Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 17:34, курсовая работа
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае — как совокупность мотивов, в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.
Особенно малоизученной оказалась структура профессионально-педагогической мотивации у студентов в процессе подготовки специалиста в вузе.
Несмотря на различие способов объяснения регуляции поведения в психологических концепциях, прослеживается их взаимодополняемость. Это позволяет обозначить глубину и неоднозначность мотивационной сферы личности, решать задачи определения исходных причин, условий и факторов, задающих траекторию поведения и деятельности человека. Для нашего исследования особое значение имеют отечественные мотивационные концепции, основным положением которых является выделение связи поведения человека с произвольной регуляцией, а значит и с мотивацией, в которой «ведущая роль принадлежит не физиологическим, а психологическим механизмам, так как сознательно осуществляются анализ ситуации, выбор цели и построение плана действия».
На основе анализа различных теорий мотивации Е.П. Ильин представляет феномен потребности личности как «отражение в сознании нужды (нужности, желательности чего-то в данный момент), часто переживаемое как внутреннее напряжение (потребностное состояние) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием». Понимание потребности личности в рамках деятельностного подхода определяет представленность потребности в сознании, самостоятельно не приводящую к немедленным действиям по устранению какого-либо негативного воздействия или получению дефицита. Потребность требует осознать возникающие ощущения организма, определить объект и способ, необходимые для достижения желаемого результата.
Понятие «мотив» - русифицированное французское слово «motif», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» - двигаю, не имея однозначного толкования в психологии. А.В. Петровский определяет мотивы как «связанные с удовлетворением потребностей побуждения к деятельности». Исходя из предложенной А.Н. Леонтьевым «формулы смысла», мотив может быть определен как произведение смысла и цели. В определении Л.И. Божович смысловое понимание мотива противопоставляется цели и означает «то, ради чего осуществляется деятельность в отличие от цели, на которую эта деятельность направлена». В качестве выражения отношения к объекту действия определяет мотив В.Н. Мясищев. По мнению Б.А. Сосновского, мотив - это «наличие отношения к деятельности, к миру вообще, стоящее у «истоков» всех переживаний и пристрастностей человека». В.И. Ковалев отмечает, что мотивы - осознанные, являющиеся свойством личности побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей. По мнению С.Б. Каверина, мотив - это образ успешно завершенного действия по реализации потребности; чувственно окрашенное, обязательно притягательное и приятное представление будущей процедуры достижения и обладания.
Вслед за различными авторами мы можем обозначить понятием «мотив» инстинктивные импульсы, потребности, биологические влечения, переживание эмоций, интересы, желания, жизненные цели и идеалы и т.п., получившие в литературе название мотивационных переменных или компонентов. Отечественная психология позволяет разделить в понимании понятия «потребность» («отражение в сознании человека состояния нужды» - Е.П. Ильин) и «мотив» («опредмеченная потребность» - А.Н. Леонтьев).
Опираясь на деятельностный подход, раскрываемый в работах К.А. Абульхановой, Л.И. Анцыферовой, А.Н. Леонтьева, СЛ. Рубинштейна и других исследователей, мы рассматриваем мотивы как «побудительные причины поведения и действий человека, возникающие под воздействием его потребностей и интересов, представляющие собой образ желаемого человеком блага, которое придет на смену потребностей при условии, если будут выполнены определенные действия». В этой связи возникает необходимость осмысления мотивационной сферы как целостного психологического образования во всей совокупности мотивов и субъективных форм их проявлений в деятельности - мотивационных переменных (компонентов).
В теории мотивационной регуляции В.Г. Асеева мотивация представлена как «родовое понятие всей совокупности психических образований и процессов, побуждающих и направляющих поведение на жизненно важные цели, определяющих пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности». При этом мотивация, представляющая собой «отражение в субъективной значимости и регулятивное осуществление объективно важных состояний действительности, включая самого человека», в качестве движущей силы поведения занимает основное место в структуре личности, пронизывая основные образования: направленность, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы. Мотивация представляется нам как целостное многокомпонентное, многоуровневое, иерархизированное динамическое системное образование в структуре человеческой психики, развивающееся и изменяющееся.
При рассмотрении специфики мотивации совместной деятельности важно отметить, что в условиях совместной деятельности меняется не только характер мотивации, меняется самый источник побуждений человека. Поведение человека, включенного в совместную деятельность, вне контекста совместной деятельности не может быть объяснено, потому что является частью совместной деятельности, соответствует ее целям, задачам и структурам.
Речь идет о специфической форме детерминации поведения личности, возникающей в условиях совместной деятельности - экзогенной потребности, В отличие от индивидуальной потребности (эндогенной), экзогенная потребность связана с жизнедеятельностью коллективного субъекта, выражая побуждение к выполнению определенных действий, обусловленных положением и ролью человека в структуре совместной деятельности.
Формирование экзогенной функциональной потребности представляется нам как результат устойчивого успешного проявления способностей личности в условиях совместной деятельности. Формирование мотивационной сферы отдельного человека в коллективном субъекте, происходит, кроме всего прочего, под влиянием структурных компонентов совместной деятельности. Такими элементами выступают элементы собственно деятельности (содержание и предмет деятельности, осуществляемые действия, операции, организация деятельности) и особенности межличностных отношений (складывающихся из индивидуальных особенностей участников, социально-психологических характеристик группы, разделения функций, ролей). Следовательно, совместная деятельность предполагает наличие мотивов участия в ней, возникающие на основе как эндогенных, так и экзогенных потребностей.
Опираясь на перечень условий формирования коллективного субъекта совместной деятельности, можно выделить более конкретизированные группы мотивов, имеющих место быть в совместной деятельности. Так, все мотивы участия личности в совместной деятельности можно разделить на следующие группы:
- мотивы, возникающие по отношению
к содержанию совместной
- мотивы, формирующиеся под
- мотивы, соответствующие
- мотивы, определяющиеся социально - психологическими характеристиками группы.
Следует отметить, что сами по себе мотивы достаточно разнообразны. Так, мотивами в области характеристики содержания и структуры деятельности могут выступать: познавательные мотивы, мотив непосредственного (процессуального) удовольствия от осуществления деятельности, мотив достижения результата. На основе анализа схемы мотивационной структуры деятельности, предложенной В. Хеннигом, здесь можно выделить мотивы удовольствия от самой деятельности, отношение к престижным стимулам деятельности (самоутверждение, честолюбие), прагматические мотивы (предполагаемое получение личной выгоды). В области межличностных отношений совместной деятельности могут формироваться такие мотивы как стремление к общению, мотивы социальной идентификации с группой, мотивы социальной ответственности, стремление к взаимопомощи, чувство личной ответственности за дело отдельных индивидов и группы в целом (Л.К. Золотых), значимость деятельности и её результатов для коллектива.
Выделив варианты мотивов участия личности в совместной деятельности, необходимо отметить, что индивидуальные мотивы под влиянием совместной деятельности претерпевают определённые изменения, проходят определённую динамику. Б.Ф. Ломов выделяет следующие эффекты преобразования мотивационной сферы личности: изменение индивидуальных мотивов, «обогащение» мотивационной сферы, распад совместной деятельности в результате столкновения мотивов.
Социально-психологический анализ феномена мотивации участия личности в совместной деятельности позволяет сделать ряд основных выводов. Исследование мотивации личностного участия в совместной деятельности предполагает рассмотрение понятие «коллективного субъекта». Это понятие характеризуется взаимосвязанностью и взаимозависимостью индивидов в группе, которые обусловливают способность группы проявлять различные формы совместной активности, совокупностью субъектных качеств, принадлежащих группе. Анализ феномена совместной деятельности позволил выделить четыре группы условий формирования коллективного субъекта: содержание совместной деятельности; организационно - структурные характеристики совместной деятельности; индивидуальные особенности участников; социально - психологические характеристики группы. На основе пересечения предметности и субъектности совместной деятельности возникают особые компоненты её регуляции: общая цель, общий мотив, совместные действия, общий результат и субъективное отношение к нему группы.
Определение мотивов участия личности в совместной деятельности возможно при рассмотрении эндогенных (индивидуальных) и экзогенных потребностей, связанных с жизнедеятельностью коллективного субъекта. Опираясь на перечень условий формирования коллективного субъекта, мы сформулировали четыре группы мотивов участия личности в совместной деятельности: мотивы, возникающие по отношению к содержанию совместной деятельности; мотивы, формирующиеся под воздействием организационно-структурных характеристик осуществляемой совместной деятельности; мотивы, соответствующие индивидуальным особенностям участников и мотивы, определяющиеся социально-психологическими характеристиками группы. Внутри этих групп выделяются частные мотивы. Характерно, что индивидуальные мотивы участия личности в совместной деятельности могут изменяться под влиянием структурных и содержательных особенностей совместной деятельности, под влиянием существующих в ней межличностных отношений.
2.2. Мотивация и эффективность деятельности
Как уже говорилось, одной из характеристик мотива является его сила. Она влияет не только на уровень активности человека, но и на успешность выявления этой активности, в частности — на эффективность деятельности. С силой мотива связана его устойчивость. Если она проявляется ситуативно, «здесь и сейчас», то говорят об упорстве, если устойчивость характеризует мотивационную установку, то говорят о настойчивости. X. Хекхаузен показал, что сильномотивированные и мотивированные на успех склонны планировать свое будущее на больше промежутки времени.
Исторически изучение этого вопроса началось в первой четверти XX века в связи с исследованием влияния различной по силе стимуляции на уровень активности. При этом под мотивацией понималось всякое стимулирующее воздействие на активность человека и животных, вплоть до введения фармакологических препаратов. Было выявлено по различению двух яркостей, что чрезмерная стимуляция приводит к замедлению скорости научения. В эксперименте давалась задача, предполагавшая три уровня различения: предусматривались и три уровня стимуляции (мотивации): сильный, средний и слабый удары электрическим током как наказание за ошибку.
Результаты эксперимента показывают, что в каждом случае веется оптимум силы тока (мотивации), при котором научение происходит быстрее всего. Важно также, что оптимум стимуляции зависит и от трудности задачи: чем она труднее, тем оптимум ближе к пороговой величине стимула. Следовательно, при сложной задаче нужна слабая мотивация, а при легкой — сильная.
Выявленные закономерности получили название закона Йеркса—Додсона, который приобрел широкую известность как за рубежом, так и среди отечественных психологов.
В справедливости этих рассуждений сомневаться не приходится, однако проблема состоит в том, что экспериментального подтверждения их очень мало. Все эксперименты сводятся к тому, чтобы создать условия, при которых человек захотел бы сделать нечто быстрее, лучше, но какова была у него при этом сила мотива (потребности, стремления, желания) сказать нельзя, так как она не измеряема напрямую, о ней можно судить только косвенно. Мы лишь предполагаем, что при усилении стимуляции (как правило, внешней, но лучше было бы — внутренней, исходящей от самого субъекта) увеличивается и сила мотива. В этом отношении и эксперименты Йеркса—Додсона не являются доказательством того, что речь в них идет о мотивах. Скорее всего, эффективность научения менялась в связи с различным уровнем тревоги, страха перед наказанием.
И все же прежде всего практика подтверждает, что оптимум мотивации и силы мотива существует. Вот примеры, подтверждающие это.
В одном из исследований (Е. П. Ильин, В. В. Скробин и М. И. Семенов, 1967) школьникам давалось задание делать постукивающие движения кистью руки (фиксировавшиеся на приборе), в одном случае — в быстром, но произвольном темпе, а в другом случае — как можно быстрее. Оказалось, что в значительном числе случаев, при попытке постукивать максимально часто, результаты оказывались хуже, чем при выполнении движений в свободном темпе. При этом, чем младше были школьники, тем чаще это наблюдалось: в 12-13-летнем возрасте ухудшение было у 50-70% учащихся, а в 17-летнем — только у 29% учащихся.