Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 04:04, курсовая работа
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всех систем психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.
Характеристики познавательных, эмоциональных, волевых процессов детей старшего дошкольного возраста будет неполной, если не остановиться на внимании.
Введение…………………………………………………………………………….…3
Глава I. Теоретические особенности исследования особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………6
1.1. Категория внимания в психологии……………………………………………...6
1.2. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста……..………………………………………………………………………...11
Глава II. Исследование особенностей развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………………...16
2.1. Организация проведения исследования…………………………………….....16
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….…..23
Библиографический список………………………………………………................
График 1
Наименование шкал
1 методика «Способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах»
2 методика «На выполнение качества внимания»
3 методика «На выполнение особенностей внимания»
4 методика «На выполнение наблюдательности и сосредоточенности внимания»
Дети с нормальным умственным развитием выполняли методику № 1 без посторонней помощи, называли те вещи которые были недорисованные и это задание отнимало минимум времени. По первой методики мы оценивали способность детей в 3 балла.
При выполнении методике № 2 дети с большим интересом выполняли это задание. Находили отличия, но не все, но все же большинство отличий было замечено детьми. Мы оценили это задание в 2,5 балла.
По методике № 3 дети проявляли интерес к выполнению этого задания, справлялись с заданием полностью без наводящих вопросов. Оценили мы это задание в 3 балла.
Методику № 4 дети выполняли самостоятельно, называли недорисованные детали. Картинки с отсутствующими элементами вызывали улыбку, смех, удивление. Оценка по данной методике 3 балла.
Эффективность в баллах. Эффективность выполнения каждой методики группой детей старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием в баллах.
График 2
Наименование шкал
1 методика «Способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах»
2 методика «На выявление качества внимания»
3 методика «На выявление особенностей внимания»
4 методика «На выявление наблюдательности и сосредоточенности внимания»
Эффективность выполнения каждой методики группой детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и группой детей старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием.
График 3
Наименование шкал
1 методика «Способность концентрации внимания на предъявляемых объектах»
2 методика «На выявление качества внимания»
3 методика «На выявление особенностей внимания»
4 методика «На выявление наблюдательности и сосредоточенности внимания»
Таким образом мы наблюдаем по графикам, что дети с нормальным интеллектуальным развитием, имеют оценку от 2,5 до 3 баллов, а дети с задержкой психического развития в среднем 1,5 балла.
Исходя из этого, мы видим, что имеются различия в развитии внимания у детей с задержкой психического развития с детьми с нормальным интеллектуальным развитием.
Заключение
В ходе выполнения исследования нами получены следующие результаты.
Внимание - это высшая психологическая функция, проявляющаяся в направленности и сосредоточенности сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Внимание не представляет самостоятельного психологического процесса, так как не может проявляться вне других процессов.
Для детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития характерны психологические особенности, общие тенденции которых можно определить как замедленный темп развития вследствие ослабленности нервной системы, наличие потенциально сохраненных возможностей интеллектуальной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособности, функциональной недостаточности ряда психических функций.
В процессе исследования нами выявлены показатели внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Большинство детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеют низкий уровень развития внимания, высокий уровень развития внимания у детей данной категории не выявлен.
Для преодоления дефектов внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нами составлены рекомендации для родителей и педагогов, которые включают краткую информацию об актуальности данной проблемы, основные понятия, связанные с вниманием и его развитием и советы, игры и упражнения по развитию внимания.
Таким образом, цель и задачи исследования выполнены, а гипотеза исследования подтвердилась.
Библиографический список
Информация о работе Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР