Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 04:04, курсовая работа
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всех систем психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.
Характеристики познавательных, эмоциональных, волевых процессов детей старшего дошкольного возраста будет неполной, если не остановиться на внимании.
Введение…………………………………………………………………………….…3
Глава I. Теоретические особенности исследования особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………6
1.1. Категория внимания в психологии……………………………………………...6
1.2. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста……..………………………………………………………………………...11
Глава II. Исследование особенностей развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………………...16
2.1. Организация проведения исследования…………………………………….....16
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….…..23
Библиографический список………………………………………………................
Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть как взрослый. Потребность быть как взрослый удовлетворяется в сюжетно - ролевой игре - наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Наряду с сюжетно ролевой игрой развиваются и другие виды игр, генетически связанные с последней. Специфичными для дошкольного возраста являются продуктивные виды деятельности - рисование, конструирование, аппликация, лепка. В результате осуществления этой деятельности ребенок производит какой-то продукт, отображается в нем свои впечатления и опыт жизни. В этом плане продуктивные виды деятельности сходны с игрой.
В дошкольном возрасте развиваются также элементы трудовой и учебной деятельности. Однако эти виды деятельности ребенок еще не охватывает полностью, так как мотивы, типичные для дошкольника, еще не соответствуют специфики труда и учения как виды деятельности. Труд детей состоит в том, что они выполняют поручения взрослых, подражая им, выражая интерес к процессу деятельности. Элементы учебной деятельности возникают первоначально внутри других видов деятельности в виде стремления ребенка чему-то научиться. Однако дети еще не могут отделить учебную задачу от практической, у них нет особого отношения ко взрослому как к обучающему человеку.
Широта круга видов деятельности ребенка дошкольника показывает, что он овладевает разнообразным предметным содержанием.
Расширяется и также усложняется сфера общения с взрослыми. Ведущими мотивами общения становятся мотивы познавательный и личностный. Ребенок обращается к взрослому как к источнику знаний о природном и социальном мире. Дошкольник задает взрослым вопросы об окружающем мире, о людях, их отношениях и самом себе.
Важную роль в жизни ребенка дошкольника, играет сверстник. У детей формируется относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстниками - это общение с равными себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя [10].
Типичными мотивами поведения дошкольного являются стремление быть как взрослый, желание установить положительные отношения с взрослым, мотивы самолюбия и самоутверждения, познавательные мотивы. В дошкольном возрасте уже формируется система мотивов, то есть выделяются главные и подчиненные мотивы, и на первый план начинают выдвигаться мотивы более высокого порядка - социально опосредованные. Взрослый предъявляет к ребенку дошкольного возраста требования морального характера. Ребенок начинает осваивать сферу нравственности, как на уровне сознания, так и на уровне поведения. Большое значение в этом процессе имеют чувства и формирующаяся оценка себя. Однако в дошкольном возрасте нравственное сознание, что свидетельствует об усвоении нравственных норм в основном на уровне знаемом.
Усложнение видов деятельности и общения, расширение круга общения приводит к формированию самосознания. Ребенок осознает себя, прежде всего на уровне субъекта действия. У него складывается устойчивое положительное отношение к себе, определяемое потребностью в признании со стороны окружающих. Ребенок осознает себя как носителя индивидуальных характеристик физического облика и пола, как человека, как изменяющегося во времени, имеющего свое прошлое, настоящее и будущее. Самооценка дошкольника появляется в особых ситуациях, требующих от ребенка оценить себя, но по содержанию она ситуативная и отражает оценку, даваемую ребенку взрослым. К концу дошкольного возраста формируется конкретная самооценка, ребенок может в неситуативно и обоснованно оценить себя [4].
В дошкольном возрасте складываются механизмы управления своим поведением: усвоение и применение норм и правил поведения, сопровождение мотивов, целевая организация деятельности, умение предвидеть последствия поступков. Эти психологические образования еще не выполняют в полной мере своих регулирующих функций, и в этом смысле детям- дошкольникам приписывается недостаточность волевого развития. Однако у ее проявлений - конфликтность детей по отношению ко взрослым и сверстникам, степень которой заметно снижается к концу дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте происходят изменения в познавательной сфере ребенка. Он усваивает сенсорные эталоны, через которые воспринимает предметы, их свойства, что позволяет целенаправленно и произвольно обследовать эти предметы. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи между предметами, прежде всего на основе непосредственных впечатлений. Одна из основных линий развития познавательных процессов в дошкольном возрасте - переход непроизвольных психических процессов к произвольным.
В дошкольном возрасте развиваются все функции и виды речи. Номинативная функция речи отображает конкретно - образный характер мышления ребенка, он еще не может отделить название предмета от его свойства. Эгоцентричная речь, выполняющая планирующую функцию, переходит во внутренний план, и становиться внутренней речью. Речь кроме того приобретает черты произвольности, ребенок использует ее в зависимости от задач общения. Письменная речь возникает в изобразительной деятельности, с помощью которой ребенок изображает процесс говорения.
С самого начала изучения причин неуспеваемости детей старшего дошкольного возраста и всестороннего изучения детей, имеющих задержку психического развития, испытывающих трудности в обучении, нарушении целенаправленного внимания занимают первое место. Т.А. Власова и М.С. Певзнер отмечают, что основными признаками задержки психического развития является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости - неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий.
У детей с задержкой психического развития отмечаются следующие особенности внимания:
Таким образом итогом развития ребенка в дошкольном возрасте является возникновение фундаментальных психологических образований: внутреннего плана действий, произвольности, воображения, обобщенного в не ситуативного отношения к себе. У ребенка возникает стремление к выполнению общественно значимой, общественно оцениваемой деятельности. Ребенок тяготиться своим положением дошкольника. Игра теряет свое ведущее положение. Все эти факторы свидетельствует о том, что ребенок переживает кризис 7 лет. Формирование внутренней позиции по отношению к школьному образованию, направленность на будущее, познавательные интересы, готовность к познанию знаковых систем, достаточный уровень познавательного и эмоционально - волевого развития составляют содержание психологической готовности к школьному обучению.
Вывод по главе I: в отличии от нормального развития внимания, внимание у детей с задержкой психического развития развивается иначе. При различных формах задержки психического развития у детей сопровождается нарушение произвольного внимания. Типичным является нарушение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в его неустойчивости.
Глава II. Исследование развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2.1. Организация проведения исследования
Исследование развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития проводилось в МДОУ № 67, где были проведены методики с детьми с задержкой психического развития и в МДОУ №53 с детьми с нормальным развитием интеллекта. В исследовании принимали участие десять детей экспериментальной группы и десять детей контрольной группы.
Было использовано 4 методики.
1. методика «На способность концентрации внимания на предъявляемых объектах; наблюдательность; зрительную память»
2. методика « На выявление качества внимания»
3. методика «На выявление особенностей внимания»
4. методика «На выявление наблюдательности и сосредоточенности внимания»
Была проведена количественно качественная обработка данных.
Форма проведения исследования групповая.
Первую методику мы проводили для выявления, у детей с задержкой психического развития и детей с нормальным интеллектуальным развитием,
способностей концентрации внимания на предъявляемых объектах, с целью выявить способность концентрации внимания на предъявляемых объектах; наблюдательности; зрительной памяти.
Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу 31, показывают картинку, расположенную в верхней части и просят назвать изображенные на ней предметы, затем сразу же предъявляют картинку, расположенную в нижней части, и просят сказать, чем она отличается от предыдущей. При этом задают вопрос: «Что здесь забыл нарисовать художник?»
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием и сформированным вниманием в 5--6-летнем возрасте выполняют это задание.
Дети с задержкой психического развития понимают задание. Случаи ошибочного выполнения, как правило, связаны с недостатками внимания. Организующая помощь эффективна.
Умственно отсталые дети этого возраста не всегда понимают предложенное задание и чаще ограничиваются перечислением предметов, изображенных на таблицах. Такая реакция может усугубляться недостатками внимания.
Методика оценивалась по трех бальной системе: 3 балла - высокий уровень, 2 балла - средний уровень, 1 балл - низкий уровень.
Вторую методику на качество внимания детей с задержкой психического развития и детей с нормальным интеллектуальным развитием мы проводили с целью выявить такие качества внимания детей как устойчивость, переключаемость, распределение и объем внимания.
Процедура проведения. Изображенные на таблице картинки предъявляют одновременно. Задают вопрос: «Чем отличаются картинки?»
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием 5-6 лет с интересом сравнивают картинки, находя различия.
Дети с задержкой психического развития понимают задание и выполняют его к 6-7 годам. Некоторые нуждаются в организующей помощи.
Методика оценивалась по трех балльной системе 3 балла - высокий уровень, 2 балла - средний уровень, 1 балл - низкий уровень.
Третью методику на выявление особенностей внимания у детей с задержкой психического развития и детей с нормальным интеллектуальным развитием мы проводили с целью выявить особенности внимания; наблюдательности; наличия интереса к работе.
Задание может быть выполнено в том случае, если ребенок сумеет выделить и удержать в памяти внешние признаки мальчика, которого надо найти в нижней части таблицы.
Таблица 34 и задание к ней («Найди в букете цветы, которые нарисованы вверху») имеют аналогичную направленность.
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием 5-6 лет справляются с этими заданиями и проявляют интерес к работе.
Дети с задержкой психического развития нуждаются в' постоянной организующей помощи.
Умственно отсталые дети справляются с этой работой в сравнительно более позднем возрасте (в 7-8 лет). При этом им надо указать на признаки сопоставления объектов. Интерес к работе весьма невелик.
Методика оценивалась по трех балльной системе 3 балла - высокий уровень, 2 балла - средний уровень, 1 балл - низкий уровень.
Четвертую методику мы проводили на выявление наблюдательности и сосредоточенности внимания с целью исследовать наблюдательность; способность к сосредоточенности внимания; характера эмоциональных реакций. Процедура проведения: ребенку предъявляли таблицы (приложение 4,5), на которых у изображенного предмета что - то не дорисовано. При этом задавали вопрос: «Что тут (на картинке) не дорисовано?».
Методику оценивали по трех балльной системе 3 балла - высокий уровень, 2 балла - средний уровень, 1 балл - низкий уровень.
2.2. Анализ результатов исследования
Проведя четыре методики с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, мы оценивали ребят по трех бальной системе. Дети с задержкой психического развития понимают здания, но им нужны побуждающие к рассмотрению вопросы. Интерес менее выражен, при понимании не выражали эмоциональной реакции. Случаи ошибочного выполнения, связаны с недостатком внимания. Следовательно мы им поставили по одному баллу в проведении первой методики.
Дети с задержкой психического развития выполняли вторую методику, и нуждались в помощи. Не сразу понимали задание, нуждались в значительном времени при выполнении задания. Не проявляли интерес к заданию. Следовательно по второй методике мы оценили их по низкому результату в 1 балл.
При выполнении методики номер 3 дети с задержкой психического развития нуждались в помощи, но выполняли это задание с большим успехом чем предыдущие. Соответственно мы оценили это задание в 1,5 балла.
При исследовании у детей с задержкой психического развития наблюдательности и способности сосредоточения внимания, мы определили, что дети при оказании им помощи отвечали на вопросы без ошибок. При исследовании 4 методики мы оценили способности детей в 2 балла.
Эффективность в баллах. Эффективность выполнения каждой методики группой детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в баллах.
Информация о работе Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР