. Наиболее продуктивным направлением в отечественной детской психологии было изучение специфических особенностей перехода внешней деятельности во внутреннюю, закономерностей процесса интериоризации в онтогенезе.
Развивая идеи Выготского, Д.Б.Эльконин предложил одну из наиболее полных на сегодняшний день периодизаций психического развития, в которой он выделил две стороны деятельности - познавательную и мотивационную. Эти стороны существуют в каждой ведущей деятельности, но развиваются неравномерно, чередуясь по темпу развития в каждом возрастном периоде. Так, в младенческом возрасте интенсивно развивается мотивационная сторона (ребенок - взрослый), эта же сторона лидирует в дошкольном и подростковом периодах развития. В то же время в раннем детстве, так же как у младших школьников и юношей, наиболее интенсивно развивается операциональная сторона (ребенок - предмет). С точки зрения Эльконина, кризис как раз совпадает с периодом максимального разрыва между уровнем развития двух сторон деятельности. Его возникновение объясняется именно необходимостью изменить деятельность, чтобы дать возможность и другой стороне достичь необходимого уровня развития, так как в противном случае существует опасность полного разрыва между операциональной и мотивационной сторонами, что может привести к нарушениям в поведении ребенка.
Изучение критических периодов позволило Эльконину выделить сходные по значению и причинам возникновения кризисы 3 лет и 11-13 лет (подростковый кризис), в течение которых отстающая мотивационная сторона начинает приобретать доминирующее значение. Эти кризисы он считал наиболее аффективными и значимыми в психическом развитии. С другой стороны, обнаруживается сходство кризисов 1 года, 7 лет и 15-16 лет, так как в эти периоды отстающая операциональная сторона начинает догонять мотивационную.
а) психология; - 2) наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм.
(Это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.)
б) общая психология; - 3) фундаментальная дисциплина, изучающая общие закономерности познавательных процессов и состояний и общие психические свойства индивидуума.
(Раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующий психологические знания, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии. Результаты исследований в области общей психологии являются фундаментальной основой всех отраслей психологической науки. Общая психология имеет важное значение для других наук: философии, социологии, физиологии, информатики, языкознания, педагогики, искусствоведения, юриспруденции.)
в) духовно ориентированная психология; - 1) направление, опирающееся на традиционные духовные ценности и признающее реальность духовного бытия.
(Данный раздел психологии объясняет, что всё происходящее с человеком сейчас — это Игра, которую он выбрал для себя сам. Человек своим сознанием в предыдущих жизнях определил ту роль, которую он играет сейчас, все события и окружение. За всем стоит Выбор человека. А потому необходимо работать с сознанием. Духовно ориентированная психология — практическая психология. Она предлагает человеку конкретные шаги, побуждающие человека начать изменения в своей жизни, жить собственной волей, не позволять другим манипулировать своим сознанием.)
Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.
Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г.История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
Психологический словарь / Под ред.В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Психология: Учебник для вузов/ Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект, 1998.