Основы детской невропатологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 20:23, контрольная работа

Краткое описание

Различают симптомы: субъективные и объективные. К объективным относятся: осмотр пациента, пальпация, перкуссия (выстукивание) и аускультация (выслушивание). Субъективные симптомы представляют собой ощущение пациента. Это отражение в сознании пациента патологических изменений в организме.

Содержание

1. Рассмотреть вопрос о понятии «симптом» и «синдром», дифференциальную диагностику центрального и периферического паралича.
2. Дать характеристику синдрома поражения органов чувств в дошкольном возрасте.
3. Изучить клинические проявления менингита и симптомы, характеризующие заболевание (головные боли, специфические позы, изменения спинномозговой жидкости, гипертензионный синдром).
4. Рассмотреть особенности расстройств мозгового кровообращения у детей дошкольного возраста.
5. Разработать памятки по вопросам воспитания для родителей, имеющих детей с расстройствами мозгового кровообращения.

Вложенные файлы: 1 файл

ДКР НЕВРОпатология.docx

— 87.38 Кб (Скачать файл)

В носовой код выступают чувствительные, похожие на волоски окончания обонятельных нервов. Они определяют запах в воздухе и передают информацию обонятельным луковицам, которые непосредственно связаны с мозгом. Одно из первых ощущений, которое возникает у младенца, - это запах матери. Каждого человека сопровождает только ему присущий запах, который распознает чувствительное обоняние младенца. Малыш реагирует на запах матери, потому что по нему он определяет источник утешения, приятных ощущений и пищи.

 

Первые 5 лет жизни – «золотая середина» развития сенсорных способностей детей. В связи с этим педагогу необходимо знать основные особенности строения органов зрения, слуха ребёнка и меры их охраны. Хрусталик глаза дошкольника имеет более плоскую, чем у взрослого, форму. Отсюда и некоторая дальнозоркость. Однако легко может развиться и близорукость. Так, при рассматривании иллюстраций, да ещё за плохо освещённым столом, при работе с карандашом, различными мелкими предметами ребёнок напрягает зрение, сильно наклоняется. Мышцы глаза при этом для лучшего преломления световых лучей меняют форму хрусталика, внутриглазное давление также меняется, глазное яблоко увеличивается. Часто повторяясь, эти изменения могут закрепиться. Следовательно, необходимы выработка правильной рабочей позы и постоянный контроль над ней как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Материалы для игр с предметами малой и средней величины надо размещать так, чтобы, играя, дети занимали удобные позы и чаще меняли их. Например, сидя, стоя, лёжа и т. д.

При показе фильмов расстояние от первого ряда стульев до экрана должно быть равно двойной ширине экрана, расположенного на уровне глаз ребёнка. Не следует за один раз показывать более одного фильма. Продолжительность его не должна превышать 12-15 минут. Такова и длительность телевизионных передач, которые можно смотреть 2 раза в неделю.

У ребёнка 4-5 лет продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легко ранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому в полости уха легко может возникнуть воспалительный процесс.

С ранимостью органа слуха и незавершенностью строения центральной нервной системы связана большая чувствительность дошкольников к шуму. Если жизнь детей в группе протекает на фоне шума 45-50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и утомление. Между тем, падающие игрушки, громкое движение мебели, громкий разговор создают шум примерно в 70-75 децибелов. Вот почему необходимо приучать детей спокойно переносить материалы, игрушки, говорить тихо или шепотом.

Резервы человеческого организма огромны, но не бесконечны. Поэтому, чрезвычайно важно соблюдать правила поведения, способствующие сохранению и укреплению здоровья, всей системы и отдельных органов человеческого организма.

Работа по формированию элементарных представлений о внешних органах чувств у старших дошкольников направлена на:

- осознанное ведение  здорового образа жизни;

- уменьшение количества  приобретенных заболеваний и  травм;

- изменение внутренней  позиции личности по отношению  к себе и другим людям.

Для этого необходимы:

 

  1. элементарные знания и представления об органах чувств, сформированные не путем механического запоминания, а через осознание конкретного материала;
  2. самостоятельная активная деятельность по применению этих знаний.

Эта работа представляет собой интегрированный процесс, так как в ней используются:

 

  • разнообразные формы и методы работы (занятия-беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные игры и игровые упражнения, эксперименты, опыты, наблюдения…)
  • разнообразные формы организации детей в зависимости от цели и содержания работы (групповая – по 3-5 человек, индивидуальная, фронтальная).

У ребенка 6-7 лет продолжают развиваться органы чувств (зрение, осязание, слух, обоняние, вкус). Это обусловлено значительным развитием соответствующих мозговых центров у детей этого возраста, а также воспитанием и обучением, в процессе которых улучшается восприятие запаха, цвета, звука и продолжают формироваться такие органы, как глаз, ухо. Для ребенка огромное значение имеет сенсорное развитие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.Чем больше разнообразной информации поступает в мозг ребенка, тем активнее идет процесс формирования нервных клеток (нейронов), и это не может не сказаться на уровне его интеллекта. Правильному и своевременному развитию органов чувств способствуют правила, которые необходимо выполнять в быту.

