Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:37, курсовая работа
Целью исследования является изучение представления об учителе у младших школьников с различным уровнем учебной мотивации.
Объектом исследования выступит образ учителя.
Предметом исследования является взаимосвязь уровня учебной мотивации и представления об учителе у детей младшего школьного возраста.
В качестве гипотезы выдвигается предположение о положительной зависимости уровня учебной мотивации и сформировавшемся представлении об учителе, т.е. чем лучше отношение к учителю, тем выше уровень учебной мотивации.
Введение…………………………………………………………………………………
1 Младший школьник как субъект учебной деятельности.............................................
1.1 Особенности младшего школьного возраста........................................................
1.2 Обенности учебной мотивации младшего школьника...........................................
1.3 Особенности восприятия учителя младшими школьниками. Роль учителя в жизни младшего школьника.......................................................................................................................
2 Исследование особенностей представления об учителе у младших школьников....
2.1 Методическая организация исследования…………………………
2.2 Результаты исследования и их интерпретация……………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников……………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Учреждение образования
«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
Психолого-педагогический факультет
Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УЧИТЕЛЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
Брест 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Младший
школьник как субъект учебной
деятельности..................
1.1 Особенности
младшего школьного возраста...
1.2 Обенности
учебной мотивации младшего школьника.....................
1.3 Особенности
восприятия учителя младшими школьниками.
Роль учителя в жизни младшего школьника.....................
2 Исследование особенностей представления об учителе у младших школьников....
2.1 Методическая
организация исследования………………
2.2 Результаты
исследования и их
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Проблема мотивации изучалась такими исследователями, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А. Маслоу, К. Роджерс и др.,
Огромное значение для формирования положительного отношения к учебной деятельности имеют отношения, которые складываются между учителем и учащимися. Отношения «учитель - ученик» достаточно серьезная педагогическая проблема. Учитель должен строить свои отношения с учениками так, чтобы они оказывались наиболее благоприятными для развития их личностных качеств. Чтобы воздействие педагога на ученика было эффективным, необходимо обеспечить не только прямую связь, но и обратную, восприятия воспитанника педагогом.
Проблема отношений является одной из наиболее глобальных проблем психологии, поскольку от того, в какую систему отношений с окружающим и окружающими включается личность, в значительной степени зависит процесс ее формирования (Л.С. Выготский, Б.Г.Ананьев, В.Н.Мясищев, А.Н.Леонтьев, Л.И. Божович, С.Л.Рубинштейн, А.В.Петровский, М.И. Лисина, А.Г. Асмолов и др.) Межличностные отношения являются частью субъективных отношений личности к окружающему. Мы разделяем точку зрения авторов, трактующих межличностное отношение как одну из сторон процесса социально-психологического взаимодействия субъекта с субъектом, а именно - как мотивационно-потребностную сторону этого взаимодействия (Я.Л. Коломиисквй и др.)
Таким образом, наше исследование направлено на раскрытие особенностей восприятия, понимания, оценки учителя учащимися и отношения к нему, определяющих их мироощущение, их эмоциональное самочувствие, что в конечном итоге, является залогом успешности их учебной деятельности. Именно с нацеленностью исследования на раскрытие внутреннего мира ребенка в его отношении к учителю мы и связываем актуальность нашей работы.
Целью исследования является изучение представления об учителе у младших школьников с различным уровнем учебной мотивации.
Объектом исследования выступит образ учителя.
Предметом исследования является взаимосвязь
уровня учебной мотивации и
В качестве гипотезы выдвигается предположение о положительной зависимости уровня учебной мотивации и сформировавшемся представлении об учителе, т.е. чем лучше отношение к учителю, тем выше уровень учебной мотивации.
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд практических задач:
1) На основании теоретического анализа литературы в области педагогической и возрастной психологии выделить и описать особенности мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
2) Исследовать уровень учебной мотивации младших школьников.
3) провести сравнительный анализ
взаимосвязи уровня учебной
Для решения данных задач в работе использовались следующие методы: анкета “Оценка уровня школьной мотивации”, разработанная Н.Г. Лускановой; метод математической статистики.
Новизна нашего исследования связана с раскрытием своеобразия структуры видения младшими школьниками ролевой позиции учителя, с определением детьми наиболее ценных для них личностных качеств учителя как факторов, обуславливающих динамику их отношения к учителю.
Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей и классных руководителей стремящихся повысить успеваемость школьников. Учет педагогами-практиками психологической специфики отношения младших школьников к учителю позволит повысить эффективность учебно-воспитательного процесса и формирование личности ребенка, а также осуществлять продуманное прогнозирование педагогических воздействий.
1 Младший школьник как субъект учебной деятельности
1.1 Особенности младшего
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.
Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.
Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.
Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение - труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.
На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.
Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.
Большое воспитательное воздействие учителя на младших школьников связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.
Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности.
Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления.
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности.
Для него характерны новые отношения
со взрослыми и сверстниками, включение
в целую систему коллективов,
включение в новый вид
1.2 Особенности учебной мотивации младших школьников
Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть его мотивацией. Эта закономерность отмечена ещё в теории интеллектуального порога Перкинса, который обнаружил, что для успешного овладения каждой деятельностью необходим определённый уровень интеллекта; дальнейший же успех обуславливается не интеллектом, а другими индивидуально-психологическими особенностями. Известна также масса случаев, когда дети, обладающие блестящими умственными способностями, имели слабую успеваемость и, наоборот, дети-«отличники» отличались вполне посредственными способностями.