Основні засади та завдання діяльності штатного психолога в організації

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 11:32, контрольная работа

Краткое описание

Во-первых, становится очевидным тот факт, что если раньше в отечественной экономике господствовал технократический подход к хозяйствованию, когда во главу угла ставились планы, бюджеты, административные распоряжения, то сегодня руководство предприятий заинтересовано в повышении конкурентоспособности, одним из основных источников которой является трудовой коллектив.
Во-вторых, работа с трудовым коллективом входит в обязанности кадровой службы предприятия, которая все чаще включает профессиональных психологов.

Содержание

Введение...............................................................................................3
Глава 1. Специфика работы психолога в организации
1.1. Психологическая служба организации: основные функции и направления работы..........................................................................................................................4
1.2. Положение о психологической службе организации...................................4
1.3. Направления деятельности психолога организации......................................8
Глава 2. Прикладная психодиагностика
2.1. Психодиагностика при приеме на работу.........................................................9
2.2. Психокоррекционная и развивающая работа.................................................10
2.3.Психологическое консультирование сотрудников и руководителей структурных подразделений.....................................................................................13
Глава3.Квалификационная характеристика должности психолога организации
3.1.Должностные инструкции..................................................................................14 3.2.Рабочее место спеииалиста-психолога..............................................................17
3.3. Профессиональная компетентность специалиста-психолога......................18
Заключение.................................

Вложенные файлы: 1 файл

111.docx

— 50.82 Кб (Скачать файл)

МІНІСТЕРСТВО  ОСВІТИ  І НАУКИ УКРАЇНИ

Інститут заочного та дистанційного навчання

 

 

КОНТРОЛЬНА РОБОТА

З  ДИСЦИПЛІНИ:

“ Психологія управління ”

на тему:

    “ Основні засади та завдання діяльності штатного психолога в організації ”

                                                                                       

                                                                

 

Содержание

Введение...............................................................................................3

Глава 1. Специфика работы психолога в организации

1.1. Психологическая служба организации: основные функции и направления работы..........................................................................................................................4

1.2. Положение о психологической службе организации...................................4

1.3. Направления деятельности психолога организации......................................8

Глава 2. Прикладная психодиагностика

2.1. Психодиагностика при приеме на работу.........................................................9

2.2. Психокоррекционная и развивающая работа.................................................10

2.3.Психологическое консультирование сотрудников и руководителей структурных подразделений.....................................................................................13

Глава3.Квалификационная характеристика должности психолога организации

3.1.Должностные инструкции..................................................................................14    3.2.Рабочее место спеииалиста-психолога..............................................................17

3.3. Профессиональная компетентность специалиста-психолога......................18

Заключение.................................

Список литературы.....................

 

 

 

Введение

Актуальность данной работы обусловлена несколькими причинами, что связано с изменением экономической ситуации в стране.

Во-первых, становится очевидным тот факт, что если раньше в отечественной экономике господствовал технократический подход к хозяйствованию, когда во главу угла ставились планы, бюджеты, административные распоряжения, то сегодня руководство предприятий заинтересовано в повышении конкурентоспособности, одним из основных источников которой является трудовой коллектив.

Во-вторых, работа с трудовым коллективом входит в обязанности кадровой службы предприятия, которая все чаще включает профессиональных психологов.

 В-третьих, на сегодняшний день, в любой организации, все более востребованной становится психологическая информация, которая отражает социально-психологические процессы и явления, возникающие в трудовом коллективе: особенности межличностных отношений, эмоциональный потенциал коллектива, мотивационную сферу сотрудников и т. п.

В-четвертых, растет число организаций и предприятий (предприятия промышленного производства, небольшие частные фирмы, образовательные и медицинские учреждения), нуждающихся в профессиональной психологической службе, что приводит к появлению новых штатных единиц психолога.

При этом нужно подчеркнуть, что круг проблем, решаемых психологом в рамках организации, достаточно широк.

Это может быть:

  • анализ текущей ситуации в связи со структурными преобразованиями;
  • отбор кандидата на вакантную должность;
  • оценка профессиональной пригодности и компетентности сотрудников;
  • разрешение конфликтных ситуаций на предприятии;
  • развитие мотивации сотрудников и т. п.

Специфика работы психолога в организации

1.1.Психологическая служба организации: основные функции и направления работы

Необходимость психологической помощи человеку, обусловленная ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе и обществе, сегодня признается как специалистами, так и населением вообще. Организация психологической службы стала одним из направлений оптимизации работы, например, учреждений образования. Однако, только стабильные средние предприятия и крупные фирмы могут позволить себе иметь в штате психолога, тем более — психологическую службу. По ряду экономических причин мелкие и средние предприятия и фирмы обращаются к услугам психолога лишь время от времени. Этим обусловлена не разработанность нормативных основ работы психологической службы организации. Часто организации отдельных отраслей разрабатывают свою нормативную систему, основанную на общих принципах, функциях и направлениях работы практического психолога.

Положение о структурном подразделении является основным нормативным документом, регламентирующим назначение и место подразделения на предприятии, основные его функции и задачи, права и ответственность. Положение о подразделении утверждается руководителем предприятия (организации).

1.2.Положение о психологической службе предприятия (организации)

I. Общая  часть

  1. Психологическая служба подчиняется заместителю генерального директора по кадровым вопросам.
  2. Психологическая служба создается, реорганизуется и ликвидируется приказами директора по решению правления предприятия.
  3. Руководитель психологической службы должен иметь высшее психологическое образование и опыт практической работы. На должности психологов принимаются специалисты с высшим базовым психологическим образованием, а также специалисты с высшим образованием, прошедшие специальную переподготовку в области практической психологии на факультетах и курсах переподготовки, подтвержденную документом государственного образца.
  4. В своей деятельности психологическая служба руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:
  • Конституция;
  • Гражданский кодекс;
  • КЗоТ(кодекс законов о труде);
  • Устав предприятия;
  • Философия предприятия;
  • План экономического и социального развития предприятия;
  • Положение об оплате труда;
  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • Коллективный договор;
  • Организационно-методологические принципы психологической службы.

