Основы детской невропатологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 20:23, контрольная работа

Краткое описание

Различают симптомы: субъективные и объективные. К объективным относятся: осмотр пациента, пальпация, перкуссия (выстукивание) и аускультация (выслушивание). Субъективные симптомы представляют собой ощущение пациента. Это отражение в сознании пациента патологических изменений в организме.

Содержание

1. Рассмотреть вопрос о понятии «симптом» и «синдром», дифференциальную диагностику центрального и периферического паралича.
2. Дать характеристику синдрома поражения органов чувств в дошкольном возрасте.
3. Изучить клинические проявления менингита и симптомы, характеризующие заболевание (головные боли, специфические позы, изменения спинномозговой жидкости, гипертензионный синдром).
4. Рассмотреть особенности расстройств мозгового кровообращения у детей дошкольного возраста.
5. Разработать памятки по вопросам воспитания для родителей, имеющих детей с расстройствами мозгового кровообращения.

Вложенные файлы: 1 файл

ДКР НЕВРОпатология.docx

— 87.38 Кб (Скачать файл)

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области

«Северный педагогический колледж»

                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашняя контрольная работа

МДК 07.03. Основы детской невропатологии

                    специальность 050144 «Дошкольное образование»

 

 

Разработчик: Мамина Ирина Валерьевна, преподаватель медико-биологических дисциплины

Исполнитель: Чепайкина Ольга Анатольевна,

студентка 55 группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Серов

2014

                                           Вариант  № 4.

  1. Рассмотреть  вопрос о  понятии  «симптом» и «синдром»,  дифференциальную диагностику центрального и периферического паралича.
  2. Дать характеристику синдрома поражения органов чувств в дошкольном возрасте.
  3. Изучить клинические проявления менингита и симптомы, характеризующие заболевание (головные боли, специфические позы, изменения спинномозговой жидкости, гипертензионный синдром).
  4. Рассмотреть особенности расстройств мозгового кровообращения у детей дошкольного возраста.
  5. Разработать памятки по вопросам воспитания для родителей, имеющих детей  с расстройствами мозгового кровообращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Рассмотреть  вопрос о  понятии  «симптом» и «синдром»,  дифференциальную диагностику центрального и периферического паралича.

Симптом-признак болезни.

Различают симптомы: субъективные и объективные. К объективным относятся: осмотр пациента, пальпация, перкуссия (выстукивание) и аускультация (выслушивание). Субъективные симптомы представляют собой ощущение пациента. Это отражение в сознании пациента патологических изменений в организме.

Синдром-это совокупность тесно связанных между собой симптомов, отражающих те или иные патологические изменения в системах и тканях. Например: отёчный синдром (отёки, асцит анасарка, бледность или цианоз кожи); бронхоспастический (удушье, кашель, хрипы при аускультации); синдром шока (слабость, влажность кожи, нитевидный пульс, низкое АД).

 

Периферический паралич

   Периферические, или вялые, параличи и парезы возникают при поражении передних рогов спинного мозга, его передних корешков, периферических нервов, сплетений или ядер черепномозговых нервов. При этом мышцы теряют как произвольную, так и непроизвольную, или рефлекторную, иннервацию. 
   Синдром периферического паралича характеризуется тремя основными признаками: атония, атрофия, арефлексия. 
   Атония— это частичное или полное снижение мышечного тонуса. Именно по этой причине периферические параличи называют вялыми. Атрофия —сокращение массы мышечной ткани, возникающее вследствие отсутствия нервно-трофического влияния. Она появляется через несколько недель после нарушения иннервации и может быть такой, что через некоторое время в мышце сохранится только соединительная ткань. Арефлексия, или гипорефлексия, — снижение или утрата рефлексов развивается в связи с прерыванием дуги моносинаптического рефлекса на растяжение и расстройством механизма тонических и фазических рефлексов на растяжение. 
   Кроме того, в парализованных мышцах и пораженных нервах развиваются изменения электрической возбудимости, называющиеся реакцией перерождения. Глубина изменения электрической возбудимости позволяет судить о тяжести периферического паралича и вызвавшего его поражения нерва, а также о возможности восстановления нарушенных функций. 
   Поражение моторного нерва вызывает периферический паралич иннервируемых им мышц. Поражение кожного нерва приводит только к нарушению чувствительности. Большинство нервов являются смешанными, поэтому при их поражении возникают двигательные, чувствительные и вегетативные расстройства. 
   Поражение нервного сплетения вызывает двигательные, чувствительные и вегетативные расстройства, поскольку стволы сплетения содержат двигательные, чувствительные и вегетативные нервные волокна. 
   При поражении передних корешков возникает периферический паралич мышц, иннервируемых данным корешком. 
  При поражении передних рогов спинного мозга наступает периферический паралич мышц в зонах иннервации данным сегментом. 
  Если одновременно с поражением передних рогов затрагиваются участки центрального пути, то возникают смешанные формы паралича. Например, при поражении пояс-нично-крестцового утолщения спинного мозга возникает периферический паралич нижних конечностей с утратой всех видов чувствительности в ногах и в области промежности. При этом нарушение функций тазовых органов происходит как при центральном параличе. 
 
                                  Центральный паралич 
   С анатомической точки зрения различают параличи, вызванные поражением центральной нервной системы (головного или спинного мозга), и параличи, связанные с поражением периферических нервов. Первые подразделяют на церебральный и спинальный типы. Параличи церебрального типа могут иметь корковое, подкорковое, капсу-лярное или бульбарное происхождение. Причиной параличей спинального типа являются заболевания, поражающие центральные (корковые) или периферические (спинномозговые) двигательные нейроны, или и те и другие одновременно. 
   При центральном параличе не возникают атония и атрофия мышц и отсутствуют электрофизиологические признаки их перерождения. Происходит диссоциация двигательных функций — утрата одних и усиление других. Возможны нарушения чувствительности. 
   Отсутствие тормозного влияния коры приводит к повышению мышечного тонуса (мышечная гипертония), что, в свою очередь, вызывает снижение двигательной активности и общую скованность, особенно в приводящих мышцах рук и ног, сгибателях рук и разгибателях ног, мышцах шеи, спины. 
   Повышение тонуса вызывает спастичность мышц. Она выражается в том, что мышца сопротивляется выполнению пассивных движений, например, сгибанию руки, причем максимум сопротивления приходится на начало движения, а затем оно несколько ослабевает. Такое свойство называют эффектом складного ножа. 
   Для центрального паралича характерно не полное выпадение двигательных функций, а их диссоциация — утрата одних и усиление других. При отсутствии движений наблюдается повышение тонуса мышц, усиление сухожильных и надкостничных рефлексов, появление патологических рефлексов Бабинского и Россолимо. Часто выявляются клонусы (быстрые спастические сокращения). Возможны содружественные движения (синкинезии) — непроизвольные движения в парализованных конечностях при произвольных движениях здоровыми конечностями. 
 Патологический рефлекс Бабинского — при штриховом раздражении стопы происходит веерообразное расхождение пальцев стопы и дорсальное разгибание большого пальца. Резко выраженный рефлекс Бабинского иногда сопровождается рефлекторным сгибанием нижней конечности в коленном и тазобедренном суставах. 
^ Патологический рефлекс Россолимо (пальцевый) — быстрое подошвенное сгибание пальцев стопы в ответ на отрывистый удар по подушечкам пальцев. 
Все вышесказанное характерно для поражения корковых мотонейронов. При поражении мотонейронов передних рогов спинного мозга возникает иная картина. Вместо повышения мышечного тонуса происходит, его снижение. Поражаются отдельные мышцы, в которых выявляются атрофия и электрофизиологическая реакция перерождения. В парализованной конечности глубокие рефлексы снижаются или совсем выпадают клонусы, отсутствует рефлекс Бабинского.

 

  1. Дать характеристику синдрома поражения органов чувств в дошкольном возрасте.

 

К моменту рождения малыша каждое из пяти органов чувств – слух, зрение, осязание, вкус и обоняние - находится в рабочем состоянии. 

 

 Новорожденные могут чувствовать запах, поскольку они, несомненно, ощущают вкус, а эти два чувства неразрывно связаны. Сразу после рождения ребенок четко видит и способен различать яркость и движение. Он в состоянии ощущать звуковые колебания, еще будучи в утробе, и слышать при рождении. Плод, находясь в матке, отвечает также на прикосновение, двигаясь в сторону плаценты и от нее, а после рождения дети с удовольствием реагируют на мягкое теплое поглаживание спинки и животика.  

 

СЛУХ

Ухо важно для организма не только как средство связи, в нем также расположен центр равновесия. 

 

 Слуховая система начинает функционировать еще до рождения ребенка - с 6 месяцев внутриутробного развития. Младенец хорошо слышит голос матери и ее сердцебиение, а по мере развития слуха - окружающие шумы, голоса близких людей, музыку. 

С момента рождения развитие слуховой системы ребенка активизируется под воздействием звуков окружающей среды. На протяжении всего периода детства ребенок запоминает звуки и учится соотносить их с объектом, который их издает, овладевая своеобразным «звуковым словарем». 

 

Через 12 часов после рождения ребенок уже способен отличить человеческую речь от других звуков и реагирует на нее едва заметными движениями. Новорожденный может безошибочно отличить голос матери от голосов других людей. Прослушивание собственного голоса, записанного на магнитофон, успокаивает ребенка, когда он плачет.

 

 Современные исследования показывают, что младенец способен уловить разницу между родным и незнакомым языком.  

В возрасте от 3 до 6 месяцев ребенок способен определить местонахождение источника звука (то есть локализовать) справа или слева от себя. В ответ на звук он водит глазами, поворачивает голову в сторону объекта, который его издает. В этом возрасте у малыша появляется отрицательная реакция на резкие звуки: он вздрагивает, широко открывает глаза, морщится и начинает кричать.  

В возрасте от 6 до 12 месяцев ребенок реагирует на звук, издаваемый сзади, права и слева от него. Расстояние, на котором дети этого возраста слышат звук, составляет сначала 4 м, а в 12 месяцев - 6 м. 

 

ЗРЕНИЕ

Зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение глаза новорожденного в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения.

Еще в утробе матери малыш просто воспринимает слабый оранжевый свет, да и то лишь при непосредственном освещении живота матери. 

Органом зрения являются глаза, которые у зародыша развиваются в виде двух выступающих «почек» из головного мозга. Уже с рождения у ребенка образуется зрительный «словарь». Глазное яблоко имеет сложное строение и состоит из трех слоев: склеры, видимой как белая часть глаза; сосудистой оболочки, богатой кровеносными сосудами, питающими чувствительную внутреннюю выстилку глазного яблока, сетчатки, содержащей светочувствительные нервные клетки, которые ловят изображение и передают его по зрительным нервам в головной мозг. Именно в мозгу эти изображения расшифровываются и создают зрительное восприятие. 

 

 Известно, что острота зрения новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека и находится в пределах до 0,015 и постепенно возрастает до 0,01-0,03. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0- т.е. 100%) еще вообще не образовалось.  

Через 2-5 недель после рождения младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике (пламя свечи, свет фонарика в темноте). На 10-й день ребенок уже следит глазами за крупной яркой игрушкой (больше 15 см), которая движется в поле его зрения на расстоянии 20-75 см. Младенцы в основном смотрят по горизонтали, а со временем — по вертикали. При этом глаза у малыша могут быть направлены в разные стороны, т.е. каждый глаз как бы блуждает сам по себе. 

На 3-4 месяце острота зрения продолжает повышаться до 0,1-0,4. Если оба глаза видят одно и то же, то стереоскопичность зрения достигает почти взрослого уровня.  

Способность дифференцировать цвет впервые появляется в возрасте 2-6 месяцев. А с 6 месяца ребенок активно рассматривает и обследует своё ближайшее окружение.

В период от 8 до 12 месяцев ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают с поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте, т. е. малыш уже фиксирует объективные связи между предметами.

 

 

ОСЯЗАНИЕ

Известно, что плод еще в матке реагирует на прикосновение, поскольку на ранних сроках беременности он отодвигается от плаценты, а на более поздних - приближается к ней. 

 

 Еще на 3 месяце внутриутробного развития у ребенка появляется осязание, то есть чувствительность кожи. К 4 месяцу у него появляются координированные движения, и малыш на ощупь может найти свой рот и начинает сосать свой палец или кулачок. Пока вес ребенка не очень велик, он свободно плавает в околоплодных водах и иногда наталкивается ручками или ножками на стенки матки, стимулируя таким образом свою кожную чувствительность и развивая осязание.  

К 32 неделе внутриутробного развития ребенок уже не может свободно двигаться, окружающая его матка постоянно соприкасается со многими частями тела, как бы обнимая его.  

На последних неделях внутриутробного развития, руки ребенка чаще всего перестают сгибаться и разгибаться в плечевом суставе из-за недостатка свободного пространства - они плотно прижаты к телу и это состояние становится еще одной внутриутробной привычкой. Ладошки ребенка имеют возможность соприкасаться только с собственным телом и ртом, поэтому ребенок получает основную тактильную информацию ото всей поверхности кожи, которую обнимает и стимулирует матка. 

После рождения ребенок оказывается в огромном для него свободном пространстве, которое во много раз больше того, к которому он привык. Пока у него нет другого опыта, он сохраняет свои внутриутробные привычки и руководствуется ими.  

Новорожденный бессознательно отвечает на прикосновение, хватая любой предмет, вложенный ему в ручку, или проявляя поисковый рефлекс при поглаживании щеки в области угла рта. Большинство младенцев с удовольствием реагируют на нежное и мягкое поглаживание; как в грудном возрасте, так и позже успокаивающее прикосновение является для ребенка существенной потребностью.  

 

К годовалому возрасту чувство осязания у ребенка развито достаточно хорошо и он может на ощупь опознать любимую игрушку. 

 

 

ВКУС

Вкусовые луковицы формируются в последние месяцы внутриутробного развития. Вкусовые рецепторы новорожденного занимают большую площадь, чем у взрослого, в частности, они захватывают почти весь язык, губы, твердое небо и щечные поверхности ротовой полости.

 

 Порог вкусового ощущения у новорожденного выше, чем у взрослого человека. 

Вкусовые почки у ребенка различают вкус так же, как и у взрослого. Разные области языка определяют различные вкусовые ощущения: горькое - в задней части, кислое - по бокам, соленое в передней чести и сладкое - на кончике языка. Горькая, едкая или кислая пища вызывает у младенца гримасу неудовольствия, он отворачивается или плачет. 

 

 Грудные дети способны также определять разные степени сладкого и будут дольше и усерднее сосать из бутылочки сладкую воду, чем простую или слегка подслащенную.   

В возрасте, когда он едва начинает ходить, ребенок легко отличает шоколадное печенье от обычного.  

 

ОБОНЯНИЕ

Периферическая часть обонятельного анализатора развивается в период со 2 по 7 месяц внутриутробного развития.Рецепторные клетки располагаются в слизистой оболочке носовой перегородки и верхней носовой раковине.

 

 Нервные механизмы дифференцировки обонятельных ощущений начинают достаточно функционировать в периоде между 2 и 4-м месяцами жизни, когда хорошо видна различная реакция ребенка на приятные или неприятные запахи. Дифференцировка сложных запахов совершенствуется вплоть до младшего школьного возраста.  

Информация о работе Основы детской невропатологии