Основные процессы и механизмы памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 17:13, контрольная работа

Краткое описание

Общество развивается, и, как следствие этого, растет объем информации, который человеку нужно удержать в памяти. Появляется боязнь того, что рано или поздно мозг человека уже не сможет вмещать всё то, что ему необходимо. Тем не менее, природа наградила нас огромными запасами памяти. Многие резервы еще не освоены или даже незнакомы людям. Благодаря этому, в данном вопросе мы имеем право смотреть в завтрашний день с оптимизмом. И тогда наша память и дальше будет нашим помощником.

Содержание

1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
2. Виды памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
3. Основные процессы и механизмы памяти . . . . . . . . . . . . . 5
4. Совершенствование памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
5. Тренировка памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
6. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
7. Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 250.17 Кб (Скачать файл)

Первое условие для запоминания имени - оно должно быть произнесено громко и отчетливо. Его следует повторить раз - другой, чтобы зафиксировать в памяти. Некоторые пользуются способом связывания имени со зрительным образом лица, которому оно принадлежит, с его характерными приметами и так далее.

Упражнения для тренировки памяти.         

Узнавание фигур, или как проверить свою память. 
         Цель. Исследование процессов восприятия и узнавания у детей и взрослых. 
         Описание. Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур (рис.1) и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур (рис. 2). Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры из первой таблицы. 
         Первая инструкция. «Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур». 
         Вторая инструкция. «На следующем рисунке среди нарисованных фигур вы должны выбрать те, которые видели в первом случае». 
         Обработка результатов. Экспериментатор отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле: 
         E = M/9 + N, 
         где М - число правильно узнанных фигур, 
         N - число неправильно узнанных фигур. 
         Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала - буквенного, цифрового, словесного. 
 
 
 
         Методика исследования кратковременной памяти, или как выбрать нужную информацию. 
         Цель. Определение объема кратковременной зрительной памяти. 
         Описание. Испытуемый должен запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой ему таблицы. 
         Инструкция. «Сейчас вам будет предъявлена таблица с числами. Вы должны постараться за 20 секунд запомнить и потом записать как можно большее количество чисел. Внимание, начали!» 
         Оценка. По количеству правильно воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти, - 10 единиц материала. Средний уровень: 6 - 7 единиц. 
 
 
 
 
 
         Методика «Оперативная память», или как запомнить много за короткий срок. 
         Цель. Изучение оперативной памяти (для взрослых испытуемых). 
         Инструкция. «Сейчас я назову вам пять чисел. Ваша задача - постараться запомнить их, затем в уме сложить первое число со вторым, а полученную сумму записать; второе число сложить с третьим, сумму записать и четвертое с пятым, снова записать сумму. Таким образом, у вас должно быть получено и записано четыре суммы. Время для вычислений - 15 секунд. После чего я зачитываю следующий ряд чисел. Вопросы есть? Будьте внимательны, числа зачитываются только один раз». 
 
Числовые ряды.

 
а) 5, 2, 7, 1, 4

 
е) 4, 2, 3, 1, 5

 
б) 3, 5, 4, 2, 5

 
ж) 3, 1, 5, 2, 6 

 
в) 7, 1, 4, 3, 2

 
з) 2, 3, 6, 1, 4

 
г) 2, 6, 2, 5, 3

 
и) 5, 2, 6, 3, 2

 
д) 4, 4, 6, 1, 7

 
к) 3, 1, 5, 2, 7


 
Ключ.

 
а) 7 9 8 5

 
е) 6 5 4 6

 
б) 8 9 6 7

 
ж) 4 6 7 8

 
в) 8 5 7 5

 
з) 5 9 7 5

 
г) 8 8 7 8 

 
и) 7 8 9 5 

 
д) 7 9 7 8

 
к) 4 6 7 9


 
 
         Обработка данных. Подсчитывается число правильно найденных сумм. Максимальное их число – 40. Норма взрослого человека – от 30 и выше. 
 
         Методика «Образная память», или как отличить предмет от его изображения. 
         Цель. Изучение кратковременной образной памяти. 
         Описание. В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы (рис. 3). Затем в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать). 
         Инструкция. «Сейчас я покажу вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно больше из нарисованного. После того как я уберу таблицу, запишите или зарисуйте все, что успели запомнить. Время предъявления таблицы - 20 секунд». 
 
Оценка. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме – это 6 и более правильных ответов.

 

Оценка, баллы 

 
9

 
8

 
7

 
6

 
5

 
4

 
3

 
2

 
1

Количество воспроизведенных образов

 
15-16

 
13-14

 
10-12

 
7-9

 
6

 
5

 
4

 
3

 
1-2


 
 
рис. 3

Общие условия успешного запоминания.

1. Когда материал интересен для  запоминающего.

2. Когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал.

