Основные этапы оказания помощи семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 10:33, контрольная работа

Краткое описание

Государственная охрана семьи - одно из положений Конституции РФ. Одним из видов государственной помощи семье является психологическая помощь. Проблемы, которые возникают в семейной жизни связаны не только с экономическими факторами, производственной занятостью женщин, урбанизацией жизни большей части населения. Социально-экономические процессы сказываются на семейной жизни, преломляются сквозь призму индивидуальных психологических особенностей, личностных установок, качеств и умений, специфику взаимоотношений членов семьи, то есть через психологические факторы. От своевременности понимания причин семейных трудностей зависит и семейное и личное будущее человека.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
1.Супружеские конфликты ....................................................................................4
2.Психологическая помощь супруга.....................................................................6
3. Особенности семейного психологического консультирования.....................8
3.1. Виды консультативной психологической помощи семь……...………….12
3.2. Психотерапевтическая модель консультативной психологической помощи семье………............................................................................................15
4.Основные принципы системной семейной психотерапии.............................18
5.Этапы семейной психотерапии….………………………..…...……………...19
Заключение……………………………………………..………………………24
Список использованной литературы………………. ………..…………….25

Вложенные файлы: 1 файл

1 (1).docx

— 45.41 Кб (Скачать файл)

3) реконструкции межличностных  отношений;

4) реализации вновь сформированных  межличностных отношений в функционировании  семьи.

В процессе установления «семейного диагноза» происходит «объединение» психотерапевта с семьей, присоединение его к предъявляемой семьей структуре ролей (S. Minuchin, 1978, 1998; Э. Эйдемиллер, 1996).

Уже при входе членов семьи в консультативный кабинет, во время их свободного рассаживания опытный а взгляд психотерапевта позволяет нередко выявить внутрисемейные «коалиции», «противоборствующие группировки», «козла отпущения» и т. п. Например, в случае конфликта родителей с подростком можно наблюдать картину, когда подросток «забивается в угол», либо, на-. против, демонстративно усаживается подальше от родителей. Конфликтующие супруги часто занимают места разных концах кабинета и т. п.Степень удаленности тех или иных членов семьи от психотерапевта нередко отражает их готовность или неготовность к вступлению в контакт, уровень доверия к психотерапевту.

Таким образом, свободное расположение членов семьи по отношению друг к другу и к психотерапевту способствует установлению «конструктивной дистанции» в начале психотерапевтического взаимодействия.

Важным тактическим приемом является присоединение психотерапевта к тому члену семьи, который заявляет проблему с использованием приемов «мимезиса» (S. Minuchin, 1974, 1978, 1998), т. е. прямого и непрямого «отзеркаливания» позы, мимики и жестов, а также синхронизации дыхания (психотерапевт следит за дыхательными движениями заявителя проблемы и вставляет реплики в момент его выдоха, что зачастую воспринимается собеседником как «озвучивание» и продолжение собственных мыслей). Следует, однако, предостеречь от «отзеркаливания» патологических изменений речи собеседника (заикание, дефекты звукопроизношения), навязчивых движений - всего того, что составляет помеху на осознанном уровне: копирование подобных недостатков, как правило, негативно воспринимается партнером по разговору.  В качестве иллюстрации позвольте привести американский анекдот. В бар на Диком Западе вваливается заикающийся ковбой: «Мне, п-пожалуйста, ... п-пива!» Услужливый бармен мгновенно отвечает: «П-пож-жалуйста, с-сэр!» Подобревший ковбой дружески хлопает по плечу «собрата по несчастью» и усаживается пить пиво. В это время приходит другой, нормально говорящий ковбой, и бармен отвечает ему без всяких признаков заикания. Взбешенный ковбой-заика подлетает к стойке: «Т-так т-ты м-меня п-п-передразниваешь?!» Бармен невозмутимо отвечает, указывая на второго собеседника: «Н-нет, эт-то я его п-передразниваю!»

По мере сбора информации о семье психотерапевт анализирует тип семейных взаимоотношений. С. Минухиным (1978) разработана остроумная и не лишенная юмора типология семей.

1. Семья «па-де-де», состоящая  из матери и ребенка, в такой  семье часто формируются симбиотические  взаимоотношения. Угроза разлуки, связанная, например, с госпитализацией ребенка, может явиться основой для  формирования тревожно-фобических  расстройств как у ребенка, так  и у матери («фобия утраты» - Э. Г. Эйде-миллер, В. В. Юстицкий, 1990).

2. Семья из трех поколений, в которой родители являются  как бы «старшими детьми» и  продолжают находиться «под опекой». Кризисы в таких семьях возникают  тогда, когда «старшие родители»  в силу возраста и болезней  уже не способны оставаться  семейными лиде-1 рами и решать  все накопившиеся проблемы: «старшие | дети» (уже имеющие собственных  детей) при этом испытывают чувство  покинутости и беспомощности.

3. «Семья с делегированием  обязанностей»: в такой | семье (как  правило, многодетной) старшие по  возрасту дети выполняют часть  родительских обязанностей по| уходу  за малышами, оставаясь при этом  в рамках «детской подсистемы». Это порождает конфликты типа  «когда надо пеленки стирать - я уже большая, а на дискотеку  сходить - «сиди дома, малая!»

4. «Семья с призраком», в которой чрезвычайно значимый  член семьи умер или покинул  семью, но образ его незримо  присутствует в виде высшего  морального! авторитета: «Твой покойный  отец осудил бы это!..» Являясь  сильным моральным регулятором  в традиционных обществах, «культ  предков» одновременно может | быть  источником формирования чувства  вины и комплекса неполноценности («Да, были люди в наше время - не то, что нынешнее племя ...»).

5. «Флюктуирующие семьи». Обычно это семьи военных, которых  судьба перебрасывает из одного  гарнизоне, в другой и вынуждает  быстро устанавливать социальные  конфликты «по горизонтали». Следует  помнить, что для детей внезапная  перемена местожительства, отрыв  от привычной группы сверстников  могут быть источниками психической  травматизации. Подростки-переселенцы  нередко испытывают неприятие  и отвержение со стороны местных  подростковых группировок.

6. «Семья-аккордеон» - к этому  типу относятся семьи моряков, артистов-гастролеров и т. д. В  таких семьях один из ее  членов (чрезвычайно значимый как  источник материального благополучия) подолгу отсутствует, и оставшиеся  члены семьи приучаются жить  без него. Возвращение «Одиссея», перекраивающее привычный жизненный  уклад, приводит к росту внутрисемейного  напряжения.

Важным этапом семейной психотерапии является «формулирование терапевтического запроса» (Э. Г. Эйдемиллер, 1996).

Инициатор обращения предъявляет психотерапевту, как правило, манипулятивный запрос, который сводится к следующему: «Мой ребенок имеет симптом, мой ребенок плохо учится, мой ребенок непослушный. Сделайте так, чтобы он был другим». Такое формулирование позволяет инициатору обращения дистанцироваться от бессознательного или осознаваемого чувства вины, снять с себя ответственность за происходящее в семье и перенести ее на ребенка и психотерапевта. Приемы мета-моделирования и психотерапевтические метафоры позволяют перевести запрос с поверхностного манипулятивного уровня на уровень осознания родителями своей неэффективности в родительской роли.

