Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы (сказок, детских произведений и т.д.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:48, контрольная работа

Краткое описание

Рассматриваемый мною в данной работе вопрос восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста является, на мой взгляд, интересным и актуальным. В своей работе, я хочу показать, как через восприятие художественной литературы закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через фольклор, сказки, детские произведения, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3

1.Сущность понятия восприятия, художественного восприятия………… 4

2.Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми дошкольного возраста …………………………………………………7

3.Возрастные особенности восприятия……………………………………………………………………...9

4.Сказка как средство развития восприятия
детьми дошкольного возраста………………………………………………….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по психологии.docx

— 38.10 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

«САРАТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Контрольная работа

 

по курсу:  Общая и специальная психология 

Тема:   Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы (сказок, детских произведений и т.д.).

 

 

студент 1  курса заочного отделения  

  Психолого-педагогического и специального образования

 факультета СГУ

группа № 174 

 

дата сдачи работы в  учебную часть "25"апреля 2013 г.

 

Работу проверил (ф.и.о. преподавателя) ____________________________________________

 

оценка ______________ подпись_______________ дата проверки __________ 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3

 

1.Сущность понятия восприятия, художественного восприятия………… 4       

 

2.Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми дошкольного возраста …………………………………………………7 

 

3.Возрастные особенности  восприятия……………………………………………………………………...9

 

4.Сказка как средство развития восприятия

 детьми дошкольного возраста………………………………………………….12

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………16

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………  17                                                                                  

 

 

 

Введение 

              Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель.

Художественное слово  помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому  восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По словам Сухомлинского  В.А.: «Чтение книг - тропинка, по которой  умелый, умный, думающий воспитатель  находит путь к сердцу ребенка».  Произведения литературы дают образцы  русской литературной речи.  Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его  лексикой. Из книги ребенок изучает  много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной  и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

     Рассматриваемый  мною  в данной работе вопрос  восприятия художественной литературы  детьми дошкольного возраста  является, на мой взгляд, интересным  и актуальным.

В своей работе, я хочу показать, как через восприятие художественной литературы закладываются основы нравственного  сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через фольклор, сказки, детские произведения, сохраняется  преемственность поколений в  рамках культуры.

 

1.Сущность понятия восприятия, художественного восприятия

                   Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить основные подходы к определению понятия восприятия. Так, М.В. Гамезо, В.Г. Казаков, считают что восприятие – это познавательный психологический процесс, в результате которого происходит отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. С точки зрения А.Г. Маклакова, восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Под восприятием исследователи понимают первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида.

Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием  информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются  образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции.

Исследования по развитию восприятия (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер) показали, что развитие восприятия включает в себя два взаимосвязанных  аспекта:

1) формирование и совершенствование  представлений о разновидностях  свойств предметов, выполняющих  функцию сенсорных эталонов (существующих  в культуре образцов таких  свойств предметов, как цвет, форма,  величина);

2) развитие и совершенствование  самих персептивных действий, необходимых  для использования эталонов при  анализе свойств реальных предметов.

 Восприятие, являясь познавательным процессом, характеризуется рядом закономерностей, основными из которых являются:

  • - целостность – отражение целостного образа предметов на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах;
  • - константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине при изменении восприятия.
  • - категориальность - каждый воспринимаемый нами объект, предмет обозначается словом, относительно к определенному классу;
  • - осмысленность – способность сознательно воспринимать предмет, то есть подвергнуть его анализу, сравнению.
  • - избирательность - предпочтение выбора одних объектов или отдельных свойств, признаков перед другими объектами или их свойствами, качествами.
  • - апперцепция - определяется влиянием опыта, знаний, умений, взглядов, интересов, определенного отношения, человека к действительности на восприятие .

Предметы и явления  действуют на человека в таком  многообразии, что он не может все  их воспринимать одновременно. Из огромного  числа воздействий лишь некоторые  выделяются с большей отчетливостью  и осознанностью. Эта особенность  характеризует избирательность  восприятия. Избирательность восприятия зависит от интересов и в значительной степени от установок личности, проявляется  в преимущественном выделении одних  объектов по сравнению с другими. Одна из характерных особенностей восприятия та, что восприятие осмысленно. Восприятие человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.   Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).

Говоря о роли желания  воспринимать объекты окружающего  мира, необходимо подчеркнуть, что отношение  к тому, что воспринимает человек, имеет большое значение для процесса восприятия. Предмет может быть интересен  или безразличен, может вызывать различные чувства. Интересный предмет  будет восприниматься более активно, и наоборот, безразличный для человека предмет он может не заметить.  Таким образом, можно сделать  вывод, что восприятие – сложный, но вместе с тем единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на человека .

Рассмотрев выше подходы  к восприятию, вообще, перейдем к  рассмотрению психологического феномена художественного восприятия.

Художественное восприятие - сложный процесс соучастия и  сотворчества воспринимающего субъекта, который движется от произведения в целом к идее, заложенной автором. Продуктом художественного восприятия становится «вторичный образ» и смысл, который совпадает или не совпадает с образом и идеей задуманными автором.

Художественное восприятие - такое восприятие, при котором  переживается форма (может - быть и не только форма, но форма непременно).

Художественное восприятие характеризуется:

    • целостностью (восприятия содержания и средства выразительности),
    • эмоциональной насыщенностью,
    • оценочным характером.

 

Художественное восприятие нацелено на «извлечение» образов из материального художественного предмета, на их формирование в психике ребенка.

2.Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми дошкольного возраста

Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства  как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую  деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так  и эмоционально-волевые мотивы» (А. В. Запорожец). Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая  ему освоить богатый духовный опыт человечества.

Е. А. Флерина называла характерной  чертой восприятия художественного  произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».  Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

О. И. Никифорова выделяет в  развитии восприятия художественного  произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание  образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние  художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Интерес к книге у ребенка  появляется рано. Вначале ему интересно  перелистывать странички, слушать  чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к  тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже  на третьем году жизни ребенка  можно вызвать у него интерес  к судьбе героя повествования, заставить  малыша следить за ходом события  и переживать новые для него чувства.

Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его  врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е. А. Флерина  отмечала и такую особенность, как  наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой  должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела  кошка).

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного  возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения  научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности  восприятия дошкольниками литературного  произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.

На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

 

3.Возрастные особенности восприятия.

Для детей младшего дошкольного  возраста характерны: зависимость понимания  текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный  персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов  поступков; эмоциональное отношение  к героям ярко окрашено; наблюдается  тяга к ритмически организованному  складу речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения  в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением  жизненного и литературного опыта  ребенка. Дети устанавливают простые  причинные связи в сюжете, в  целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

Информация о работе Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы (сказок, детских произведений и т.д.)