 

  1. Изучить клинические проявления менингита и симптомы, характеризующие заболевание (головные боли, специфические позы, изменения спинномозговой жидкости, гипертензионный синдром).

Менингит – это инфекционное заболевание, течение которого характеризуется обширным воспалением спинного и головного мозга, в качестве его возбудителей выступают различного типа вирусы и бактерии. Менингит, симптомы которого проявляются в зависимости от конкретного типа возбудителей, возникает или внезапно, или в период нескольких дней с момента заражения.

Менингит у взрослых и у детей может протекать в первичной или во вторичной форме. Так, первичный менингит возникает с единовременным поражением головного мозга, вторичный менингит образуется на фоне сопутствующего основного заболевания, при котором отмечается распространение инфекции при последующем, актуальным для менингита, поражении мозговых оболочек. В качестве основных заболеваний в этом случае можно выделить отит, лептоспироз, эпидемический паротит и пр.

Практически во всех случаях протекает менингит быстро – как мы уже отметили, развивается он в течение срока в несколько дней. В качестве исключения из общих вариантов течения заболевания может быть выделен разве что туберкулезный менингит, развивающийся постепенно.

Заболеваемость менингитом отмечается в самых различных возрастных категориях, при этом возраст не является определяющим критерием в подверженности этому заболеванию – здесь, как предполагается, ведущую роль играет состояние организма в целом. К примеру, недоношенные дети из-за ослабленного состояния организма, подвержены менингиту наиболее сильно.

Помимо этого к группе лиц, у которых может возникнуть менингит, можно отнести пациентов с теми или иными пороками ЦНС, а также с травмами спины или головы. Также передача заболевания возможна во время родов, через слизистые, загрязненную пищу и воду, через укусы насекомых и воздушно-капельным способом. В любом случае факторов, которые также могут определять предрасположенность к менингиту, немало.

Виды менингита

В зависимости от этиологии, то есть от причин, спровоцировавших менингит, данное заболевание может быть инфекционным, инфекционно-аллергическим, микробным, нейровирусным, травматическим или грибковым. Микробные менингиты, в свою очередь, могут проявляться в форме серозного менингита, туберкулезного менингита, гриппозного или герпетического менингита.

В зависимости от локализации воспалительного процесса при менингите, выделяют пахименингиты, при которых поражается, как правило, твердая оболочка мозга, лептоменингиты, при которых поражению подвергается мягкая и паутинная оболочки мозга, а также панменингиты, при которых воспалительным процессом поражаются все оболочки мозга. Если воспалительное поражение преимущественно локализуется в области паутинной оболочки, то определяется заболевание как арахноидит, который, по причине характерных для него клинических особенностей, относят к отдельной группе.

В основном же менингиты делятся на менингиты гнойные и менингиты серозные, особенности обеих разновидностей форм мы рассмотрим несколько ниже.

В зависимости от происхождения, как мы уже выделяли, менингиты могут быть первичными (сюда относится большая часть нейровирусных форм менингитов, а также гнойный менингит) и вторичными (менингит сифилитический, туберкулезный, серозный).

В зависимости от характера ликвора менингит может быть геморрагическим, гнойным, серозным или смешанным. Исходя из особенностей течения, менингит может быть молниеносным или острым, подострым либо хроническим.

Локализация воспалительного процесса при менингите определяет такие разновидности его форм, как поверхностный менингит (или менингит конвекситальный) и менингит глубинный (или менингит базальный).

Пути инфицирования оболочек мозга определяют для менингита следующие возможные формы: лимфогенные, контактные, гематогенные, периневральные менингиты, а также менингиты, возникающие на фоне черепно-мозговых травм.

Любой из видов менингита характеризуется возникновением менингеального синдрома, который проявляется в повышении внутричерепного давления. В результате данного проявления этот синдром характеризуется появлением распирающей головной боли при одновременном ощущении давления на области ушей и глаз, отмечается также повышенная чувствительность в отношении воздействия звуков и света (что определяется, в свою очередь, как гиперакузия и светобоязнь). Появляется рвота и температура, могут также появиться сыпь и эпилептические приступы.

  

