Особенности восприятия личности учителя детьми младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:59, реферат

Краткое описание

Цель исследования: определить особенности восприятия личности учителя детьми младшего школьного возраста.
Объект исследования: восприятие личности учителя детьми младшего школьного возраста.
Предмет: особенности восприятия личности учителя детьми младшего школьного возраста.
Гипотеза: восприятие личности учителя детьми младшего школьного восприятия, характеризующиеся следующими особенностями:
на протяжении младшего школьного возраста восприятие детьми личности учителя изменяет свою направленность с поведенческих характеристик на качество личности.

Вложенные файлы: 1 файл

восприятие учителя.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

Выбор цвета  нередко отражает направленность испытуемого  на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Выделяют четыре основных цвета:

  • Синий - символизирует спокойствие, удовлетворенность;
  • Сине-зеленый - чувство уверенности, настойчивость, упрямство;
  • Оранджево-красный - символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;
  • Светло-желтый - активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

Выделяют также  дополнительные цвета: фиолетовый, коричневый, черный, белый (бесцветный), которые  символизируют тревожность, стресс, переживание страха, огорчение.

Отсутствие  в изображении человека таких  деталей, как рот или глаза, может указывать на определенные трудности в человеческом отношении или его отрицание.

Пропорции рисунка  иногда отражают психологическую значимость и ценность вещей, ситуаций или отношений. Очень маленький рисунок человека может отражать переживаемое субъектом чувства неадекватности в отношение его психологического окружения.

Перспектива показывает более сложные отношения человека к его психологическому окружению. При оценке обращается внимание на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху, снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движения нарисованного объекта. Человек, нарисованный в движении, чаще всего показывает активное, творческое отношение ребенка.

Ребенок более  детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру человека, к которому у него положительное отношение, нет конфликтов, и наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того человека. В аналогичных способах можно наблюдать также стирание и перерисовку.

Методика  беседы с ребенком по рисункам «Мой учитель» и 

«Что  мне больше всего нравиться в школе»

Цель: Уточнить характер отношения ребенка к учителю, выявить характеристики личности педагога, наиболее ценные для ребенка и осознаваемые им качества личности учителя.

Ход исследования:  Экспериментатор проводит беседу индивидуально после того, как ребенок закончил выполнять рисунок на тему: «Мой учитель». Беседа с ребенком проводиться по содержанию рисунка в непринужденной обстановке. В ходе беседы необходимо получить ответы ребенка на следующие вопросы:

  • Кто нарисован в твоем рисунке?
  • Какие уроки ведет этот учитель?
  • Тебе нравится этот учитель?
  • А что именно тебе в нем нравится? Почему?
  • А что тебе не нравится в этом учителе? Почему?
  • Хотел бы ты быть похожим на этого учителя? Почему?
  • Какие учителя тебе еще нравятся? Почему?

При наличии дополнительных элементов в рисунке уточняется причина их изображения.

Также проводиться  уточняющая беседа по рисунку на тему: «Что мне больше всего нравиться  в школе». В ходе беседы необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  • Кто (что) нарисован(о) в твоем рисунке?
  • Почему ты нарисовал(а) именно это?

Все ответы учащихся фиксируются, но так чтобы ребенок  об этом не догадался.

Обработка результатов: анализируя ответы учащегося, необходимо определить авторитетность данного учителя для ребенка, а также перечень выделяемых ребенком качеств личности педагога и характер их оценки ребенком, определяется наличие и сила стремления учащегося быть похожим на данного учителя, обладать такими же качествами.

Методика  «Личностные черты учителя»

Цель: выявить представления детей младшего школьного возраста о чертах личности учителя.

Оборудование: конверт, карточки с названиями черт и качеств личности (жизнерадостный, разговорчивый, ленивый, злой, медлительный, энергичный, бессовестный, лгун, справедливый, правдивый, молчаливый, общительный, требовательный, целеустремленный, отзывчивый, доброжелательный, инициативный, бессердечный, дисциплинированный, аккуратный, скромный, вежливый, чуткий, добрый)

Ход исследования: исследование проводиться индивидуально. Экспериментатор дает ребенку карточки с названиями черт и качеств личности и конверт. Вначале проводиться беседа с учащимся по содержанию карточек, выясняется все ли качества личности, написанные на карточках, понятны ребенку, может ли он объяснить их смысл. Если ребенок затрудняется ответить, экспериментатор разъясняет ему смысл качества личности. Он объясняет, что означает такое качество, как:

  • Инициативный - человек, который предлагает новое интересное дело;
  • Бессовестный - человек без совести, наглый человек,  который может совершить плохой поступок и не огорчается по этому поводу;
  • Справедливый - человек, поступающий правильно, честно;
  • Жизнерадостный - человек, радующийся жизни, неунывающий,  веселый;
  • Разговорчивый - человек, любящий поговорить;
  • Ленивый - человек, склонный к безделью, не желающий работать, трудиться или чем-либо заниматься;
  • Злой - человек, полный злобы, плохо относящийся к другим людям, природе,  не делающий добрых поступков;
  • Медлительный - человек, медленно действующий, медленно выполняющий какую-либо работу;
  • Энергичный - решительный, активный человек;
  • Лгун - человек, который часто говорит неправду;
  • Правдивый - человек, любящий говорить правду, стремящийся к правде;
  • Молчаливый - человек, не любящий много говорить;
  • Общительный - человек, легко входящий в общение с другими, не замкнутый;
  • Требовательный - строгий человек, требующий от других выполнения их обязанностей;
  • Целеустремленный - человек, имеющий определенную, ясную цель, стремящийся к ее достижению;
  • Отзывчивый - человек, легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь;
  • Доброжелательный - человек, желающий добра другому, выражающий участие, расположение;
  • Бессердечный - человек, которому чужда мягкость, сердечность в отношениях с другими людьми, жестокий;
  • Дисциплинированный - человек, соблюдающий порядок;
  • Скромный - человек, не выставляющий напоказ своих достоинств, заслуг, сдержанный в обращении, поведении;
  • Вежливый - человек, соблюдающий правила приличия, учтивый;
  • Чуткий - отзывчивый, сочувствующий человек;
  • Аккуратный - человек, соблюдающий порядок, точность;
  • Добрый - человек, делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества.

После беседы экспериментатор  просит ребенка вложить в конверт  карточки с указанием тех черт и качеств личности, которые, как  он думает:

присутствуют  у его учителя.

Обработка результатов: Подсчитывается частота, упомянутых детьми качеств личности учителя, составляется интервальная шкала.

 

 

 

 

 

2.2. Анализ динамики восприятия личности учителя детьми младшего школьного возраста

 

Отношение младшего школьника  к учителю - сложный, многоуровневый психологический феномен, в структуре которого выделяются оценочный и эмоциональный компоненты, каждый из которых характеризуется определенными показателями, претерпевающими на протяжении возраста выраженную динамику.

Оценочный аспект отношения к учителю отражает специфику видения детьми ролевой позиции учителя, особенности оценок его личностных и профессиональных качеств. Основой видения ролевой позиции учителя в младшем школьном возрасте является тандем следующих групп качеств: коммуникативных и профессиональных. Начиная с 8-9 лет, он дополняется группой качеств, характеризующих внешние данные учителя и качеств, отражающих особую заботу и внимание учителя об учащихся. Дети младшего школьного возраста склонны высоко ценить качество "доброта" и высоко оценивать это качество в личности своего учителя. На протяжении возраста оба показателя характеризуются выраженной положительной динамикой.

Это хорошо прослеживается в результатах методики «Мой учитель».

Что нравится в  учителе?

1 класс

2 класс

3 класс

Доброта

80%

60%

35%

Ум

8%

22%

35%

Характер

4%

13%

14%

Красота

8%

15%

16%


 

Детям младшего школьного  возраста импонирует, когда учитель  оказывает им поддержку в учебной  деятельности, ведет себя как хороший  товарищ. Вместе с тем особенно болезненно они воспринимают учителя тогда, когда он подавляет их стремление быть активными и свободными в деятельности и в общении, делит их на плохих и хороших учеников, непостоянен в проявлении хорошего отношения к ним, агрессивен, не обеспечивает им ощущения

Эмоциональный аспект отношения младшего школьника к учителю включает в себя степень значимости учителя.

Степень значимости учителя  личности учителя в младшем школьном возрасте характеризуется тенденцией к возрастанию. Показателем этого служит изображение фигуры учителя в двух рисунках методик «Что мне больше всего нравиться в школе» и «Мой учитель».

 

Кто (что) нарисован(о) в твоем рисунке?

1 класс

2 класс

3 класс

Друзья

76%

45%

48%

Школа

10%

10%

10%

Учитель

6%

15%

26%

Я сам (ученик)

8%

30%

-

Столовая

-

-

16%


 

Если в первом классе этот показатель составляет 6%, то в третьем возрастает до 26%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные  черты учителя

1 класс

2 класс

3 класс

«+»

«-»

«+»

«-»

«+»

«-»

жизнерадостный

10

1

14

0

14

0

разговорчивый

8

3

11

3

13

1

ленивый

0

11

0

14

0

14

злой

9

2

0

14

2

12

медлительный

3

8

5

9

0

14

энергичный

7

4

5

9

14

0

бессовестный

0

11

0

14

0

14

лгун

2

9

0

14

2

12

справедливый

8

3

13

1

14

0

правдивый

10

1

0

14

13

1

молчаливый

2

9

2

12

1

13

общительный

10

1

13

1

13

1

требовательный

8

3

10

4

5

8

целеустремленный

6

5

11

3

14

0

доброжелательный

11

0

14

0

13

1

отзывчивый

10

1

14

0

13

1

инициативный

8

3

8

6

11

3

бессердечный

7

4

1

13

2

12

дисциплинированный

11

0

14

0

14

0

аккуратный

11

0

14

0

12

2

скромный

10

1

12

2

12

2

вежливый

11

0

14

0

14

0

чуткий

9

2

14

0

12

2

добрый

11

0

14

0

14

0




Методика  «Личностные черты учителя»

Анализируя  данную методику, можно сделать вывод, что из личностных черт учителя дети из всех трех классов выбрали такие качества как:

  • дисциплинированность;
  • вежливость;
  • доброта.

Помимо этого  наибольшее количество ребят из первого класса ответили:

  • доброжелательность;
  • аккуратность.

Дети из второго  класса отметили такие качества:

  • жизнерадостность;
  • правдивость;
  • отзывчивость;
  • чуткость;
  • аккуратность.

И ученики третьего класса отметили:

  • жизнерадостность;
  • целеустремленность;
  • справедливость;
  • энергичность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации восприятия личности  учителя детьми младшего школьного возраста

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Когда мы говорим младший  школьник, то в это понятие включаем ребенка 6-10 лет. От 6 до 10 лет на протяжении того времени, которое занимает обучение в начальных классах, у ребенка складывается новая для него деятельность - учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на все его поведение. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Поведение приобретает черты произвольности, намеренности, осмысленности, способности следовать определенным правилам, нормам поведения. Новое для ребенка положение в обществе - положение человека, который занят общественно важной и оцениваемой обществом деятельностью, т.е. учением, - влечет за собой перемены в отношениях с другими детьми, со взрослыми, в том, как ребенок оценивает себя и других.

Формируется мировоззрение  ребенка, складывается круг моральных, идейных представлений и понятий. Обогащается мир его чувств, эстетических переживаний, шире становятся увлечения  трудовые, художественные, спортивные.

Развитие ребенка происходит постепенно в общении с окружающими  людьми и в процессе таких видов  деятельности как игра, учение, труд и общение. Расширение эмоционального опыта ребенка, его глубина и  многообразие в значительной степени  и определяют направленность развивающейся личности. Эмоциональная жизнь младшего школьника формируется во взаимоотношениях с родителями, учителем, а также в процессе учения и классе - отношения с одноклассниками и положением в коллективе. Младших школьников отличает весьма высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость, открытость и незащищенность.

Информация о работе Особенности восприятия личности учителя детьми младшего школьного возраста