Основы здорового образа жизни студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:37, курсовая работа

Краткое описание

Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие
2. Структура жизнедеятельности студентов и её отражение в образе жизни
3. Здоровый образ жизни и его состовлюящие
4. Основные требования к организации здорового образа жизни
5.Заключение
БИБЛИОГРАФИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 38.62 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

1. Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие

  2. Структура жизнедеятельности студентов и её отражение в образе жизни

3. Здоровый образ жизни и его состовлюящие

4. Основные требования к организации здорового образа жизни

5.Заключение

БИБЛИОГРАФИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Введение

    Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических  средств диагностики и лечения  болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим  кризисом, снижением продолжительности  жизни, снижением психического состояния  здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и  специалистов. Но, учитывая традиционную направленность действующей системы  здравоохранения на выявление, определение  и “устранение” болезней, усилившуюся  в связи с прогрессирующей  социально-экономической деструкцией  общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных  способов и средств сохранения и  развития здоровья.

    Известно, что уровень здоровья человека зависит  от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы  здравоохранения. Но, по данным ВОЗ  он лишь на 10-15 % связан с последним  фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими  факторами, на 25 % его определяют экологические  условия и на 50-55 % - условия и  образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его  внутреннего мира и отношений  с окружением. Вместе с тем современный  человек в большинстве случаев  перекладывает ответственность  за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается  исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят  не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.

    Не  оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании, загрязнении  среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи. Гораздо большее  значение для глобального нездоровья человечества имеет прогресс цивилизации, способствовавший “освобождению” человека от усилий над собой, что привело  к разрушению защитных сил организма. Первостепенной задачей для повышения  уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью. “Быть здоровым - это естественное стремление человека”, - пишет К. В. Динейка, рассматривая в качестве главной задачи, стоящей перед человеком в отношении его здоровья, не лечение болезней, а творение здоровья .

    Первым  шагом в этом направлении может  служить выяснение представлений  о здоровом образе жизни в современном  обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений  и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для  молодого поколения, так как его  здоровье - это общественное здоровье через 10 - 30 лет. 
 
 
 

Здоровье  человека как ценность и факторы его  определяющие

    Здоровье - это первая и важнейшая потребность  человека, определяющая способность  его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

    Какой бы совершенной ни была медицина, она  не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

      •    Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

      •    Психическое здоровье  зависит от состояния головного  мозга, оно характеризуется уровнем  и качеством мышления, развитием  внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

      •    Нравственное здоровье  определяется теми моральными  принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически  здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

      Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

       От чего зависит здоровье.

      Здоровье человека - результат сложного  взаимодействия социальных, средовых  и биологических факторов. Считается,  что вклад различных влияний  в состояние здоровья следующий:

      наследственность - 20%;

      окружающая среда - 20%;

      уровень медицинской помощи - 10%;

      образ жизни - 50%.

      В развернутом варианте эти  цифры, по мнению российских  ученых, выглядят так: 

      человеческий фактор - 25% (физическое  здоровье - 10%, психическое здоровье - 15%);

      экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);

      социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные  условия труда и быта - 15%, поведение,  режим жизни, привычки - 25%);

      медицинский фактор - 10%. 
 
 
 

Структура жизнедеятельности  студентов и её отражение в образе жизни

      Охрана и укрепление здоровья  студенчества в основном определяется  образом жизни. Повышенное внимание  к нему проявляется на уровне  общественного сознания, в сфере  культуры, образования, воспитания.

      Образ жизни студента есть как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше использует свободное время для чтения, другие - для занятий физическими упражнениями, третьи - на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.

      Образ жизни студенту нельзя  навязать извне. Личность имеет  реальную возможность выбора  значимых для нее форм жизнедеятельности,  типов поведения. Обладая определенной  автономностью и ценностью, каждая  личность формирует свой образ  действий и мышления. Личность  способна оказывать влияние на  содержание и характер образа  жизни группы, коллектива, в которых  она находится.

      Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности является ее стиль жизни. Саморегуляция - целесообразное функционирование активности личности в единстве ее энергетических, динамических и содержательно-смысловых составляющих. Стиль жизни - поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля. Но для сферы самоуправления личности могут быть характерны и целенаправленные волевые акты самовоздействия. Этот уровень саморегуляции становится возможен при развитости иерархии мотивов личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направленностью интересов и ценностных ориентации, обобщенных социальных установок.

      Анализ фактических материалов  о жизнедеятельности студентов  свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пиши, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24-30%, на режим питания - 10-16%, на режим двигательной активности - 15-30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5-6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов.

      Практические занятия по физическому  воспитанию в вузе не гарантируют  автоматически сохранение и укрепление  здоровья студентов. Его обеспечивают  многие составляющие образа жизни,  среди которых большое место  принадлежит регулярным занятиям  физическими упражнениями, спортом,  а также оздоровительным факторам.

    Здоровый  образ жизни и  его составляющие

    Основные  элементы здорового  образа жизни

    Здоровый  образ жизни включает в себя следующие  основные элементы:

  • распорядок дня
  • рациональный режим труда и отдыха, рациональное питание
  • режим сна
  • искоренение вредных привычек,
  • оптимальный двигательный режим,
  • плодотворный труд,
  • личную гигиену,
  • закаливание

    Неотъемлемой  частью здорового образа жизни являются высокие моральные, нравственные и  этические ценности человека. Большое  внимание надо уделять формированию сознания личности как общественной единицы.

        Распорядок дня

    Особое  место в режиме здоровой жизни  принадлежит распорядку дня, определенному  ритму жизни и деятельности человека. Режим каждого человека должен предусматривать  определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна.

    Распорядок  дня у разных людей может и  должен быть разным в зависимости  от характера работы, бытовых условий, привычек и склонностей, однако и  здесь должен существовать определенный суточный ритм и распорядок дня. Необходимо предусмотреть достаточное время  для сна, отдыха. Перерывы между приемами пищи не должны превышать 5-6 часов. Очень  важно, чтобы человек спал и принимал пищу всегда в одно и то же время. Таким образом, вырабатываются условные рефлексы. Человек, обедающий в строго определенное время, хорошо знает, что  к этому времени у него появляется аппетит, который сменяется ощущением сильного голода, если обед запаздывает. Беспорядок в режиме дня разрушает образовавшиеся условные рефлексы.

    Говоря  о распорядке дня, не имеются в  виду строгие графики с поминутно  рассчитанным бюджетом времени для  каждого дела на каждый день. Не надо доводить излишним педантизмом режим  до карикатуры. Однако сам распорядок является своеобразным стержнем, на котором  должно базироваться проведение как  будничных, так и выходных дней.

        Рациональный режим труда и отдыха

    Рациональный  режим труда и отдыха - необходимый  элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом  режиме вырабатывается четкий и необходимый  ритм функционирования организма, что  создает оптимальные условия  для работы и отдыха, и тем самым  способствует укреплению здоровья, улучшению  работоспособности и повышению  производительности труда.

Информация о работе Основы здорового образа жизни студента