Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 17:13, контрольная работа
Общество развивается, и, как следствие этого, растет объем информации, который человеку нужно удержать в памяти. Появляется боязнь того, что рано или поздно мозг человека уже не сможет вмещать всё то, что ему необходимо. Тем не менее, природа наградила нас огромными запасами памяти. Многие резервы еще не освоены или даже незнакомы людям. Благодаря этому, в данном вопросе мы имеем право смотреть в завтрашний день с оптимизмом. И тогда наша память и дальше будет нашим помощником.
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
2. Виды памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
3. Основные процессы и механизмы памяти . . . . . . . . . . . . . 5
4. Совершенствование памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
5. Тренировка памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
6. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
7. Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Содержание:
1. Введение
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 2
2. Виды памяти . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. 3
3. Основные процессы
и механизмы памяти . . . . . . . . . . . . . 5
4. Совершенствование
памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
5. Тренировка памяти
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
6. Заключение . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. 24
7. Список использованной
литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Введение.
Мы живем
в мире, в котором на нас ежедневно обрушивается
огромный поток информации. Объем как
общих знаний о мире, так и по отдельным
направлениям, специальностям возрос
за последнее столетие в несколько, а то
и в десятки раз. И этот объем постоянно
увеличивается, пополняясь все большим
количеством новой информации. Часто,
не умея быстро сконцентрировать свое
внимание, запомнить нужное и отсеять
второстепенное, мы просто «дрейфуем»
в безбрежном информационном море. Возможно
ли управление нашей памятью? Известно,
что человек в сжатые сроки может овладеть
большим объемом информации. Но в обычном
состоянии это сделать очень трудно, как
и забыть избирательно какой-то факт. Поэтому
развитие памяти, совершенствование процессов
запоминания, сохранения и воспроизведения информации являются
необходимыми задачами для человека в
современном обществе. Без совершенствования
собственной памяти современный человек
рискует отстать от динамичного развития
общества, потеряться в огромном потоке
информации.
На сегодняшний день
в мире существует много различных методов
тренировки внимания и памяти. Не каждому
человеку природа подарила совершенную
память, способную овладеть необходимой
для него информацией. Безусловно, можно
применять для сохранения и выборки информации
всевозможные бумажные, аудио-, видео-
и компьютерные носители. Тем не менее,
в условиях постоянно усложняющейся, обступающей
со всех сторон человека среды необходимо
немалое число данных сохранять в личной
памяти. И не просто хранить мертвым грузом,
а обладать возможностью эффективно ее
использовать.
Общество развивается,
и, как следствие этого, растет объем информации,
который человеку нужно удержать в памяти.
Появляется боязнь того, что рано или поздно
мозг человека уже не сможет вмещать всё
то, что ему необходимо. Тем не менее, природа
наградила нас огромными запасами памяти.
Многие резервы еще не освоены или даже
незнакомы людям. Благодаря этому, в данном
вопросе мы имеем право смотреть в завтрашний
день с оптимизмом. И тогда наша память
и дальше будет нашим помощником.
С помощью памяти мы
воспринимаем и
понимаем окружающий мир, ориентируемся
в пространстве, сохраняем и используем
определенные знания и навыки. Потеря
памяти у человека всегда была равносильна
безумию.
Наиболее высокого
уровня своего развития память достигает
у человека. Таким мнемоническими возможностями,
какими обладает он, не располагает никакое
другое существо в мире.
Стремиться понять
то, как функционирует человеческая психика
необходимо, особенно для специалистов,
работающих с людьми. Каждый человек уникален,
но возможно найти некоторые закономерности,
которые помогут в работе с конкретным
человеком. Ведь, чем глубже наше понимание
человека, тем эффективнее можно ему послужить
и помочь.
Развитие памяти представляет
собой процесс становления и изменения
особых регуляторных образований, обеспечивающих
содержательно – временную преемственность
в деятельности человека, формирование
плана актуального поведения с учётом
задач предшествующих и предстоящих.
Виды памяти.