Основной целью деятельности психологической службы является психологическое обеспечение реализации кадровой политики предприятия.

П. Функции и задачи

  1. Проведение профессионально-психологического отбора кандидатов на работу.
  2. Разработка и оптимизация критериев профотбора различных должностных и профессиональных категорий работников.
  3. Подбор и стандартизация методик профотбора.
  4. Работа по оценке и аттестации персонала.
  5. Участие в работе аттестационной комиссии.
  6. Проведение психологического анализа трудового вклада и потенциальных возможностей аттестуемых сотрудников.
  7. Проведение работы по психологической профилактике должностных преступлений и нарушений трудовой дисциплины.
  8. Участие в расстановке кадров в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями работников.
  9. Проведение работы по анализу социально-психологических процессов в структурных подразделениях и выработка рекомендаций по управлению ими.
  10. Осуществление динамического психологического наблюдения за сотрудниками (регулярное повторное тестирование, анализ поведенческих фактов в быту и на работе и т. д.).
  11. Проведение психологического анализа управленческой деятельности должностных лиц и кадровых решений (по решению первого лица организации).
      1. Обучение персонала основам психологических знаний.
      2. Обучение сотрудников приемам эффективного общения и разрешения конфликтных ситуаций.
      3. Проведение психолого-педагогического обучения руководителей структурных подразделений.
      4. Обучение персонала приемам саморегуляции психического состояния.

III. Права

  1. Запрашивать у должностных лиц необходимую информацию и документацию для решения задач от структурных подразделений (отделов, служб, участков) в рамках компетенции службы.
  2. Пользоваться услугами вычислительного центра, библиотеки, множительной лаборатории предприятия при решении задач. А также пользоваться услугами социальных и оздоровительных учреждений. Для осуществления профессиональной деятельности психологу выделяется отдельный рабочий кабинет и кабинет психологической разгрузки, которые оборудуются электронно-вычислительной и аудио-, видеотехникой, учебными и методическими пособиями, диагностическими методиками.
  3. Проводить индивидуально-психологические и социально-психологические обследования структурных подразделений и давать соответствующие рекомендации.
  4. Вносить предложения руководству организации о совершенствовании структуры и работы службы.
  5. Разрабатывать должностные инструкции для подчиненных работников на основе типовых должностных инструкций и осуществлять контроль за их выполнением. Вносить предложения вышестоящему руководству о поощрении.
  6. Вносить предложения по подбору и расстановке кадров, устанавливать подчиненным работникам должностные оклады при составлении штатного расписания и премировать работников в соответствии с индивидуальным, вкладом в конечные результаты.
  7. Организовывать и проводить оперативные совещания предприятия по всем вопросам, входящим в компетенцию психологической службы.
  8. Участвовать в научно-практических семинарах и конференциях, посвященных психологическим проблемам. Обращаться к другим специалистам за консультацией.

Привлечение специалистов из других предприятий (организаций) осуществляется только по разрешению генерального директора.

IV. Ответственность

Руководитель психологической службы несет ответственность:

  1. За несвоевременное и некачественное выполнение функций и задач, предусмотренных данным положением.
  2. За несвоевременное и некачественное предоставление исходной информации по решаемым задачам генеральному директору, его заместителю по кадровым вопросам и в структурные подразделения.
  3. За необоснованную и некачественную разработку планов и невыполнение заданий службы, указанных в плане экономического и социального развития.
  4. За нарушение правил охраны труда, техники безопасности.
  5. За нерациональное использование трудовых, материальных, технических, энергетических и финансовых ресурсов.

V. Поощрения

  1. За своевременное и качественное выполнение функций и задач коллектив психологической службы предприятия может поощряться всеми мерами, согласно КЗоТ Украины, по приказам генерального директора.
  2. Показателями качества труда психологической службы являются: качество и своевременность проводимых обследований, надежность принимаемых на их основе решений, качество оформления заключений и рекомендаций и уровень трудовой дисциплины.
  3. Сотрудники психологической службы стимулируются за выполнение следующих показателей:
  • уменьшение потерь рабочего времени на работника;
  • уменьшение текучести кадров;
  • увеличение надежности работы персонала (уменьшение возможной величины сбоев в работе по вине работников);
  • увеличение коэффициента равномерности загрузки персонала работой;
  • повышение уровня трудовой дисциплины;
  • увеличение качества труда персонала предприятия;
  • своевременное изучение и оптимизация социально-психологического климата в структурных подразделениях.
  1. Оценка, оплата и поощрение каждого сотрудника осуществляется руководителем психологической службы исходя из фактически отработанного времени, качества труда и индивидуального вклада в конечный результат. Оценку работы руководителя психологической службы, осуществляет заместитель генерального директора предприятия по кадровым вопросам.

1.3. Направления деятельности психолога организации

Деятельность организационного психолога осуществляется по традиционным направлениям работы психолога-практика:

  • прикладная психодиагностика;
  • психокоррекционная и развивающая работа;
  • психологическое просвещение;
  • психологическое консультирование;
  • социально-диспетчерская деятельность.

 

 

 

 

Прикладная психодиагностика

Диагностика является первым и необходимым компонентом модели, однако она не должна становиться самоцелью.

 Диагностика включает в себя разделы:

2.1. Психодиагностика при приеме на работу.

Информация о работе Основні засади та завдання діяльності штатного психолога в організації