Особенности зрительного восприятия дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этой темы в том, что в настоящее время внимание многих психологов в мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного развития; когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Актуальность темы связана с недостаточной изученностью, а так же с возможностью эффективной коррекции в раннем возрасте. . Зрительное восприятие как раньше, так и в современном мире вызывает огромный интерес. Если сопоставить количество исследований, а значит и число усилий, сделанных в отношении осязательного восприятия, и число исследований зрительного восприятия, то последнее гораздо существеннее, нежели первое. Следовательно, данная тема является актуальной.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1.Зрительное восприятие……………………………………………………………….6
2. Зрительное восприятие у детей дошкольного возраста …………………………16
3. Инструментально-психологическое исследование зрительного восприятия детей дошкольного возраста…………………………………………………………………24
Заключение ………………………………………………………………………….....26
Список использованных источников …………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности зрительного восприятия дошкольников - курсовая.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

Бинокулярное зрение - способность  к восприятию пространственных взаимоотношений. Это особая наиболее важная комплексная функция зрительного анализатора, лежащая в основе совершенного приспособления  организма к условиям внешней среды. Обеспечивается бинокулярное зрение за счет слияния зрительной информации от обоих глаз в единый образ в клетках коры головного мозга, которые связаны со зрительными путями, идущими от каждого глаза. В основе  механизма бинокулярного зрения лежат аккомодация и конвергенция.

Аккомодация - это изменение преломляющей силы хрусталика глаза,  приспосабливающее  глаза  к четкому видению различно удаленных объектов. Конвергенция – это сведение зрительных осей при переходе фиксации с дальнего объекта на ближний. Они действуют согласованно: изменение аккомодации приводит к изменению конвергенции и наоборот. Так обеспечивается бинокулярная фиксация предметов, находящихся на близких расстояниях от глаз. Противоположна конвергенции дивергенция, которая состоит в том, что происходит разведение зрительных осей при переходе фиксации взора с ближних объектов на дальние. Конвергентные движения обнаруживаются в возрасте 2-х месяцев, а устойчивая конвергентная функция  формируется к 6-ти месяцам. [9]

Развитие и совершенствование  бинокулярного зрения  происходит в результате накопления условно-рефлекторных связей на основе интегрированной деятельности осязательно-двигательного и чисто зрительного аппарата. У новорожденного сформирована нейрофизиологическая база для бинокулярного зрения.

Вспомогательный аппарат органа зрения представлен шестью глазодвигательными мышцами, которые обеспечивают хорошую подвижность глаза в различных направлениях. Управление движением глаз у новорожденного еще несовершенно. Однако рефлекс фиксации, составляющий  основу развития зрения, отмечается при рождении. Этот рефлекс есть даже у недоношенных детей, рожденных после 33 недель беременности. Новорожденный обычно фиксирует объект (т.е. смотрит на него) и пытается проследить его движение глазами, когда объект медленно перемещается в горизонтальной плоскости. Прослеживание движений объекта по вертикали иногда обычно появляется в возрасте от четырех до восьми недель. В первые недели движения глаз некоординированные и прерывистые. Поэтому изображение объекта как бы «прыгает» из стороны в сторону через границы центральной части сетчатки младенца. Но движения глаз становятся плавными в течение второго месяца жизни ребенка. Корректирующие движения, необходимые для поддержания фиксации взгляда на объекте, у младенца совершаются медленнее, чем у взрослого. Саккадические движения глаз новорожденного, т.е. скачки глаз для перевода взгляда на объект, появляющийся на периферии поля зрения, тоже очень медленные. Взрослый перемещает глаза на периферический объект  одним движением, а младенец совершает несколько движений меньшей амплитуды.  Но уже у шестимесячного малыша сформированы саккадические движения глаз быстрые и точные. Они комбинируются с одновременным поворотом головы и попыткой дотянуться до объекта рукой.[9]

Итак, орган зрения ребенка начинает функционировать с момента рождения, он по-разному реагирует на  зрительные раздражители, которые ему приятны и неприятны. Затем в процесс зрения включаются умственные процессы, а так же переживание, любознательность, жажда деятельности.

В раннем возрасте зрительное восприятие еще очень несовершенно. Ребенок не может последовательно  осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он «выхватывает»  при восприятии какой-то наиболее яркий  признак и, реагируя на него, узнает предмет. Ответ на вопрос, какой признак в первую очередь выделяет в предмете ребенок, неоднозначен. Предпочтения малыша зависят от его подготовленности к различению признаков. На первых парах ребенок не владеет способами зрительного соотнесения предметов и выполняет соотносящие  действия на основе внешних ориентировочных действий, т.е. примеривания, которым ребенок овладевает постепенно. Он по очереди пытается поместить вкладыши в отверстия, пока не найдет деталь нужной формы, или при собирании пирамидки примеривает друг к другу  все кольца в поисках самого большого, и так до тех пор, пока не останется ни одного кольца. [10]

Постепенно сопоставление свойств  предметов  начинает протекать на основе зрения без практических действий. На 3-м году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов, например, треугольные объекты с –крышей дома, красные – с помидором. Освоение новых ориентировочных действий позволяет ребенку выполнять задания по образцу, который выступает при этом меркой. Такое задание является более сложным для ребенка, чем простое узнавание, потому что он уже понимает, что существуют предметы, имеющие одинаковые свойства. Выбор по образцу затрудняется, если предложить малышу много разнородных и разнообразно раскрашенных предметов или имеющих сложную форму, много частей. Сначала дети учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету. Освоение новых более сложных ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребенком с точки зрения разных присущих ему свойств. [10]

