Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы (сказок, детских произведений и т.д.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:48, контрольная работа

Краткое описание

Рассматриваемый мною в данной работе вопрос восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста является, на мой взгляд, интересным и актуальным. В своей работе, я хочу показать, как через восприятие художественной литературы закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через фольклор, сказки, детские произведения, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3

1.Сущность понятия восприятия, художественного восприятия………… 4

2.Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми дошкольного возраста …………………………………………………7

3.Возрастные особенности восприятия……………………………………………………………………...9

4.Сказка как средство развития восприятия
детьми дошкольного возраста………………………………………………….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по психологии.docx

— 38.10 Кб (Скачать файл)

По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного  развития ребенка, возникает пристальный  интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего  смысла.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых  не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они  способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета  всех характеристик героя. У детей  формируется умение воспринимать текст  в единстве содержания и формы. Усложняется  понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма). В работе со старшими дошкольниками продолжают активно использоваться малые фольклорные жанры. Приговорки издавна употребляются в воспитании как педагогические приемы, для того, чтобы эмоционально окрасит значимость того или иного момента жизни ребенка. Пословицы и поговорки доступны пониманию ребенка старшего дошкольного возраста. Но поговорка – принадлежность речи взрослого, дети ею почти не могут пользоваться и только подводятся к этой форме фольклора. Однако обращенные к детям отдельные пословицы могут им внушить некоторые правила поведения.

Воспринимая поэтические  образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой  и обаянием ритма, мелодики; детей  привлекает к себе мир звуков.

Процесс развития художественного  восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты  явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую  особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание  героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать  в воображаемых обстоятельствах, как  бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные  драматические моменты, чувство  облегчения, удовлетворения при победе справедливости. Самыми любимыми у  детей старшего дошкольного возраста становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др.), с яркими, сильными характерами героев.  Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие  дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.

Старший дошкольный возраст  – качественно новый этап в  литературном развитии дошкольников. В отличие от предшествующего  периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов  деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям  собственного художественного отношения  к искусству, к литературе в частности.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные  факты. Это помогает ребенку познавать  жизнь, формирует его отношение  к окружающему.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с  содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Психологи выделяют два типа отношения к художественному миру произведения. Первый тип отношения – эмоционально-образный – представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй – интеллектуально-оценочный – зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа. Возрастная динамика понимания художественного произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки.

Поскольку художественный текст  допускает возможность различных  трактовок, в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном  восприятии. М.П. Воюшиа под полноценным  восприятием понимает способность  читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины  жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями  поступков персонажей, оценивать  героев произведения, определять авторскую  позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы.

Таким образом, дошкольный период должен расматриваться как первая ступень  в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя. Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

4. Сказка как средство развития восприятия

детьми дошкольного  возраста

 В дошкольном возрасте  деятельностью становятся восприятие  сказки. Дошкольный возраст - возраст  сказки. Это наиболее любимый  ребенком литературный жанр.

  Герои сказок просты и типичны, они лишены всякой ндивидуальности, часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.д. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком, особенно если волшебные сказки начинаются со слов: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...

 Восприятие маленького  ребенка отличается от восприятия  взрослого человека тем, что  эта развернутая деятельность, которая  нуждается во внешних опорах. Это содействие, когда ребенок  становится на позицию героя  произведения, пытается преодолеть  стоящие на его пути препятствия. 

 Живую душу художественного  восприятия составляет сопереживание,  мысленное содействие герою произведения. Сопереживание сходно с ролью,  которую ребенок берет на себя  в игре. Классическая сказка максимально  соответствует действенному характеру  восприятия ребенком художественного  произведения. Например, изучая сказку  «Теремок», я как воспитатель  детского сада, могу детям предложить  на примере сказок, скажем, «Теремок»  расположить условные обозначения  персонажей по отношению к  ключевому объекту. Выполнение  данного задания представляет  для детей среднего дошкольного  возраста определенную трудность,  обусловленную особенностями моделируемых  отношений. Дело в том, что  размеры геометрических фигур,  например, кружков, указывают не  только на величину персонажей, но и на разные показатели - степень опасности, хитрости, значимости, ценности и т. д.: это Мышка  - Лягушка - Заяц - Лиса - Волк –  Медведь.  Или сказка «Колобок»:  Заяц - Волк - Медведь - Лиса. Заяц - самый  безобидный, бесхитростный и неопасный  персонаж, лиса (по размеру меньше, чем медведь) - самая хитрая и  опасная для главного героя.  Сложность заключалась в том,  что при построении модели  и объяснении типа отношений  детям необходимо было придерживаться  принципа, на основе которого  строился ряд персонажей. У детей  формировалась способность усматривать за внешней стороной символа-значка многозначность обозначаемого.

  У детей среднего дошкольного возраста появляется способность «чтения» модели, которую можно охарактеризовать как умение «расшифровывать» ее в конкретное содержание. Это заключалось в том, что сначала дети выделяли отдельные эпизоды из сказки, каждый из которых отражал противоречивую ситуацию с одним типом отношений. Затем строили общую модель, представляющую собой совокупность моделей отдельных эпизодов сказки. Например, из работы по сказке «Царевна-лягушка»:

 Педагог: «Когда Иван-царевич  встретил на болоте лягушку,  она была царевной или лягушкой?»

 Мнение детей разделилось.  Одни утверждали, что царевной.

 Педагог: «Почему тогда  Иван-царевич огорчился?»

 Другие думали, что  лягушкой.

 Педагог: «Как лягушка  разговаривала?» Третьи считали,  что лягушкой и царевной одновременно: «Она только снаружи была лягушка,  а сердце ее было добрым, человеческим, и говорила она человеческим  языком».

 У маленьких детей  понимание имеются тогда, когда  они могут опираться на изображения,  а не только на словесные  описания. Поэтому детские книжки  должны быть с картинками и  картинки являются основной опорой  при прослеживании действия. Позднее  такое прослеживание становится  менее необходимым. Теперь основные  действия должны быть отражены  в словесной форме, но в том  виде и в той последовательности, в которой они реально происходят. В старшем дошкольном возрасте  возможно обобщенное описание  событий. 

  Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в тоже время загадочна. «В некотором царстве, в некотором государстве» и ребенок уже «покидает» реальный мир и уносится в мир фантазии. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

        Стиль сказки также понятен ребенку. Он еще не умеет мыслить логически и сказка не утруждает ребенка, каким - то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Она предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается и незаметно для себя усваивает жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем, т.к. это для него более привлекательно. Таким образом, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке. Сказка очень близка ребенку, эмоционально по мироощущению, т.к. ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых. Всякая сказка - это рассказ об отношениях между людьми, и она вводит в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни не может замечать.

 Ребенок рождается  с желанием познавать, и он  с первого же дня должен  учиться - учиться всему. И,  единственное что должны делать  мы взрослые - это не отказывать  ему в знаниях. Можно всегда  с восхищением смотреть на  читающего ребенка - глотает ли  он страницу за страницей или  водит пальчиком по этикетке  на коробке конфет или по  буквам разбирает уличную афишу  не важно, что он читает - он  нашел ключ к разгадке тайны. 

Восприятие сказки оказывает  сильное воздействие на эмоциональное  развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические  условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена  сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а  также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его  внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

 

Заключение 

           Художественная литература имеет  огромное значение в деле воспитания  человека и вместе с тем  является одним из могучих  средств развития и обогащения  речи детей. Перед детским садом  стоит увлекательная задача —  заложить в детях семена любви  и уважения к книге, к художественному  слову. В дошкольные годы жизни  ребенка мы должны ввести его  в прекрасный мир народного  творчества, познакомить с бессмертными  произведениями русских классиков  и лучшими книгами детских  писателей, поэтов и произведениями  других народов. Художественная  литература открывает и объясняет  ребенку жизнь общества и природы.  Через художественную литературу  детям становится ближе и понятнее  то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его  чувства, мотивы поступков, его  отношение к другим людям и  природе. Художественная литература  раскрывает ребенку действительность  разными средствами: через реалистический  рассказ или лирическое стихотворение,  через сказку, где одухотворяется  животный и растительный мир  и даже неодушевленные предметы  и раскрывается определенная  идея.

         Художественная литература обогащает  эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание,  дети сочувствуют герою, переживают  вместе с ним его приключения,  невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами,  поступками. Художественная литература  воспитывает воображение: увлекательные  живые образы книги вызывают  у маленьких слушателей конкретные  представления. Воображение ребенка  следует за течением рассказа, сказки и одну за другой  рисует картины. Способность воссоздавать  образ по слову чрезвычайно  ценна для человека, и эту способность  развивает художественная книга. 

Информация о работе Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы (сказок, детских произведений и т.д.)