     Характерные симптомы и признаки менингита во взрослом и детском возрасте

Менингиту в большинстве случаев свойственно острое и внезапное начало. Начальные симптомы менингита очень схожи с симптомами сильной простуды или гриппа: 
·  чувство слабости, 
·  лихорадка (температура повышается до 39 градусов и больше), 
·  болезненность в суставах и мышцах, 
·  снижение аппетита. 
  За период от пары часов до нескольких дней на фоне высокой температуры проявляются характерные (специфические) симптомы менингита. К таковым относятся: 
1. Сильная боль в голове.  
Менингиты подразделяют на две группы: гнойные и серозные. В первом случае головная боль очень сильная, во втором - менее выраженная. Вместе с тем при обеих формах менингита головная боль носит резкий, распирающий, диффузный характер. 
На высоте головной боли может возникнуть внезапная рвота, не связанная с приемом пищи. Головная боль значительно усиливается при надавливании на глазные яблоки, точки выхода тройничного нерва, затылочных нервов (симптом Кернига), на переднюю стенку наружного слухового прохода (симптом Менделя), скуловую дугу (симптом Бехтерева), при перкуссии черепа (краниофа-циальный рефлекс Пулатова), быстром пассивном наклоне головы, сопровождающемся расширением зрачков (симптом Флатау). 
Головная боль усиливается при световых и звуковых нагрузках. 
При гнойном менингите головная боль значительно усиливается к концу первых - началу вторых суток. Через 2-3 дня после начала заболевания боль становится менее выраженной. Она может возникнуть на фоне субфебрильной температуры; при этом иногда бывает рвота. Во время менингита характер головной боли диффузный, то есть боль распространена по всей голове. С течением времени болевые ощущения увеличиваются и приобретают характер распирающей боли. Через определенный промежуток времени боль прогрессирует до невыносимой (от такой боли взрослый человек стонет, а дети могут кричать). Затем боль в большинстве случаев сопровождается чувством тошноты, рвотой. Обычно при менингите боль в голове возрастает, если изменить положение тела, а также под действием раздражителей извне (громкий звук, шум).  
2. Менингококковый менингит характеризуется появлением сыпи. Если менингит проявляется в легкой форме, сыпь может быть выражена как мелкие точечные темно-вишневого цвета высыпания. На третий-четвертый день с момента образования сыпь при менингококковом менингите пропадает. При менингите более тяжелой формы высыпания проявляются в виде большого размера пятен и кровоподтеков. Высыпания при тяжелой форме менингита пропадают в течение десяти дней.  
3. Спутанность сознания.  
4. Многократная рвота, после которой не наступает чувство облегчения. 
5. Менингеальные симптомы: мышцы затылка сильно напряжены; больные с менингитом, как правило, предпочитают лежать на боку, при этом колени у них подтянуты к животу, голова запрокинута назад, при этом, если изменить положение головы больного, наклонив ее к груди, или попытаться разогнуть ноги в коленях, появляются сильные боли.  
6. В ряде случаев при менингите происходит поражение черепных нервов, что приводит к косоглазию. 
У детей в возрасте до года, кроме уже перечисленных симптомов, наблюдаются также такие признаки менингита, как: 
·  понос (диарея), 
·  апатия, сонливость, постоянный сильный плач, отказ от еды, тревожность, 
·  судороги, 
·  набухание и пульсация в районе большого родничка, 
·  рвота и повторяющиеся срыгивания. 

   

СПЕЦ. ПОЗЫ . Характерная для больных менингитом поза – голова запрокинута назад, а ноги приведены к животу. 
Однако есть и специфические симптомы, например, так называемый менингиальный синдром. Он характеризуется сильной, непереносимой головной болью и напряжением мышц. Оно проявляется в том, что больной не может наклонить голову, не разгибаются ноги, согнутые в коленном суставе.

   
   

ИЗМЕНЕНИЯ В СПИНОМОЗГОВОЙ ЖИДКОСТИ 
При менингите увеличивается давление ликвора, растет скорость его вытекания из пункционном иглы, при гнойной форме меняется цвет жидкости. Появляется цитоз: растет кол-во белка.

   
   

Гипертензиооный синдром этот синдром является ведущим в клинической картине серозных менингитов и часто наблюдается при вирусных менингоэнцефалитах. 
Головная боль является основным клиническим проявлением гипертензионно-гидроцефального синдрома. Она носит распирающий характер и часто достигает значительной интенсивности. При этом болит вся голова, но максимально болезненна лобная область. Многие больные жалуются на болезненность или чувство давления в глазных яблоках, что связано с раздражением первой ветви тройничного нерва. Головная боль может держаться несколько дней усиливаясь после ночного сна, дети с гипертензионным синдромом предпочитают лежать на более высокой подушке. Особенно усиливается головная боль после бега, прыжков, наклона головы вниз, кувырканий, длительного пребывания на солнце. 
Обычно головная боль гипертензионно-гидроцефального характера сопровождается рвотой, которая возникает внезапно, часто без предшествующей тошноты, не связана с приемом пищи и не всегда приносит облегчение больному. Причиной рвоты является как непосредственное раздражение рвотного центра, так и рефлекторное на него влияние с различных интракраниальных зон. Также следует расценивать брадикардию, которая довольно часто наблюдается при гипертензионно-гидроцефальном синдроме. 
При повышении внутричерепного давления вследствие ликвородинамических нарушений головная боль может сочетаться с системным головокружением, горизонтальным нистагмом, легкой атаксией, т.е. нарушениями функций вестибулярной системы, которая обладает повышенной чувствительностью к различным воздействиям, в частности гипертензионным. 
Менингиальные симптомы, особенно ригидность затылочных мышц и верхний симптом Брудзинского, обычно отмечаются при выраженной внутричерепной гипертензии и четко коррелируются с величиной внутричерепного давления.

   

Информация о работе Основы детской невропатологии