Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 10:33, контрольная работа
Государственная охрана семьи - одно из положений Конституции РФ. Одним из видов государственной помощи семье является психологическая помощь. Проблемы, которые возникают в семейной жизни связаны не только с экономическими факторами, производственной занятостью женщин, урбанизацией жизни большей части населения. Социально-экономические процессы сказываются на семейной жизни, преломляются сквозь призму индивидуальных психологических особенностей, личностных установок, качеств и умений, специфику взаимоотношений членов семьи, то есть через психологические факторы. От своевременности понимания причин семейных трудностей зависит и семейное и личное будущее человека.
Введение..................................................................................................................3
1.Супружеские конфликты ....................................................................................4
2.Психологическая помощь супруга.....................................................................6
3. Особенности семейного психологического консультирования.....................8
3.1. Виды консультативной психологической помощи семь……...………….12
3.2. Психотерапевтическая модель консультативной психологической помощи семье………............................................................................................15
4.Основные принципы системной семейной психотерапии.............................18
5.Этапы семейной психотерапии….………………………..…...……………...19
Заключение……………………………………………..………………………24
Список использованной литературы………………. ………..…………….25
3) реконструкции межличностных отношений;
4) реализации вновь
В процессе установления «семейного диагноза» происходит «объединение» психотерапевта с семьей, присоединение его к предъявляемой семьей структуре ролей (S. Minuchin, 1978, 1998; Э. Эйдемиллер, 1996).
Уже при входе членов семьи в консультативный кабинет, во время их свободного рассаживания опытный а взгляд психотерапевта позволяет нередко выявить внутрисемейные «коалиции», «противоборствующие группировки», «козла отпущения» и т. п. Например, в случае конфликта родителей с подростком можно наблюдать картину, когда подросток «забивается в угол», либо, на-. против, демонстративно усаживается подальше от родителей. Конфликтующие супруги часто занимают места разных концах кабинета и т. п.Степень удаленности тех или иных членов семьи от психотерапевта нередко отражает их готовность или неготовность к вступлению в контакт, уровень доверия к психотерапевту.
Таким образом, свободное расположение членов семьи по отношению друг к другу и к психотерапевту способствует установлению «конструктивной дистанции» в начале психотерапевтического взаимодействия.
Важным тактическим приемом является присоединение психотерапевта к тому члену семьи, который заявляет проблему с использованием приемов «мимезиса» (S. Minuchin, 1974, 1978, 1998), т. е. прямого и непрямого «отзеркаливания» позы, мимики и жестов, а также синхронизации дыхания (психотерапевт следит за дыхательными движениями заявителя проблемы и вставляет реплики в момент его выдоха, что зачастую воспринимается собеседником как «озвучивание» и продолжение собственных мыслей). Следует, однако, предостеречь от «отзеркаливания» патологических изменений речи собеседника (заикание, дефекты звукопроизношения), навязчивых движений - всего того, что составляет помеху на осознанном уровне: копирование подобных недостатков, как правило, негативно воспринимается партнером по разговору. В качестве иллюстрации позвольте привести американский анекдот. В бар на Диком Западе вваливается заикающийся ковбой: «Мне, п-пожалуйста, ... п-пива!» Услужливый бармен мгновенно отвечает: «П-пож-жалуйста, с-сэр!» Подобревший ковбой дружески хлопает по плечу «собрата по несчастью» и усаживается пить пиво. В это время приходит другой, нормально говорящий ковбой, и бармен отвечает ему без всяких признаков заикания. Взбешенный ковбой-заика подлетает к стойке: «Т-так т-ты м-меня п-п-передразниваешь?!» Бармен невозмутимо отвечает, указывая на второго собеседника: «Н-нет, эт-то я его п-передразниваю!»
По мере сбора информации о семье психотерапевт анализирует тип семейных взаимоотношений. С. Минухиным (1978) разработана остроумная и не лишенная юмора типология семей.
1. Семья «па-де-де», состоящая
из матери и ребенка, в такой
семье часто формируются
2. Семья из трех поколений,
в которой родители являются
как бы «старшими детьми» и
продолжают находиться «под
3. «Семья с делегированием обязанностей»: в такой | семье (как правило, многодетной) старшие по возрасту дети выполняют часть родительских обязанностей по| уходу за малышами, оставаясь при этом в рамках «детской подсистемы». Это порождает конфликты типа «когда надо пеленки стирать - я уже большая, а на дискотеку сходить - «сиди дома, малая!»
4. «Семья с призраком»,
в которой чрезвычайно
5. «Флюктуирующие семьи».
Обычно это семьи военных, которых
судьба перебрасывает из
6. «Семья-аккордеон» - к этому
типу относятся семьи моряков,
артистов-гастролеров и т. д. В
таких семьях один из ее
членов (чрезвычайно значимый как
источник материального
Важным этапом семейной психотерапии является «формулирование терапевтического запроса» (Э. Г. Эйдемиллер, 1996).
