Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:32, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности внимания младших школьников.
В соответствии определены задачи:
1. Изучить особенности внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе:
2. Изучить данный вопрос на практике.
Введение
Глава 1. Особенности внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе
Глава 2. Практическое изучение особенностей внимания младших школьников
Заключение
Литература
Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 минут, и точность вычисления по формуле:
К = m:n * 100%,
Где К – точность, n – количество букв, которые необходимо вычеркнуть, m –количество правильно вычеркнутых букв во время работы.
Таблица
Уровни |
Продуктивность |
Точность | ||
знаки |
баллы |
Знаки % |
Баллы | |
Низкий |
Менее 1010 1010-1175 |
1 3 |
Менее 40 40-59 |
1 3 |
Средний |
1176-1340 1341-1505 1506-1670 |
5 7 8 |
60-69 70-79 80-89 |
5 7 8 |
высокий |
1671-1835 1836-2000 |
9 10 |
90-99 100 |
9 10 |
Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле: А=В+С, где В и С – балльные оценки продуктивности и точности соответственно.
Перед проведением исследования был проведен анализ состава группы учащихся. Дети, участвовавшие в эксперименте, примерно одного возраста
Таблица 1 Список учащихся
№ п/п |
Имя, фамилия учащихся |
1 |
Андрей К. |
2 |
Вика З. |
3 |
Ефим П. |
4 |
Катя М. |
5 |
Настя К. |
6 |
Настя Ф. |
7 |
Оля Б. |
8 |
Саша Р. |
9 |
Сережа Б. |
10 |
Таня Б. |
Анализ результатов изучения особенностей внимания младших школьников
Испытуемые адекватно отреагировали на поставленную перед ними задачу, но необходимо отметить, что в начале эксперимента у детей наблюдалась напряженность, а далее у них повышался интерес к выполнению заданий, подключалось речевое сопровождение.
Подсчитаем результаты обследования:
При обработке результатов
экспериментатор определяет количество
знаков, просмотренных ребенком за
все 10 минут, в течение которых
продолжался
К=m:n* 100%
где К – точность, ;
n - количество букв , которые необходимо вычеркнуть , m - количество правильно вычеркнутых во время работы букв.
Устойчивость (А) внимания определяется по формуле: А=В+С, где В и С – балльные оценки продуктивности и точности соответственно.
Таблица
Показатели устойчивости, продуктивности, точности внимания
№ |
Имя, фамилия |
Продуктивность |
Точность (К) |
Устойчивость(А) | ||
знаки |
баллы |
Знаки,% |
баллы |
баллы | ||
1 |
Андрей К. |
1168 |
3 |
87.3 |
8 |
12 |
2 |
Вика З. |
1235 |
5 |
86.1 |
8 |
13 |
3 |
Ефим П. |
1040 |
3 |
68.2 |
5 |
8 |
4 |
Катя М. |
1700 |
9 |
82.4 |
8 |
17 |
5 |
Настя К. |
1300 |
5 |
93.8 |
9 |
14 |
6 |
Настя Ф. |
1625 |
8 |
84.2 |
8 |
16 |
7 |
Оля Б. |
1495 |
7 |
71.2 |
7 |
17 |
8 |
Саша Р. |
1755 |
9 |
93.5 |
9 |
18 |
9 |
Сережа Б. |
1950 |
10 |
82.6 |
8 |
18 |
10 |
Таня Б. |
1495 |
7 |
64.3 |
5 |
12 |
Построили также сводный график устойчивости внимания:
По полученным результатам представлены следующие показатели устойчивости и продуктивности внимания:
Андрей К.: низкий уровень продуктивности, средний уровень точности внимания, устойчивость – 17 баллов.
Ефим П.: низкий уровень продуктивности, средний уровень точности, устойчивость внимания – 8 баллов. По характеру кривой, изображенной на графике видно, что внимание испытуемого было неустойчивым. С 1 минуты к 3 , с 7 к 8 внимание мобилизуется (на это указывают крутые спуски). Однако на протяжении всего выполнения работы наблюдаются подъем и спад графика (то увеличивается, то уменьшается количество ошибок).
Вика З.: средний уровень развития точности, устойчивости и продуктивности внимания. График носит плавный характер.
Катя М.: высокий уровень развития продуктивности и устойчивости внимания (линия графика неизменна), но много ошибок при выполнении задания.
Саша Р.: высокий уровень развития устойчивости (наблюдается практически прямая построения графика, с 6 минуты идет снижение ошибок), продуктивности внимания и точность выполнения задания на высоком уровне.
Сережа Б.: Высокий уровень развития продуктивности и устойчивости внимания (график плавный, лишь в середине выполнения задания наблюдается небольшое увеличение ошибок), точность – 8 баллов, что соответствует среднему уровню.
Настя К.: средний уровень продуктивности и устойчивости внимания (кривая имеет характерные подъемы и спады), на высоком уровне точность выполнения задания.
Настя Ф.: средние показатели развития продуктивности и устойчивости внимания. Ошибок немного, однако, наблюдается неустойчивость внимания на протяжении выполнения работы.
Оля Б. и Таня Б. : средние показатели развития устойчивости и продуктивности внимания. Графики устойчивости внимания имеют характерные спады и подъемы, что указывает на не достаточную устойчивость внимания испытуемых во время выполнения задания.
По показателю устойчивости внимания всех учащихся можно разделить на 3 группы: 1 группа с высоким уровнем развития устойчивости внимания – выше 17 баллов, 2 группа – средний уровень развития устойчивости внимания – 11-16 баллов, 3 группа – низкий уровень развития внимания – до 10 баллов. Группу с высоким уровнем развития устойчивости внимания составило 3 человека ( Катя М., Саша Р., Сережа Б.), во 2 группу вошло 6 человек (Настя К., Андрей К., Настя Ф., Вика З., Оля Б., Таня Б.) и низкий показатель устойчивости внимания у 1 учащегося.
Была проведена беседа
с педагогами, и они отметили,
что высокие показатели успеваемости
у Кати М., Саши Р., Сережи Б., эти дети
всегда внимательны на занятиях к
педагогу и излагаемому материалу,
они много запоминают, у них
высокий познавательный интерес.
Было отмечено, что Ефим П. на занятиях
невнимателен, у него плохая усидчивость,
часто на занятиях он не примечает даже
самого главного, успеваемость у этого
ребенка средняя. Оля Б., Таня Б. довольно
неплохо успевают на занятиях, они могут
охватить много предметов, очень любознательны,
но им тяжело сосредотачиваться долгое
время на одном предмете, довольно неусидчивы.
Настя Ф., Вика З., Настя К. характеризуются
как дети со средней успеваемостью, они
любят познавать окружающий мир, без труда
сосредотачиваются на предмете и легко
выполняют монотонную работу, которая
у других детей вызывает раздражение.
Таким образом, мы видим, что действительно существуют особенности внимания: внимание младших школьников отличается в пределах группы, есть индивидуальные особенности. И вместе с тем, в основном средние показатели устойчивости и продуктивности внимания, отмечены случаи низких показателей данных характеристик.
Заключение
В данной работе был исследован вопрос особенностей внимания младших школьников.
В процессе работы удалось решить поставленные задачи: изучить особенности внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе;
Практически изучить особенности внимания младших школьников. Подтвердилась гипотеза исследования:
внимание младших школьников
обладает особенностями: относительно
низкой устойчивостью и
В заключение хочется отметить, что в задачу формирования внимания входит не только его развитие как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи, а также создание благоприятных условий для активной самостоятельной работы. Пока человек занят серьезным делом, ему не надо напоминать о внимании. Великий режиссер С.Станиславский, который в книге "Работа актера над собой" целую главу посвятил вниманию, говорил, что внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредотачивает внимание на объеме, т.е. внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом. Внимание неразделимо связано с деятельностью и волей человека. Несмотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно, очень полезны, так как человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности.