Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:48, контрольная работа
Рассматриваемый мною в данной работе вопрос восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста является, на мой взгляд, интересным и актуальным. В своей работе, я хочу показать, как через восприятие художественной литературы закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через фольклор, сказки, детские произведения, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
1.Сущность понятия восприятия, художественного восприятия………… 4
2.Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми дошкольного возраста …………………………………………………7
3.Возрастные особенности восприятия……………………………………………………………………...9
4.Сказка как средство развития восприятия
детьми дошкольного возраста………………………………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 17
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Контрольная работа
по курсу: Общая и специальная психология
Тема: Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы (сказок, детских произведений и т.д.).
студент 1 курса заочного отделения
Психолого-педагогического и специального образования
факультета СГУ
группа № 174
дата сдачи работы в учебную часть "25"апреля 2013 г.
Работу проверил (ф.и.о. преподавателя)
______________________________
оценка ______________ подпись_______________ дата проверки __________
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Сущность понятия восприятия, художественного восприятия………… 4
2.Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми дошкольного возраста …………………………………………………7
3.Возрастные особенности
восприятия……………………………………………………
4.Сказка как средство развития восприятия
детьми дошкольного возраста………………………………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Введение
Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель.
Художественное слово
помогает понять красоту звучащей родной
речи, оно учит его эстетическому
восприятию окружающего и одновременно
формирует его этические (нравственные)
представления. По словам Сухомлинского
В.А.: «Чтение книг - тропинка, по которой
умелый, умный, думающий воспитатель
находит путь к сердцу ребенка».
Произведения литературы дают образцы
русской литературной речи. Средствами
художественного слова еще до
школы, до усвоения грамматических правил
ребенок осваивает
Рассматриваемый
мною в данной работе вопрос
восприятия художественной
В своей работе, я хочу показать, как через восприятие художественной литературы закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через фольклор, сказки, детские произведения, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры.
1.Сущность понятия восприятия, художественного восприятия
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить основные подходы к определению понятия восприятия. Так, М.В. Гамезо, В.Г. Казаков, считают что восприятие – это познавательный психологический процесс, в результате которого происходит отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. С точки зрения А.Г. Маклакова, восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Под восприятием исследователи понимают первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида.
Именно восприятие наиболее
тесно связано с
Исследования по развитию восприятия (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер) показали, что развитие восприятия включает в себя два взаимосвязанных аспекта:
1) формирование и
2) развитие и совершенствование
самих персептивных действий, необходимых
для использования эталонов
Восприятие, являясь познавательным процессом, характеризуется рядом закономерностей, основными из которых являются:
Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия. Избирательность восприятия зависит от интересов и в значительной степени от установок личности, проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Одна из характерных особенностей восприятия та, что восприятие осмысленно. Восприятие человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).
Говоря о роли желания воспринимать объекты окружающего мира, необходимо подчеркнуть, что отношение к тому, что воспринимает человек, имеет большое значение для процесса восприятия. Предмет может быть интересен или безразличен, может вызывать различные чувства. Интересный предмет будет восприниматься более активно, и наоборот, безразличный для человека предмет он может не заметить. Таким образом, можно сделать вывод, что восприятие – сложный, но вместе с тем единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на человека .
Рассмотрев выше подходы к восприятию, вообще, перейдем к рассмотрению психологического феномена художественного восприятия.
Художественное восприятие - сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта, который движется от произведения в целом к идее, заложенной автором. Продуктом художественного восприятия становится «вторичный образ» и смысл, который совпадает или не совпадает с образом и идеей задуманными автором.
Художественное восприятие - такое восприятие, при котором переживается форма (может - быть и не только форма, но форма непременно).
Художественное восприятие характеризуется:
Художественное восприятие нацелено на «извлечение» образов из материального художественного предмета, на их формирование в психике ребенка.
2.Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми дошкольного возраста
Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» (А. В. Запорожец). Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.
Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего». Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).
Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.
Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).
Художественное восприятие
ребенка на протяжении дошкольного
возраста развивается и
На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.
3.Возрастные особенности восприятия.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
В среднем дошкольном возрасте
происходят некоторые изменения
в понимании и осмыслении текста,
что связано с расширением
жизненного и литературного опыта
ребенка. Дети устанавливают простые
причинные связи в сюжете, в
целом правильно оценивают