Существует
несколько оснований для классификации
видов человеческой памяти. Одно из них
деление памяти по времени сохранения
материала, другое по преобладающему в
процессах запоминания, сохранения и воспроизведения
материала анализатору. В первом случае
выделяют мгновенную, кратковременную,
оперативную, долговременную и генетическую
память. Во втором случае говорят о зрительной,
слуховой, обонятельной, осязательной
и других видах памяти. Рассмотрим и дадим
краткое определение основным из названных
видов памяти.
Моторная
память является
эволюционно самым древним видом. Она
отвечает за запоминание, сохранение и
воспроизведение различных движений.
Эти движения запрограммированы, например:
ходьба, подъем по ступенькам, плаванье
и т.д. Именно моторная память помогает
нам воспроизводить привычные действия
на уровне автоматизма.
Эмоциональная
память связана
с фиксированием переживаний, которыми
сопровождаются те или иные события. Эмоции
выполняют регуляторную функцию в обеспечении
поведения и адаптации организма к окружающей
среде. Биологический смысл эмоциональной
памяти заключается в выработке системы
предупреждения.
Эмоционально окрашенные
ощущения фиксируются непроизвольно и
практически мгновенно. Эмоциональная
память самая прочная, поэтому имеет очень
большое значение в процессе обучения.
Образная
память имеет несколько
подвидов, поскольку связана с работой
сенсорных систем или органов чувств.
Она включает в себя зрительную, осязательную,
обонятельную, вкусовую, слуховуюпамять.
Информация запоминается в виде образов
определенной модальности.
Зрительная память
связана с сохранением и воспроизведением
зрительных образов. Хорошей зрительной
памятью нередко обладают люди с эйдетическим
восприятием, способные в течение достаточно
долгого времени «видеть» воспринятую
картину в своём воображении после того,
как она перестала воздействовать на органы
чувств. В связи с этим данный вид памяти
предполагает развитую у человека способность
к воображению.
Слуховая память
- это хорошее запоминание и точное воспроизведение
разнообразных звуков, например музыкальных
или речевых. Она необходима филологам,
людям, изучающим иностранные языки, акустикам,
музыкантам.
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти
особой роли в жизни человека не играют,
и их возможности по сравнению со зрительной,
слуховой, двигательной и эмоциональной
памятью ограничены. Их роль в основном
сводится к удовлетворению биологических
потребностей или потребностей, связанных
с безопасностью или самосохранением
организма.
Образная память спонтанна,
гибка и обеспечивает длительное хранение
следов воздействия.
Логическая
память и в филогенезе,
и в онтогенезе возникает позже всех остальных
видов памяти. Логическая память формируется
только на базе второй сигнальной системы
в процессе обучения. Вторая сигнальная
система, по определению физиолога И.П.
Павлова, — это человеческая речь. Сложно
запомнить какой-либо материал без понимания,
без логического восприятия. Логическая
память — результат тех интеллектуальных
возможностей, которые есть у человека.
Эйдетическая
память — особый
вид памяти, проявляющийся далеко не у
всех людей. Ее особенностью является
сохранение и воспроизведение чрезвычайно
яркого, детализированного образа события.
Эйдетическая память
связана с такой особенностью восприятия,
как синестезия. Синестезия – в
С точки зрения временной
характеристики сохранения способности
к воспроизведению запечатленной информации,
различают следующие виды памяти:
Сенсорная (
Кратковременная (
Долговременная (
Генетическую память можно определить
как такую, в которой информация хранится
в генотипе, передаётся и воспроизводится
по наследству. Основным биологическим
механизмом запоминания информации в
такой памяти являются, по - видимому, мутации
и связанные с ними изменения генных структур.
Генетическая память у человека - единственная,
на которую мы не можем оказать влияние
через обучение и воспитание.
Выделяют еще так называемую «вечную» или третич
Основные процессы и механизмы памяти.