Исследование членами семьи себя как неэффективных родителей позволяет им перейти к осознанию своих супружеских проблем. Параллельно с формулированием запроса психотерапевт исследует ресурсные состояния у членов семьи. «Был ли в вашей жизни момент, когда вы вместе добивались успеха? Как вы это делали?» На этапе формулирования терапевтического запроса важно исследовать цели, которые поставлены каждым членом семьи и которых члены семьи хотят достигнуть в ходе психотерапии. В этот момент важно перевести психотерапевтическую работу из плоскости изучения прошлого в плоскость «здесь и теперь». Экскурсии в прошлое совершаются лишь для поиска ресурсных состояний у членов семьи. Формулирование целей каждого члена семьи приводит к формированию семьи как единого психологического организма (Э. Г. Эйдемиллер, 1996). О выходе на этап реконструкции семейных отношений в семейной психотерапии свидетельствуют открытость членов семьи, изменение их расположения во время сеанса, предоставление друг другу неискаженной обратной связи и желание ее принимать. Работа психотерапевта способствует установлению границ между подсистемами, усилению функционирования одних и соответственно связанному с этим ослаблению функционирования других подсистем. Если ранее супруги большую часть времени занимались неосознанным смешением родительского и супружеского контекстов, что приводило их, с одной стороны, к неудовлетворенности супружеством, а с другой - к появлению проблем или симптомов у ребенка, то в процессе психотерапии разделение родительского и супружеского контекстов способствует повышению их эффективности и как супругов, и как родителей.

На всем протяжении семейной психотерапии используются следующие приемы:

- сбалансированность в  исследовании негативного и позитивного  опыта;

- использование двухуровневой обратной связи;

- психоскульптурирование, семейная  психодрама.

О завершении психотерапии свидетельствует достижение сформулированных целей. Важным является соблюдение оговоренного временного контекста. После этапа присоединения, на который уходит, как правило, 1-2 сеанса продолжительностью по 2 часа, участники психотерапии оговаривают границы временного контекста, необходимого для достижения психотерапевтических изменений. Минимальное время для реконструкции семейных отношений составляет 8 часов - 4 сессии, а максимальное время семейной психотерапии составляет 16 часов - 8 сессий (Э. Г. Эйдемиллер, 1996).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Социально-экономические процессы сказываются на семейной жизни не прямо и непосредственно, а преломляются сквозь призму индивидуальных психологических особенностей, личностных установок, качеств и умений, специфику взаимоотношений членов семьи, то есть через психологические факторы. Как показывают социологические и психологические исследования, именно психологические факторы становятся определяющими среди прочих, влияющих на удовлетворенность семейной жизнью, прочность брака.

Одна из главных характеристик психологической помощи и залог ее эффективности состоит в том, что по своей сути это есть форма услуг населению, оказываемых профессиональной группой в рамках государственной институции. Как всякая услуга, психологическая помощь оказывается на добровольной основе тем, что в этой услуге нуждается и просит о ее оказании. В этом реализуется важный принцип подхода к семье - уважение прав супругов и родителей, уважение неприкосновенности частной жизни граждан.

Какую бы помощь ни оказывало общество семье, многие проблемы своих взаимоотношений супруги должны решать сами. В семейной жизни останется сфера, в которой не сможет помочь никто - только двое, выбравшие друг друга.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Ковалев С. В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988. с.-20

2.Либих С. С., Петров В. П. Социально-психологические проблемы современной семьи. -Л.: ЛенГИДУВ, 1979.-20 с.

3.Пезашкиан П. Позитивная семейная психотерапия / Пер. с англ. - М.: Смысл, 1993.- 331 с.

4.Плотниекс И. Э. Психология в семье / Пер. с латыш. - М.: Педагогика, 1991. -206 с.

5.Ричардсон Р. Силы семейных уз / Пер. с англ. - СПб.: Акцидент, 1994. -135 с.

6.Семья в психологической консультации Опыт и проблемы консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М.: Педагогика, 1989. -206 с.

7.Сысенко В. А. Супружеские конфликты. - М.: Мысль, 1989. - 173 с.

8.Херсонский Б., Дворяк С. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. - Киев: Здоровье, 1991.-189 с.

9. Шуман С. Г. Шуман В. П. Конфликты в молодой семье причины, пути устранения. Минск: Университетское, 1989. - 78 с.

10.Юнда И. Ф., Юнда Л. И. Социально-психологические основы семейной жизни. - Киев: Выща шк., 1990. - 238 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные этапы оказания помощи семье