Инициатор обращения предъявляет психотерапевту, как правило, манипулятивный запрос, который сводится к следующему: «Мой ребенок имеет симптом, мой ребенок плохо учится, мой ребенок непослушный. Сделайте так, чтобы он был другим». Такое формулирование позволяет инициатору обращения дистанцироваться от бессознательного или осознаваемого чувства вины, снять с себя ответственность за происходящее в семье и перенести ее на ребенка и психотерапевта. Приемы мета-моделирования и психотерапевтические метафоры позволяют перевести запрос с поверхностного манипулятивного уровня на уровень осознания родителями своей неэффективности в родительской роли.
Исследование членами семьи себя как неэффективных родителей позволяет им перейти к осознанию своих супружеских проблем. Параллельно с формулированием запроса психотерапевт исследует ресурсные состояния у членов семьи. «Был ли в вашей жизни момент, когда вы вместе добивались успеха? Как вы это делали?» На этапе формулирования терапевтического запроса важно исследовать цели, которые поставлены каждым членом семьи и которых члены семьи хотят достигнуть в ходе психотерапии. В этот момент важно перевести психотерапевтическую работу из плоскости изучения прошлого в плоскость «здесь и теперь». Экскурсии в прошлое совершаются лишь для поиска ресурсных состояний у членов семьи. Формулирование целей каждого члена семьи приводит к формированию семьи как единого психологического организма (Э. Г. Эйдемиллер, 1996). О выходе на этап реконструкции семейных отношений в семейной психотерапии свидетельствуют открытость членов семьи, изменение их расположения во время сеанса, предоставление друг другу неискаженной обратной связи и желание ее принимать. Работа психотерапевта способствует установлению границ между подсистемами, усилению функционирования одних и соответственно связанному с этим ослаблению функционирования других подсистем. Если ранее супруги большую часть времени занимались неосознанным смешением родительского и супружеского контекстов, что приводило их, с одной стороны, к неудовлетворенности супружеством, а с другой - к появлению проблем или симптомов у ребенка, то в процессе психотерапии разделение родительского и супружеского контекстов способствует повышению их эффективности и как супругов, и как родителей.
На всем протяжении семейной психотерапии используются следующие приемы:
- сбалансированность в
исследовании негативного и
- использование двухуровневой обратной связи;
- психоскульптурирование, семейная психодрама.
О завершении психотерапии свидетельствует достижение сформулированных целей. Важным является соблюдение оговоренного временного контекста. После этапа присоединения, на который уходит, как правило, 1-2 сеанса продолжительностью по 2 часа, участники психотерапии оговаривают границы временного контекста, необходимого для достижения психотерапевтических изменений. Минимальное время для реконструкции семейных отношений составляет 8 часов - 4 сессии, а максимальное время семейной психотерапии составляет 16 часов - 8 сессий (Э. Г. Эйдемиллер, 1996).
Заключение.
Социально-экономические процессы сказываются на семейной жизни не прямо и непосредственно, а преломляются сквозь призму индивидуальных психологических особенностей, личностных установок, качеств и умений, специфику взаимоотношений членов семьи, то есть через психологические факторы. Как показывают социологические и психологические исследования, именно психологические факторы становятся определяющими среди прочих, влияющих на удовлетворенность семейной жизнью, прочность брака.
Одна из главных характеристик психологической помощи и залог ее эффективности состоит в том, что по своей сути это есть форма услуг населению, оказываемых профессиональной группой в рамках государственной институции. Как всякая услуга, психологическая помощь оказывается на добровольной основе тем, что в этой услуге нуждается и просит о ее оказании. В этом реализуется важный принцип подхода к семье - уважение прав супругов и родителей, уважение неприкосновенности частной жизни граждан.
Какую бы помощь ни оказывало общество семье, многие проблемы своих взаимоотношений супруги должны решать сами. В семейной жизни останется сфера, в которой не сможет помочь никто - только двое, выбравшие друг друга.
Список использованной литературы
1.Ковалев С. В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988. с.-20
2.Либих С. С., Петров В. П. Социально-психологические проблемы современной семьи. -Л.: ЛенГИДУВ, 1979.-20 с.
3.Пезашкиан П. Позитивная семейная психотерапия / Пер. с англ. - М.: Смысл, 1993.- 331 с.
4.Плотниекс И. Э. Психология в семье / Пер. с латыш. - М.: Педагогика, 1991. -206 с.
5.Ричардсон Р. Силы семейных уз / Пер. с англ. - СПб.: Акцидент, 1994. -135 с.
6.Семья в психологической консультации Опыт и проблемы консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М.: Педагогика, 1989. -206 с.
7.Сысенко В. А. Супружеские конфликты. - М.: Мысль, 1989. - 173 с.
8.Херсонский Б., Дворяк С. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. - Киев: Здоровье, 1991.-189 с.
9. Шуман С. Г. Шуман В. П. Конфликты в молодой семье причины, пути устранения. Минск: Университетское, 1989. - 78 с.
10.Юнда И. Ф., Юнда Л. И. Социально-психологические основы семейной жизни. - Киев: Выща шк., 1990. - 238 с.