3. Когда у запоминающего сформирована  установка на длительность, полноту  и прочность запоминания.

4. Когда материал осмыслен, предельно  ясен, подвергается классификации.

5. Когда при заучивании материала  до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги  обычных размеров), он внимательно  прочитан один - два раза с разбивкой  его на смысловые фрагменты  и затем воспроизводится путем  активных и с подглядыванием  повторений.

6. Когда число таких повторений  на 50% превышает то количество  их, которое требуется для первого  безошибочного воспроизведения. (Со  средней памятью человек может  безошибочно воспроизвести 7-9 слов  сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений).

7. Когда между отдельными повторениями  вводится пауза продолжительностью 24 часа.

8. Когда процесс заучивания, разделенный  на отрезки по 45-60 минут, прерывается  паузами отдыха 10-15 минут.

Советы по развитию памяти (прежде всего механической).

1."Не подряд". Научное название  здесь такое: "закон распределения  повторений во времени". Суть: число повторений, необходимых для  полного усвоения материала, уменьшается, если не стремиться запомнить  все в один присест. Чем больше  надо повторений, то есть чем  обширнее порция запоминаемого  материала, тем больше разница  между требуемыми повторениями "за  один присест" и  за несколько. 
2.Необходимо систематически чередовать пассивное восприятие запоминаемого материала с активными попытками припоминания с психологической установкой на запоминание. Переход на эту новую систему запоминания потребует в среднем 4-5 месяцев, но полностью себя оправдает. 
3. По возможности чаще применять мнемотехнические (то есть не связанные с содержанием запоминаемого) приемы. Например: "Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны". Здесь одно затруднение: рецепта, как самому сочинять такие присказки-подсказки, не существует, а готовых приемов на все случаи жизни не напасешься. Но их не трудно изобрести человеку, знакомому с индивидуальными особенностями своей памяти. Нужно запомнить и руководствоваться генеральным правилом всякой умственной работы - отдыхать через смену занятий, а не через безделье. И это относится к памяти в полной мере. 
4.Разнообразие, избежание монотонности в работе памяти. 
         Известно, что эмоционально окрашенные события, прежде всего отрицательные, а также аффекты забываются плохо. 
         Информацию для запоминания лучше подавать на фоне цветового, зрительного и тонального слухового восприятия. 
         Необходимо стремиться, чтобы в запоминании и воспроизведении участвовали все чувства или хотя бы большая их часть. Нужно научиться создавать их сочетание (например, цифра 8 - представляется полной женщиной, 87 - полная женщина идет с усатым мужчиной, цифра 5 - пахнет ландышем и т.п.). 
         Совмещать запоминание лучше в сочетании с другим механическим занятием (ходьба, вязание и т.п.). 
         Если ввести себя в состояние самогипноза с помощью аутотренинга или медитации с мысленным перевоплощением в другую личность запоминание происходит быстрее и эффективнее. 
         Запоминание и воспроизведение в гипнозе происходит более быстро и качественно. 
         Сон после обучения  уменьшает забывание примерно в 2 раза.

 

Заключение.          

Значение памяти в жизни человека огромно: без нее была бы невозможна какая-либо деятельность. И.М.Сеченов указывал, что «…без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного». 
         Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. 
         Процесс развития памяти в его качественном своеобразии, без ограничения возраста, даёт возможность широкого использования сравнительно - генетического метода применительно к произвольным и непроизвольным формам памяти. Вопрос о специфике функций памяти как свойства личности человека до сих пор представляет интерес для установления условий развития памяти на всех уровнях её функционирования.  
         В настоящее время разработано и на практике используется немалое количество разнообразных систем и методов практического влияния на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются на упражняемости воображения, четвертые – на развитии у человека способности осмысливать и структурировать запоминаемый материал, пятые – на приобретении и активном использовании в процессах запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических средств и приемов и действий. Все эти методы, в конечном счете, основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержденных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процессами человека и его практической деятельностью.

 
 





 

Список использованной литературы: 
1.      Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. 3-е издание. М.: 1999 
2.     Лурия А. Р. Внимание и память. М., 1975. 
3.     Макселон Юзеф. Психология. М.: “Просвещение”,1998 
4.     Немов Р. С. Психология. М., 1995 
5.     Кинякина О. Н.  Мозг на 100%. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция, М. «Эксмо», 2007 
6.     Хофман Иоахим. Активная память: Экспериментальные исследования и теория человеческой памяти: Пер. с нем./Общ. Б.М.Величковский и Н.К.Корсакова. – М.: «Прогресс», 1986 
7.     Крылов А.А. Общая психология. Санкт-Петербург, "Питер", 2000 
8.     Блонский П. П. Память и мышление. М., 1979. 

 

 


Информация о работе Основные процессы и механизмы памяти