Вопрос о
механизмах памяти сложен и его изучает
целый ряд наук: физиология, биохимия и
психология. Физиологи говорят о том, что процесс
сохранения информации связан с образованием
нервных связей (ассоциаций). Биохимики – с
изменением состава рибонуклеиновой кислоты
(РНК) и других биохимических структур. Психологи подчеркив
Память, как и любой
другой познавательный психический процесс,
обладает определенными характеристиками.
06ъем памяти — это важнейшая интегральная характеристика
памяти, которая характеризует возможности запоминания
и сохранения информации.
Быстрота
воспроизведения характеризует способность человека
использовать в практической деятельности
имеющуюся у него информацию. Как правило,
встречаясь с необходимостью решить какую-либо
задачу или проблему, человек обращается
к информации, которая хранится в памяти.
Точность
воспроизведения отражает способность человека точно
сохранять, а самое главное, точно воспроизводить
запечатленную в памяти информацию. Длительность
сохранения отражает
способность человека удерживать определенное
время необходимую информацию. Например,
человек готовится к экзамену. Запоминает
одну учебную тему, а когда начинает учить
следующую, то вдруг обнаруживает, что
не помнит то, что учил перед этим. Иногда
бывает по-другому. Человек запомнил всю
необходимую информацию, но когда потребовалось
ее воспроизвести, то он не смог этого
сделать, Однако спустя некоторое время
он с удивлением отмечает, что помнит все,
что сумел выучить. В данном случае мы
сталкиваемся с другой характеристикой
памяти - готовностью
воспроизвести запечатленную в памяти
информацию.
Запоминание.
Запоминание — это процесс запечатления и последующего
сохранения воспринятой информации. По
степени активности протекания этого
процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или
непроизвольное) и преднамеренн
Непреднамеренное запо
В отличие от непроизвольного
запоминания произвольное (или
преднамеренное) запоминание характеризуется
тем, что человек ставит перед собой определенную
цель — запомнить некую информацию —
и использует специальные приемы запоминания.
Произвольное запоминание представляет
собой особую и сложную умственную деятельность,
подчиненную задаче запомнить. Кроме того,
произвольное запоминание включает в
себя разнообразные действия, выполняемые
для того, чтобы лучше достичь поставленной
цели. К таким действиям относитсязаучивание, суть которого заключается
в многократном повторении учебного материала
до полного и безошибочного
его запоминания.
Главная особенность
преднамеренного запоминания — это проявление
волевых усилий в виде постановки задачи
на запоминание. Многократное повторение
позволяет надежно и прочно запомнить
материал, во много раз превышающий объем
индивидуальной кратковременной памяти.
Запоминается, как
и осознается, прежде всего то, что составляет
цель действия. Однако то, что не относится
к цели действия, запоминается хуже, при
произвольном запоминании, направленном
именно на данный материал. При этом все же необходимо учитывать,
что подавляющее большинство наших систематических
знаний возникает в результате специальной
деятельности, цель которой — запомнить
соответствующий материал, с тем, чтобы
сохранить его в памяти. Такая деятельность,
направленная на запоминание и воспроизведение
удержанного материала, называется мнемической деятельностью.
По другому признаку
— по характеру связей (ассоциаций), лежащих
в основе памяти,— запоминание делится
на механическое и осмысленное.
Механическое
запоминание — это
запоминание без осознания логической
связи между различными частями воспринимаемого
материала. Основой механического запоминания
являются ассоциации по смежности.
В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании
внутренних логических связей между отдельными
частями материала.
Если сравнивать эти способы запоминания
материала, то можно прийти к выводу о
том, что осмысленное запоминание намного
продуктивней. При механическом запоминании
в памяти через один час остается только
40 % материала, а еще через несколько часов
— всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания
40 % материала сохраняется в памяти даже
через 30 дней.
Осмысление материала
достигается разными приемами, и прежде
всего выделением
в изучаемом материале главных мыслей
и группированием их в виде плана. Полезным приемом осмысления
материала является сравнение, т. е. нахождение
сходства и различия между предметами,
явлениями, событиями и так далее.
Важнейшим методом
осмысленного запоминания материала и
достижения высокой прочности его сохранения
является метод
повторения. Повторение - важнейшее условие
овладения знаниями, умениями, навыками.
Но, чтобы быть продуктивными, повторения
должны отвечать определенным требованиям.
Во-первых, заучивание протекает неравномерно:
вслед за подъемом в воспроизведении может
наступить некоторое его снижение. Во-вторых,
заучивание идет скачками.
Иногда несколько
повторений подряд не дают существенного
прироста в припоминании, но затем, при
последующих повторениях, происходит
резкое увеличение объема запомненного
материала. В - третьих, если материал в
целом не представляет труда для запоминании,
то первые повторения дают лучший результат,
чем последующие. В-четвертых, если материал
труден, то запоминание идет, наоборот,
сначала медленно, а потом быстро. Это
объясняется тем, что действия первых
повторений из-за трудности материала
недостаточны и прирост объема запоминаемого
материала возрастает лишь при многократных
повторениях. В-пятых,
повторения нужны не только тогда, когда
мы учим материал, но и тогда, когда надо
закрепить в памяти то, что мы уже выучили.
При повторении наученного материала
его прочность и длительность сохранения
возрастают многократно.
Очень важно также
правильно распределить повторение во
времени. В психологии известны два способа
повторения: концентрированное
Очень близок к методу
распределенного заучивания метод воспроизведения во время заучивания. Его
суть состоит в попытках воспроизвести
материал, который еще полностью не выучен.
Например, выучить материал можно двумя
способами:
а) ограничиться только
чтением и читать до тех пор, пока не возникнет
уверенность, что он выучен.
б) прочитать материал
один - два раза, затем попытаться его произнести,
после чего снова прочитать его несколько
раз и вновь попытаться воспроизвести
и так далее.
Эксперименты показывают,
что второй вариант намного продуктивнее
и целесообразнее. Заучивание идет быстрее,
а сохранение становится более прочным.
Успех запоминания
во многом зависит от уровня самоконтроля.
Проявлением самоконтроля являются попытки
воспроизвести материал при его заучивании.
Такие попытки помогают установить, что
мы запомнили, какие ошибки допустили
при воспроизведении и на что следует
обратить внимание в последующем чтении.
Кроме того, продуктивность запоминания
зависит и от характера материала. Наглядно-образный
материал запоминается лучше словесного,
а логически связанный текст воспроизводится
полнее, чем разрозненные предложения.
Сохранение.
Сохранение — процесс
активной переработки, систематизации,
обобщения материала, овладения им.Сохранение
заученного зависит от глубины понимания.
Хорошо осмысленный материал запоминается
лучше. Сохранение зависит также от установки
личности. Значимый для личности материал
не забывается. Забывание происходит неравномерно:
сразу после заучивания забывание сильнее,
затем оно идет медленнее. Вот почему повторение
нельзя откладывать, повторять надо вскоре
после заучивания, пока материал не забыт.
Иногда при сохранении
наблюдается явление реминисценции. Суть ее в том, что воспроизведение, отсроченное
на 2—3 дня, оказывается лучше, чем непосредственно
после заучивания. Реминисценция проявляется
особенно ярко, если первоначальное воспроизведение
не было достаточно осмысленным. С физиологической
точки зрения реминисценция объясняется
тем, что сразу после заучивания, по закону
отрицательной индукции, наступает торможение,
а затем оно снимается. Установлено, что
сохранение может быть динамическим и
статическим. Динамическое
сохранениепроявляется в оперативной
памяти, а статическое – в долговременной.
При динамическом
сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот,
он обязательно подвергается реконструкции
и определенной переработке.
Прочность сохранения
обеспечивается повторением, которое
служит подкреплением и предохраняет
от забывания, то есть от угасания временных
связей в коре головного мозга. Повторение
должно быть разнообразным, проводиться
в разных формах: в процессе повторения
факты необходимо сравнивать, сопоставлять,
их надо приводить в систему. При однообразном
повторении отсутствует мыслительная
активность, снижается интерес к заучиванию,
а поэтому и не создается условий для прочного
сохранения. Еще большее значение для
сохранения имеет применение знаний. Когда
знания применяются, они запоминаются
непроизвольно.
