Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:32, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности внимания младших школьников.
В соответствии определены задачи:
1. Изучить особенности внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе:
2. Изучить данный вопрос на практике.
Введение
Глава 1. Особенности внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе
Глава 2. Практическое изучение особенностей внимания младших школьников
Заключение
Литература
Курсовая работа по экспериментальной психологии
на тему:
«Особенности внимания младших школьников»
Выполнила: Уварова О.В
Ст-ка группы П-42
Проверила: Шахова И.П.
г. Пенза
2007г.
Содержание
Введение
Глава 1. Особенности внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе
Глава 2. Практическое изучение особенностей внимания младших школьников
Заключение
Литература
Введение
Каждый родитель стремится сделать все возможное, чтобы обучение ребёнка было более успешным, чтобы он в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов.
Часто взрослые считают, что
самое главное – научить
Внимание во многом определяет успех любой деятельности. Именно от особенностей внимания зависит, может ли ребёнок достаточно быстро перейти от одной деятельности к другой, как долго он может работать с одним и тем же материалом, насколько четко ему удается вычленять объект и рассматривать, изучать его достаточно длительное время. Следствием недостаточного развития внимания и памяти могут быть следующие трудности: пропуск букв в письменных работах, непонимание объяснения учителя с первого раза, грязь в тетради, плохое знание таблицы умножения (сложения), постоянное переспрашивание учителя и т.д.
Поэтому развитие внимания у младших школьников должно быть первостепенной задачей.
В связи с актуальностью данного вопроса была определена тема курсовой работы: «Особенности внимания младших школьников».
Цель работы: изучить особенности внимания младших школьников.
В соответствии определены задачи:
1. Изучить особенности
внимания младших школьников
в психолого-педагогической
2. Изучить данный вопрос на практике.
В качестве гипотезы выдвинута идея о том, что внимание младших школьников обладает особенностями: относительно низкой устойчивостью и продуктивностью.
Объект исследования: внимание младших школьников.
Предмет: особенности внимания младших школьников.
База исследования: 3 класс школы №30 г. Пенза.
Глава 1. Особенности внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе
Проблема внимания является одной из старейших психологических проблем.
Внимание – важное и
необходимое условие
Внимательность необходима
человеку в его повседневной жизни
– в быту, в общении с другими
людьми, в спорте. Внимание учащихся
является одним из основных условий
успешной организации учебно-
Чрезвычайно важную роль вниманию
отводит грузинская школа установки
(Д.Н. Узнадзе). Внимание - необходимая
предпосылка возникновения и
развития мышления и воли человека,
фактор активизации процессов
Внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Внимание характеризует также согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющую успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи.
Внимание занимает особое
положение. Оно включено во все остальные
психические процессы, выступает
как их необходимый момент, и отделить
его от них, выделить и изучать
в «чистом» виде не представляется
возможным. С явлением внимания мы имеем
лишь дело тогда, когда рассматривается
динамика познавательных процессов
и особенности различных
Внимание человека характеризуется основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.
Устойчивость внимания проявляется
в способности в течение
Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Данная характеристика проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой.
С переключаемостью внимания
связаны два разнонаправленных
процесса: включение отвлечение внимания.
Первый характеризуется тем, как
человек переключает внимание на
нечто и полностью
Распределение внимания –
состоит в способности
Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей – 5-7 единиц информации.
По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека. Произвольно внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Произвольно внимание развивается на основе непроизвольного.
Еще может быть выделен особый вид внимания – послепроизвольное.
Если целенаправленной деятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат, как при произвольном сосредоточении, то есть основание говорить о послепроизвольном внимании. Деятельность так захватывает в этом случае человека, что ему не требуется заметных волевых усилий для поддержания внимания.
При организации учебно-
В современной психологической науке существуют исследования, посвященные изучению взаимосвязи между уровнем развития свойств внимания и успеваемостью школьников.
Важнейшим условием развития
внимания считают осознание школьником
значения его собственной учебной
работы, необходимости изучения основ
наук для дальнейшего обучения и
будущей деятельности. При рассмотрении
проблемы воспитания внимания у детей
рекомендуют формировать
В младшем школьном возрасте внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении). Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс. Реакция на все новое, необычное сильна в этом возрасте. Ребенок: не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений.
Внимание младшего школьника тесно связано с мыслительной деятельностью – учащиеся не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо трудное, непонятное сделать для учащегося простым и доступным, развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание.
Произвольность познавательных процессов у детей 6-8 и 9-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной обстановке ему еще трудно так организовать свою психическую деятельность.
Возрастная особенность
младших школьников – сравнительная
слабость произвольного внимания. Значительно
лучше развито у них
Объем внимания младших школьников меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания – слабее.
Внимание младшего школьника отличается большой неустойчивостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. Внимание может отвлекаться по разным причинам, например из-за новизны обстановки, в силу действия ориентировочного рефлекса, при неправильном использовании наглядных пособий и т.д. Одним и тем же видом деятельности младший школьник может заниматься весьма непродолжительное время в связи с быстрым наступлением утомления, запредельного торможения.
И.В. Страховым установлено
[10], что у одних учащихся внимание
может быть не стойким, отличаться детской
непосредственностью и
Одной из особенностей внимания, которую также необходимо знать и учитывать педагогу, является то, что младшие школьники не умеют быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Постепенно, при правильной организации учебного процесса, совершенствуется и данное качество внимания младших школьников: при необходимости учащиеся свободно переходят от одних действий к другим.
Глава 2. Исследование особенностей внимания младших школьников на практике
Для изучения особенностей внимания младших школьников была проведено исследование.
В качестве цели исследования было определено изучение особенностей внимания младших школьников.
Задачи изучения:
1. Разработать программу исследования (проведение организационной работы по выбору испытуемых, выбор методики исследования, подготовка стимульного материала)
2. Выявить особенности внимания младших школьников (продуктивность и устойчивость).
Исследование особенностей
внимания младших школьников проводилось
на базе средней школы №30 г. Пенза
Пензенской области. Школа по материально-технической
базе и условиям обучения соответствует
санитарно-гигиеническим
Для решения поставленных задач курсовой работы я использовала методику «Корректурная проба» (тест Бурдона).
«Корректурная проба» Тест Бурдона (буквенный вариант) [12].
Цель: определение уровня мобилизуемости, утомляемости, истощаемости, продуктивности, точности, устойчивости внимания.
Материал: бланк теста, на котором в случайном порядке напечатаны буквы алфавита, всего 2000 знаков, 65 букв в каждом ряду, секундомер.
Инструкция: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно. Работать начинайте по моей команде. Время работы 10 минут. По прошествии каждой минуты по моему сигналу нужно ставить в тексте – там, где вы «находитесь»,– вертикальную черту».
Способ обработки: учитель заранее заготавливает «ключ» теста, для этого подсчитывает количество букв, подлежащих вычеркиванию по каждой строчке («к» и «р»), а результат выписывается на полях бланков. С помощью ключа подсчитывается количество «корректур» - ошибок в каждой строчке. Ошибки, допущенные испытуемым, подсчитываются по формуле:
Q = S:m,
где Q – показатель устойчивости внимания, S – количество просмотренных строк, m – общее количество ошибок, по результатам строится график устойчивости внимания.
Протокол исследования устойчивости внимания
Дата _____________________-
Класс _____________________
Учащийся _________________
Возраст _____________________
Пол ________________________
Показатели |
Результаты |
Количество просмотренных за 10 минут букв |
|
Количество правильно вычеркнутых букв |
|
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть |
|
Точность выполнения задания, % |
|
Оценка точности, баллы |
|
Оценка продуктивности, баллы |
|
Оценка устойчивости, мобилизуемости, баллы |