Слова, обозначающие признаки предметов, дети раннего возраста усваивают  с трудом и почти не пользуются ими в самостоятельной деятельности. очень важно, как установили Л.А.Венгер, Э.И.Пилюгина, чтобы ребенок умел подбирать предметы по слову взрослого, фиксирующего определенный признак, и мог учитывать их свойства в практической деятельности. Выполнение подобных заданий говорит о том, что у ребенка  сформировались некоторые представления о свойствах предметов.[11]                        

Выделяют три функции зрительного  восприятия:

1) стимульно-различительная

2) аналитико-синтетическая

3) коммуникативно-воспитывающая (Грегори Р.Л., Рожкова Г.И., Токарева В.С.,          Рок И.,) [10]                        

Стимульно-различительная функция зрительного восприятия проявляется как побуждение, активизация всех психофизиологических механизмов и вступление в контакт с окружающим миром. В результате перцептивных действий выделяются качественные характеристики в предмете, и затем перцептивная информация поступает в зрительные центры, стимулируя мозг к аналитико-синтетической деятельности [11]

Аналитико-синтетическая сторона  зрительного восприятия, когда осуществляется анализ на основе сенсорных эталонов, узнавание предметов и явлений окружающей среды. Процесс анализа и синтеза, воспринимаемых признаков и свойств окружающей действительности является одной из ведущих и основных функций зрения. При отсутствии возможности анализировать с помощью зрения, появляется тенденция к обеднению чувственного опыта. Информационно-познавательное значение зрения и зрительного восприятия, проявляющееся в систематизации, упорядочении анализируемой информации сообразно имеющимся образам мышления и зрительной памяти . [12]

Информационно-познавательный процесс зрительного восприятия можно определить как процесс соотнесения предъявленного объекта с зафиксированным в памяти образом, эталоном этого объекта или предмета. Информационно-познавательная роль зрения проявляется как средство для формирования знаний, навыков и умений пользоваться зрительной информацией при практической ориентации в окружающем мире и осуществлении различных видов деятельности. При недостаточности способов анализа и образов мышления и зрительной памяти обнаруживаются разрывы между чувственным опытом и образным мышлением, при нарушении зрения наблюдается вербализм мышления.[13]

Организационно-регулирующая роль зрения определяется как умение целенаправленно, осознанно, избирательно пользоваться зрительной информацией и проявляющейся в целесообразной мотивационно-потребностной и социально-значимой ориентацией, общением в окружающей действительности.

Коммуникативно-воспитывающая функция, определяющая формирование эмоционально-поведенческого и социального проявления младшего школьника имеет коммуникативно-воспитывающее значение зрения и проявляется в формировании у младшего школьника определенной системы знаний, позволяющих ему мотивационно обосновывать свои поступки и адекватно действовать. [13]  

Изучив литературу по изучению зрительного восприятия мы пришли к выводу, что восприятие  –  процесс  активный.  Направляясь   первоначально   только внешними   воздействиями,   деятельность   человека   постепенно    начинает регулироваться образами. Зрительное восприятие  развивается  в  оптимальных  условиях: когда взаимодействие со  средой  качественно разнообразно  и количественно достаточно,  тогда  организуются  полноценные  способы анализа объекта   и синтезируются системы признаков для построения  адекватных  образов  внешней среды. Недостаточность в раздражителях и тем более  информативный  голод  не позволяют восприятию выполнять свои  функции и обеспечивать  правильную  и надежную для нас ориентировку во внешней среде. Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру  данного  человека, поскольку избирательность восприятия, при формировании  конкретного  образа, направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и  установками, это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа.  Формирующиеся в  процессе зрительного восприятия  образы  обладают  качествами,   которые   позволяют регулировать целесообразное поведение. Важно то, что мы можем полагаться на  сформированные у нас навыки  и способы зрительног восприятия  исключительно  в  рамках тех условий,  в которых они вырабатывались, то есть допустимо рассчитывать на адекватность,  точность  и надежность нашего восприятия, только находясь в привычной среде обитания. За ее пределами  будут  возникать  закономерные  ошибки  восприятия  и  даже иллюзии, и неадекватность будет сохраняться до тех пор, пока зрительное восприятие  не подстроится к новым условиям с помощью обратной связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Зрительное восприятие у детей дошкольного возраста.

Зрительное восприятие – это  формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. В современной науке не отождествляют понятия «восприятие» и «сенсорные процессы», которые не являются изначально восприятием, а становятся им (Б.Г. Ананьев, Дж. Гибсон и др.) [13]

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания детей занимала одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Несомненно, ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Тогда на помощь приходит сенсорное воспитание. Особенно важно целенаправленное формирование сенсорной сферы у детей с теми или иными особенностями развития - нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. [14]

Выдающие зарубежные учёные в области  дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные  представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.  Исследованиям развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста  посвятили свои работы Л.В. Фомичева, А.М. Витковская, Л.И. Плаксина, Л.А. Дружинина, А.П. Григорьева и др. [12]

Готовность ребенка  к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные отечественными психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой. [14]

Но дело не только в  том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.[14]

Первые семь лет жизни  ребенка характеризуются интенсивным  развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Особенно благоприятным для зрительного восприятия является младший дошкольный возраст [15]. 

У дошкольника меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметами дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт разнообразных ориентировочных действий, зрительное восприятие становится ведущим. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания,  в то время как дети раннего возраста очень редко рассматривают предметы, не действуя с ними. Но младший дошкольник еще не может управлять своим взором. Его взгляд беспорядочно перемещается по предмету. Восприятием детей 3-4 лет управляет и руководит взрослый в ходе выполнения разных видов деятельности. Основной метод обследования предметов определяет последовательность перцептивных действий

Информация о работе Особенности зрительного восприятия дошкольников