Воспроизведение и узнавание.
Воспроизведение и узнавание— п
Воспроизведение может
быть непроизвольным и произвол
Качества памяти наиболее
отчетливо обнаруживаются при воспроизведении.
Оно является результатом и запоминания,
и сохранения. Судить о запоминании и сохранении
мы можем только по воспроизведению. Воспроизведение
— не простое механическое повторение
запечатленного.
Происходит реконструкция,
то есть мыслительная
переработка материала: изменяется план
изложения, выделяется главное, вставляется
дополнительный материал, известный из
других источников.
Успешность воспроизведения
зависит от умения восстановить связи,
которые были образованы при запоминании,
и от умения пользоваться планом при воспроизведении.
Физиологическая основа
узнавания и воспроизведения — оживление
следов прежних возбуждений в коре головного
мозга. При узнавании оживляется след
возбуждения, который был проторен при
запоминании.
Выделяют такие формы
воспроизведения:
- узнавание — проявление памяти,
которое возникает при повторном восприятии
объекта;
- воспоминание, которое осуществляется
при отсутствии восприятия объекта;
- припоминание, представляющее собой
наиболее активную форму воспроизведения,
во многом зависящую от ясности поставленных
задач, от степени логической упорядоченности
запоминаемой и хранимой в ДП информации;
реминисценция — отсроченное воспроизведение
ранее воспринятого, казавшегося забытым;
эйдетизм — зрительная память,
долго сохраняющая яркий образ со всеми
деталями воспринятого.
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент
его восприятии и означает, что происходит
восприятие объекта, представление о котором
сформировалось у человека или на основе
личных впечатлений (представление памяти),
или на основе словесных описаний (представление
воображения). Процессы узнавания отличаются
друг от друга степенью определенности.
Наименее определенно узнавание в тех
случаях, когда мы испытываем только чувство знакомости объе
Оба этих варианта
узнавания развертываются постепенно,
и поэтому они часто близки к припоминанию,
а следовательно, являются сложным мыслительным
и волевым процессом. Забывание - процесс противоположный сохранению.
Когда мы видим значительное различие
между оригинальным материалом и тем,
что удается воссоздать, принято говорить,
что материал забыт.
Процесс забывания всегда интересовал
исследователей. Было выяснено, что наибольший объем материала
забывается в первый день после запоминания.
Забывание может быть как полезным, так
и вредным, помогая или мешая человеку
в жизни и деятельности. Позитивная функция забывания в том,
что оно забирает громадный груз информации,
который является ненужным, и не допускает
перенагрузки памяти. Негативным забывание
становится, когда память стирает целые
блоки информации, или отрицательный опыт,
который, тем не менее, необходим для нормальной
плодотворной жизни.
Существует несколько
теорий, почему происходит забывание,
хотя на практике ни одна из них не может
исчерпывающе объяснить явление забывания.
Теория систематическ
Теория
ретроактивного и проактивного торможенияи говорит, что любое получение
нового материала приводит к нарушениям
в памяти о предыдущих событиях (ретроактивное).
Таким же образом любое предыдущее обучение,
негативно влияет на процесс дальнейшего
обучения и воссоздания нового материала
(проактивное забывание). Например: немудро после математики сразу
учить физику или химию, процесс забывания
материала будет идти довольно быстро.
Теория
мотивируемого забывания говорит, что цель и мотивация человека
влияет на забывание (например, человек
намеренно забывает о болезненной информации,
которая вызывает боль, страх или вину). З.Фрейд посвятил много
времени изучению именно этой теории и
изучению мотивированного забывания.
Мо мнению Фрейда, когда человек непроизвольно
теряет или закладывает вещи, он это делает
с целью избавления от неприятных воспоминаний
или эмоциональных переживаний.
Для уменьшения
забывания необходимо:
- понимание, осмысление
информации
- повторение информации