Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 04:04, курсовая работа

Краткое описание

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всех систем психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.
Характеристики познавательных, эмоциональных, волевых процессов детей старшего дошкольного возраста будет неполной, если не остановиться на внимании.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…3
Глава I. Теоретические особенности исследования особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………6
1.1. Категория внимания в психологии……………………………………………...6
1.2. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста……..………………………………………………………………………...11
Глава II. Исследование особенностей развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………………...16
2.1. Организация проведения исследования…………………………………….....16
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….…..23
Библиографический список………………………………………………................

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.rtf

— 1.06 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

График 1


 

 

 

 

 

Наименование шкал

1 методика «Способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах»

2 методика «На выполнение качества внимания»

3 методика «На выполнение особенностей внимания»

4 методика «На выполнение наблюдательности и сосредоточенности внимания»

Дети с нормальным умственным развитием выполняли методику № 1 без посторонней помощи, называли те вещи которые были недорисованные и это задание отнимало минимум времени. По первой методики мы оценивали способность детей в 3 балла.

При выполнении методике № 2 дети с большим интересом выполняли это задание. Находили отличия, но не все, но все же большинство отличий было замечено детьми. Мы оценили это задание в 2,5 балла.

По методике № 3 дети проявляли интерес к выполнению этого задания, справлялись с заданием полностью без наводящих вопросов. Оценили мы это задание в 3 балла.

Методику № 4 дети выполняли самостоятельно, называли недорисованные детали. Картинки с отсутствующими элементами вызывали улыбку, смех, удивление. Оценка по данной методике 3 балла.

Эффективность в баллах. Эффективность выполнения каждой методики группой детей старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием в баллах.

 

График 2



Наименование шкал

1 методика «Способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах»

2 методика «На выявление качества внимания»

3 методика «На выявление особенностей внимания»

4 методика «На выявление наблюдательности и сосредоточенности внимания»

Эффективность выполнения каждой методики группой детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и группой детей старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График 3


 




 

 

Наименование шкал

1 методика «Способность концентрации внимания на предъявляемых объектах»

2 методика «На выявление качества внимания»

3 методика «На выявление особенностей внимания»

4 методика «На выявление наблюдательности и сосредоточенности внимания»

Таким образом мы наблюдаем по графикам, что дети с нормальным интеллектуальным развитием, имеют оценку от 2,5 до 3 баллов, а дети с задержкой психического развития в среднем 1,5 балла.

Исходя из этого, мы видим, что имеются различия в развитии внимания у детей с задержкой психического развития с детьми с нормальным интеллектуальным развитием.

 

 

 

 

Заключение

В ходе выполнения исследования нами получены следующие результаты.

Внимание - это высшая психологическая функция, проявляющаяся в направленности и сосредоточенности сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Внимание не представляет самостоятельного психологического процесса, так как не может проявляться вне других процессов.

Для детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития характерны психологические особенности, общие тенденции которых можно определить как замедленный темп развития вследствие ослабленности нервной системы, наличие потенциально сохраненных возможностей интеллектуальной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособности, функциональной недостаточности ряда психических функций.

В процессе исследования нами выявлены показатели внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

      1. Менее выражен интерес к выполнению задания, связанно это с недостаточностью внимания, показатель низкий.
      2. Устойчивость внимания, переключаемость, распределение внимания, также на низком уровне.
      3. Особенность внимания, наблюдательность, наличие интереса к работе. Выполнялось с большим успехом чем предыдущие.
      4. Наблюдательность и сосредоточение внимания наиболее выражены.

Большинство детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеют низкий уровень развития внимания, высокий уровень развития внимания у детей данной категории не выявлен.

Для преодоления дефектов внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нами составлены рекомендации для родителей и педагогов, которые включают краткую информацию об актуальности данной проблемы, основные понятия, связанные с вниманием и его развитием и советы, игры и упражнения по развитию внимания.

Таким образом, цель и задачи исследования выполнены, а гипотеза исследования подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

        1. Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. - П.: 2008.
        2. Борянова, Н.Ю., Косицына М.А. Коррекционно- педагогическая работа в детском саду с детьми с задержкой психического развития. - М., 2001.
        3. Белопольская, H.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. -М.: Изд-во УРАО, 1999.
        4. Венгер, Л. Стерший дошкольник. - М.: 1994.
        5. Выгорский, JI.C. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М.: 1980.
        6. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 томах. - М, 1982.
        7. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста / Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М., 1989.
        8. Грибанова Г. В. Руководство по организации деятельности психолого-методико-пе-дагогических комиссий (ПМПК) / Дефектология. № 6, 2001.
        9. Голобей, Л.А., Рыбалко, Е.Ф. Практикум по возрастной психилогии. - С. Петербург: Речь, 2001.
        10. Добрынин, М.Ф. Вниание и память. - М.: Знания, 1958.
        11. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая даигностика умственного развития детей. М.:, 1995.
        12. Забарамная. С.Д. Боровик, О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. - М.:ВЛАДОС, 2003.
          1. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. - М., 2004.
          2. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. - М., 1976.
        13. Ю.Коломинский, Я.Л., Панько. Е.Л. Психология детей 6-ти летнего возраста. Минск, 1999.
          1. Основы специальной психологии. Учебное пособие / Под ред. Л.В. Кузнецова, Л.И. Солнцева и др. - М.:Академия, 2002.
          2. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З. И. Калмыковой. -- М., 1975.
          3. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. -- М., 1981.
          4. Психолого-педагогич. диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. -- М., 2005.
          5.   Психолого-медико-педагогическая консультация / Науч. ред. Л. М. Шипицына. -- СПб., 1999.
          6. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко и С. Д. Забрамной. -- М., 2003.
          7. Рибо, Психология внимания. Христоматия по вниманию. -М.: 1997. (34)
          8. Рубинштейн   С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. -- М., 1970.
          9. Специальная психология/ Под ред. В.И. Лубовский и др. -М.: Академия, 2003.
          10. Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога.
          11. Якобсон, С.Г., Сафонов. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольником.1999.(35)

 


Информация о работе Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР