Основные положения психологии семейных кризисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 22:23, контрольная работа

Краткое описание

Наблюдаемые в последнее время тенденции, связанные с ростом и укреплением экономической самостоятельности и социального равноправия женщин, либерализацией взглядов на развод, увеличением ценности партнерских отношений в браке, освобождением от классовых, религиозных и национальных предрассудков и стереотипов, ростом продолжительности жизни, снизили эффективность факторов, ранее стабилизирующих семейные отношения. Традиционная патриархальная семья перестала быть для женщин единственной доступной средой для самореализации. Феминистическое движение, начавшееся в середине 1960-х годов, отражало нарушение равновесного положения такой социальной системы, как институт семьи, и маркировало переходный, кризисный момент в ее существовании.

Содержание

Введение
1 Основные понятия семейной психологии
2 Основные положения психологии семейных кризисов
Понятие о кризисе
Семейный кризис
2.3 Понятие нормативного семейного кризиса

Вложенные файлы: 1 файл

КР психология семьм.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Согласно взглядам Н. В. Самоукиной, первый кризисный период (5-7 лет) связан с изменением образа партнера, а  именно — с понижением его психологического статуса. Второй кризисный период (13-18 лет) вызван психологической усталостью друг от друга, тяготением к новизне в отношениях и образе жизни. Этот период особенно остро переживают мужчины. Менее болезненно он проходит в тех семьях, где обоюдно признаются условия для относительной свободы и самостоятельности супругов, а также там, где оба партнера начинают искать способы обновления своих отношений.

Кризисы в отдельных подсистемах (например, вышеописанные кризисы  в супружеских отношениях) могут оказывать влияние на протекание нормативных семейных кризисов, интенсифицируя их проявления.

Семья, находящаяся в  состоянии кризиса, не может оставаться прежней; ей не удается функционировать  адекватно изменившейся ситуации, оперируя знакомыми, шаблонными представлениями и используя привычные модели поведения.

Выделяют следующие характеристики семейного кризиса:

1. Обострение ситуативных противоречий в семье.

2. Расстройство всей системы  и всех происходящих в ней  процессов.

3. Нарастание неустойчивости в семейной системе.

4. Генерализация кризиса, то  есть его влияние распространяется  на весь диапазон семейных  отношений и взаимодействий.

На каком бы уровне функционирования семьи ни возникал кризис (индивидуальном, микро-, макро- или мегасистемном),

он неизбежно будет  затрагивать другие уровни, обусловливая нарушения в их функционировании.

В результате можно обнаружить следующие проявления семейного кризиса:

1. Проявление семейного кризиса  на индивидуальном уровне:

•   чувство дискомфорта, повышенная тревожность;

•   неэффективность старых способов коммуникации;

•   снижение уровня удовлетворенности  браком;

• ощущение непонятости, невысказанности, безысходности и тщетности предпринимаемых с целью изменить ситуацию усилий, то есть ощущение ограничения своих возможностей, неспособность обнаружить в ситуации новые направления развития;

• смещение локуса контроля: член семьи перестает занимать субъектную позицию, ему начинает казаться, что нечто происходит «с ним» — то есть вне его, а значит, и изменения должны произойти не с ним, а с другими. В таком случае он искренне начинает полагать, что именно изменение отношения или поведения другого члена семьи приведет к улучшению ситуации;

• закрытость для нового опыта и в то же время надежда на «чудесное возвращение мира», не связанное с собственными изменениями;

•   появление сверхценных  идей у некоторых членов семьи;

•   формирование симптоматического  поведения.

2. Проявление  семейного кризиса на микросистемном  уровне:

•   нарушения по параметру сплоченности: уменьшение или увеличение психологической  дистанции между членами семьи (крайние варианты — сим биотическое слияние и разобщенность);

•  деформация внутренних и внешних границ нуклеарной семьи, крайними вариантами которой являются их диффузность (размытость) и жесткость (непроницаемость);

•   нарушения гибкости семейной системы вплоть до хаотичности  или ригидности (механизм сохранения и усиления негибких способов реагирования — «инконгруэнтная адаптация» — почти универсален в кризисных ситуациях, однако при длительном его использовании нарушается естественный обмен энергии в семье);

•   изменения ролевой  структуры семейной системы (появление дисфункциональных ролей, жесткое, неравномерное распределение ролей, «провал» роли, патологизация ролей);

•   нарушение иерархии (борьба за власть, перевернутая иерархия);

•   возникновение  семейных конфликтов;

•  рост негативных эмоций и критики;

•   нарушения метакоммуникации;

• нарастание чувства общей неудовлетворенности отношениями в семье, обнаружение расхождения во взглядах, возникновение молчаливого протеста, ссоры и упреки, ощущение обманутости у членов семьи;

• регресс или возврат к ранним моделям функционирования нуклеарной семьи;

•   «застревание»  на какой-либо стадии развития семьи  и неспособность решать задачи следующих  этапов;

• противоречивость и несогласованность притязаний и ожиданий членов семьи;

• разрушение некоторых устоявшихся ценностей семьи и несформирован-ность новых;

•   нарушение традиций и ритуалов;

• неэффективность старых семейных норм и правил в отсутствие новых;

•  дефицит правил.

3. Проявления семейного кризиса на макросистемном уровне: Я актуализация семейного мифа;

•  реализация архаичного поведенческого паттерна, неадекватного актуальному контексту существования семьи, но являвшегося эффективным в предыдущих поколениях;

•   нарушения внутренних и внешних границ расширенной  семьи, крайними вариантами которых  являются диффузность и жесткость (непроницаемость) границ;

•  нарушения иерархии (например, перевернутая иерархия, межпоколенные  коалиции);

•   нарушения ролевой  структуры расширенной семьи (ролевые  инверсии, «провал» роли);

•   нарушение традиций и ритуалов;

•   неэффективность старых семейных норм и правил и несформирован-ность новых.

4. Проявление семейного кризиса на мегасистемном уровне:

•   социальная изоляция семьи;

•   социальная дезадаптация семьи;

•   конфликты с  социальным окружением.

В кризисной ситуации может происходить блокировка актуальных потребностей членов семьи, что, в свою очередь, может стать причиной появления симптома у одного из них — чаще всего у ребенка. Последний становится носителем симптома, который позволяет поддерживать старые, сложившиеся взаимоотношения между членами семьи. Симптоматическое поведение появляется в результате стереотипных, «застывших» ролевых взаимодействий, отражая некоторые закрытые темы, прямое обсуждение которых нарушило бы семейные правила. Носитель симптома называется «идентифицированным пациентом».

Теоретики системного подхода  в семейной терапии убеждены в  том, что симптом, предъявляемый  семьей, представляет собой не что  иное, как метафору потребностей семейной системы (Шерман Р., Фредман Н., 1997).

Можно выделить следующие характеристики симптоматического поведения:

•   сравнительно сильное  влияние на других членов семьи;

• симптом непроизволен и не поддается контролю со стороны идентифицированного пациента;

•   симптом закрепляется окружением;

•   симптоматическое поведение может быть выгодно другим членам семьи; симптоматическое поведение «обслуживает» избегание членами семьи других психологических проблем, актуализация которых могла бы быть разрушительной для семейной системы. Тем самым оно выполняет функцию семейного стабилизатора.

Идентифицированный пациент, или носитель симптома, может появиться  в семье как при попытке  сохранения гомеостаза во время прохождения  какой-либо стадии жизненного цикла  семьи, так и при переходе с  одной стадии на другую. Обращаясь  за психологической помощью, семья, как правило, желает избавиться от симптома, но при этом не хочет что-либо существенно менять. В этом случае на месте одного симптома впоследствии может появиться другой, не менее серьезный. Например, супруг перестает пить, но при этом тяжело заболевает ребенок.

Для определения особенностей прохождения семьей кризисных периодов необходимы анализ и учет семейных «нормативных фильтров». Под «нормативными  фильтрами» мы понимаем совокупность норм, правил, установок, ролевых позиций, представлений, характерных для данной семьи. Их искажающее влияние может быть различным. Идеальными представлениями могут быть частично объяснены такие факты, при которых даже незначительные проблемы в семейной жизни субъективно переживаются семьей очень тяжело. В других семьях, наоборот, даже при наличии серьезных кризисов в развитии их члены могут не рассматривать ситуацию как катастрофическую, оставаться сплоченными, адекватно реагирующими на все происходящее и оказывающими поддержку друг другу. Обычно члены семьи представляют консультанту «откорректированную» картину семейной жизни, отражающую их идеальные представления. В соответствии с этим важным является умение семейного психолога рассмотреть эту картину, проанализировать и выявить зоны риска для данной семьи.

Особенностью данной работы является использование многоуровневой модели психологического функционирования семьи в анализе семейных кризисов с фокусировкой на микросистемном уровне. Это значит, что в центре анализа  находятся не индивидуальные биопсиходинамики членов семьи, а реакции семьи как целостного организма. Данная задача является непростой в силу сложности и подчас невозможности учета взаимодействия всех составляющих семейной системы. Однако наш опыт работы с семьями показывает целесообразность использования данного подхода при анализе столь уникальной социальной микрогруппы, как семья, позволяющий понять ее неповторимый и загадочный мир и законы существования.

 

2.3   Понятие  нормативного семейного кризиса

Вступающие в брак должны глядеть во все глаза до брака и держать их полузакрытыми — после.

                                            М. Скюдери 

Понятие «нормативный кризис»  связано с термином «жизненный цикл семьи», который впервые был использован  в 1948 году Э. Дювалль и Р. Хилом  на национальной общеамериканской конференции по семейной жизни, где ими был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия.

Они рассматривали семью  как динамическую систему, функционирование которой определяется действием  двух законов: законом гомеостаза и  законом гетеростаза (развития). Согласно закону гомеостаза, каждая семья стремится сохранить свое актуальное состояние, остаться в данной точке развития. В соответствии с законом гетеростаза, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл — некую последовательность смены стадий. При построении своей периодизации авторы опирались на идеи Э. Эриксона и других специалистов по психологии личности, предложивших рассматривать в качестве основы периодизации совокупность задач, специфичных для каждого периода развития.

В качестве признака разграничения  стадий Э. Дювалль был использован  факт наличия или отсутствия детей  в семье и их возраст. На основании  этой характеристики были выделены следующие  стадии жизненного цикла семьи:

I. Формирующаяся семья (0—5 лет), детей нет.

II. Детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3 лет.

III. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребенку 3—6 лет.

IV. Семья с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет. V. Семья с детьми-подростками, старшему ребенку 13-21 год.

VI. Семья, «отправляющая» детей в жизнь.

VII. Супруги зрелого возраста.

VIII. Стареющая семья.

Эта периодизация имеет  ряд недостатков: громоздкость, невнимание к другим характеристикам брака, что явилось поводом для критики  и создания ее новых вариантов. В  последующие годы появилось большое число различных периодизаций семейного цикла - психологических, социологических, демографических и т. д. Основанием для них послужили как различные теоретические соображения, так и результаты эмпирических исследований и консультативной практики.

Одной из наиболее известных  периодизаций в отечественной психологии семьи является периодизация, предложенная Э. К. Васильевой, выделившей пять стадий семейного цикла :

1. Зарождение семьи:  с момента заключения брака  до рождения первого ребенка.

2. Рождение и воспитание  детей: продолжается вплоть до  момента начала трудовой деятельности  хотя бы одного ребенка.

3. Окончание выполнения  семьей воспитательной функции:  период с начала трудовой деятельности  первого ребенка до того момента, когда на попечении родителей не остается ни одного из детей.

4. Совместное проживание  родителей с детьми, хотя бы  один из которых не имеет  собственной семьи.

5. Супруги живут одни  или с детьми, имеющими собственные  семьи.

Эта периодизация в целом  аналогична предложенной Э. Дювалль, хотя автор вводит в нее еще и такие признаки, как наличие семьи у детей, начало трудовой деятельности ребенка, проживание его совместно с родителями.

В рамках системного подхода  первое подробное описание жизненного цикла семьи появилось в книге Дж. Хейли (1973) «Необычная психотерапия». Он отметил тот факт, что симптомы кризиса чаще всего возникают в точках перехода от одного этапа к другому. Во время переходных периодов перед членами семьи встают новые задачи, требующие существенной перестройки их взаимоотношений. Чтобы перейти на новую ступень своего развития, семье необходимо совершить изменения в своей структурной организации, адаптироваться к текущей ситуации и выработать свой новый образ. Периоды стабилизации в точке перехода сменяются кризисными периодами, успешность прохождения которых влияет на функционирование семьи на новых этапах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей – в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако становление семьи – это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов. Это реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей, во всей ее сложности и многообразии; она включает в себя непрерывные переговоры, заключения соглашений, компромиссы и, конечно, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье.

Неудачу в браке во многом предопределяют ошибки в выборе партнера: избранник в реальности либо не обладает необходимыми личностными чертами, либо совокупность его психофизиологических особенностей, взглядов и ценностей не соответствует представлениям и потребностям избирающего. Разочарование может наступить независимо от того, что партнер обладает множеством положительных качеств. Очень важно, чтобы муж и жена подходили друг другу по биологическим и нравственным факторам, отражающим различные аспекты воспитания, политические, культурные, религиозные взгляды, а также, чтобы партнеры терпимо относились к особенностям друг друга.

Информация о работе Основные положения психологии семейных кризисов