Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:59, реферат
Цель исследования: определить особенности восприятия личности учителя детьми младшего школьного возраста.
Объект исследования: восприятие личности учителя детьми младшего школьного возраста.
Предмет: особенности восприятия личности учителя детьми младшего школьного возраста.
Гипотеза: восприятие личности учителя детьми младшего школьного восприятия, характеризующиеся следующими особенностями:
на протяжении младшего школьного возраста восприятие детьми личности учителя изменяет свою направленность с поведенческих характеристик на качество личности.
Тема: Особенности восприятия личности учителя детьми младшего школьного возраста
Содержание
в
Введение
Современное состояние
образования характеризуется
Таким образом, общение между учеником и учителем мы рассматриваем не только как взаимодействие, но и как межличностное восприятие друг друга.
Поэтому актуальность проблемы межличностного восприятия стоит на первом месте в педагогическом процессе. В своей дипломной работе мы будем затрагивать вопрос восприятия личности учителя учащимися, так как, понимание учителя учениками рассмотрен довольно широко. Нас интересует проблема восприятие учеником своего педагога, как он видит его в своих представлениях.
Изучение межличностного восприятия получило большое развитие еще в 70-х годах XX века в трудах социальных психологов, таких как Р. Абельсон. В 80-е годы отечественные специалисты Г. М. Андреева, А. И. Донцов, Л. А. Петровская уделили много внимания разработке теории «социальной перцепции», восприятия человека человеком.
Тогда же отечественные психологи и педагоги, занимающиеся вопросом педагогического общения стали непосредственно обращать внимание на особенности восприятия учениками педагогов, среди них можно отметить И. Ф. Гончарова, Ю. Синягина, А.А. Бодалева, Л. И. Маленкову [].
Таким образом, было выявлено противоречие между пониманием значимости особенностей восприятия детьми младшего школьного возраста личности учителя и недостаточной изученностью этого вопроса.
В этой связи была определена проблема исследования: каковы особенности восприятия личности учителя детьми младшего школьного возраста?
Цель исследования: определить особенности восприятия личности учителя детьми младшего школьного возраста.
Объект исследования: восприятие личности учителя детьми младшего школьного возраста.
Предмет: особенности восприятия личности учителя детьми младшего школьного возраста.
Гипотеза: восприятие личности учителя детьми младшего школьного восприятия, характеризующиеся следующими особенностями:
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Данные задачи решались с помощью следующих методов:
Исследование проводилось на базе МОУСОШ №6 села Дербетовки, Апанасенковского района, Ставропольского края.
ГЛАВА 1.
Теоретико-методические основы изучения особенностей восприятия личности учителя детьми младшего школьного возраста.
1.1. Психологическая характеристика межличностного восприятия.
Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, иногда не только смотрит и слушает, но и всматривается и вслушивается. Он активен при восприятии. Активность обеспечивает предельно адекватное восприятие предметов. Восприятие у человека протекает не обособленно от других психических функций, а в тесной связи с ними: с мышлением - осознаем и понимаем воздействующий предмет; с речью - называем его; с чувствами - как-то относимся к нему; с волей - организуем сам процесс восприятия вплоть до целенаправленного наблюдения.
Восприятие - это процесс психического отражения предметов и явлений в единстве их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.
Как и в случае с ощущениями, при восприятии мы имеем дело с процессом, и с его результатом в виде образа воспринимаемого предмета или явления. Эти образы называются перцептивными образами, перцептами (от латинского perceptio - восприятие) или образами восприятия. Вместе с сенсорными образами они составляют группу первичных образов. Этой группе противопоставляется группа вторичных образов, куда входят образы памяти и воображения, формируемые в результате переработки первичной информации, получаемой в ощущениях и восприятиях.
Наиболее важные особенности восприятия - предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.
Предметность, целостность и структурность восприятия
Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т. е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество; существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. И. М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенностью к объектам внешнего мира.
Б. Г. Ананьев (1907-1972) описал
случай расстройства предметного зрительного
восприятия у больного при сохранении
остаточных элементов чувствительности
зрительного анализатора и
Таким образом, зрительное ощущение само по себе не обеспечивает предметного отражения. Например, ряд авторов описывают сетчатку лягушки как "детектор насекомых". Этот "детектор" вызывает рефлекторные движения языка, когда на сетчатку попадает маленькая тень, отбрасываемая, например, мухой. Глаз лягушки сигнализирует лишь о нескольких признаках объекта, главным образом о его движении и наличии в нем углов, все остальное игнорируется и не передается в мозг. Формируется ли у лягушки при этом предметный зрительный образ? Очевидно, нет, так как лягушка может умереть голодной смертью, окруженная мертвыми мухами.
Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут "вести себя" самым различным образом. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия.
Предметность играет большую роль и в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т. е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражение.
Другая особенность восприятия - его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.
С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно, слушающий понимает музыкальную вещь, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что самая последняя из услышанных нот в отдельности не может быть основой для такого понимания: в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов.
Аналогичный процесс наблюдается при восприятии ритма. В каждый момент можно услышать всего один удар, однако ритм - это не одиночные удары, а продолжительное звучание всей системы ударов, причем удары находятся в определенной взаимосвязи между собой, и эта взаимосвязь определяет восприятие ритма.
Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека - с другой. И. М. Сеченов подчеркивал, что целостность и структурность восприятия - результат рефлекторной деятельности анализаторов.
Константность восприятия
Вследствие множества степеней свободы положения окружающих объектов по отношению к воспринимающему субъекту и бесконечного многообразия условий их появления эти объекты непрерывно изменяют свой облик, поворачиваются к воспринимающему человеку различными сторонами. При этом соответственно изменяются и перцептивные процессы. Однако благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (перцептивная система - совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. п.
Поясним это свойство восприятия на примере константности величины. Известно, что изображение предмета (в том числе и изображение его на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако, хотя при изменении дистанции наблюдения величина изображения объекта на сетчатке глаза изменяется, его воспринимаемая величина остается почти неизменной. Посмотрите на зрителей в театре: все лица кажутся нам почти одинаковыми по величине, несмотря на то, что изображения лиц, находящихся вдалеке, значительно меньше, чем расположенных близко от нас. Посмотрите на ваши пальцы: одни - на расстоянии вытянутой руки, другие - вдвое ближе; пальцы будут казаться точно одного размера, в то время как изображение пальцев дальней руки на сетчатке глаза будет составлять только половину величины изображения пальцев ближней руки.
Каков же источник происхождения константности восприятия? Может быть, этот механизм является врожденным? Для проверки было проведено исследование восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу. Восприятие этих людей представляет интерес, поскольку они не видели ранее предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения константности восприятия наблюдаются у жителей равнин, когда они смотрят вниз с высоты. Из окна верхнего этажа высотного дома объекты (люди, автомобили) также кажутся нам слишком маленькими. В то же время строители, работающие на лесах, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.
Наконец, еще один пример, свидетельствующий против тезиса о вражденности механизма константности восприятия, - наблюдения над ослепшим в детстве человеком, у которого зрение было восстановлено операционным путем в зрелые годы. Вскоре после операции больной думал, что может выпрыгнуть из окна больницы на землю, не причинив себе вреда, хотя окно находилось на высоте 10-12 метров от земли. Очевидно, объекты, находящиеся внизу, воспринимались им не как удаленные, а как маленькие, что и вызвало ошибку при оценке высоты.
Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает константность этого образа. При этом вариации, вызванные изменением условий восприятия и активными движениями органов чувств наблюдателя, сами по себе сколько-нибудь не ощущаются; воспринимается лишь нечто относительно инвариантное, например форма какого-либо предмета, его размеры и т. п.
Информация о работе Особенности восприятия личности учителя детьми младшего школьного возраста