Особенности и условия развития творческого воображения у детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Одной из актуальных задач дошкольного образования на современном этапе является развитие творческого потенциала подрастающего поколения. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательная деятельность в дошкольных образовательных организациях должна проходить в формах, специфических для детей дошкольного возраста, в том числе в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 87.36 Кб (Скачать файл)

 

 
ВВЕДЕНИЕ

Одной из актуальных задач дошкольного образования на современном этапе является развитие творческого потенциала подрастающего поколения. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования, образовательная деятельность в дошкольных образовательных организациях должна проходить в формах, специфических для детей дошкольного возраста, в том числе в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие.

В основе всех видов и форм творческой активности человека лежит творческое воображение. В последние годы, все чаще рассматривается вопрос о том, какую роль играет воображение в умственном развитии ребенка, а так же об определении сущности механизмов воображения. Исследования разных ученых, таких как: Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, О. М. Дьяченко и других, показали, что воображение является предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний и важным условием творческого преобразования, имеющихся знаний. Воображение также способствует саморазвитию личности - является определяющим фактором в эффективности учебно-воспитательной деятельности в ДОУ. Следовательно, можно говорить о том, что творческая деятельность имеет большие возможности для развития творческого воображения детей, например через восприятие музыки.

Музыка — вид искусства, который воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую жизнь. Следовательно, музыка основана на творческом воображении.

В 5-6 лет ребёнок переходит от воссоздающего воображения к творческому, как раз в это время следует начать заниматься развитием его творчества. Именно в этот период оно открыто для нового опыта, для новых образов. Поэтому, стоит разнообразить его опыт новыми чувствами и эмоциями.

Восприятие музыки является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. При восприятии музыки у человека возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активна деятельность творческого воображения. Творчество ребенка понимается как создание значимого для себя собственного нового продукта – сюжетной игры, пляски-импровизации, мелодии песни, создание новых ситуаций и самих музыкальных образов. При этом особенно значимо положительное отношение педагога к детской творческой инициативе.               Н.А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, дети приобретают необходимые знания, умения, навыки, для того, чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Объект исследования: особенности и условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста при восприятии музыки.

Предмет: особенности и условия творческого воображения детей 5-6 лет при восприятии музыки.

Цель работы: изучение особенностей  и условий развития творческого воображения детей 5-6 лет при восприятии музыки.

Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

1) изучить проблему развития творческого воображения у детей дошкольного возраста при восприятии музыки в психолого-педагогических исследованиях

2) изучить  специфику восприятия музыки  детьми 5-6 лет;

3) определить  условия развития творческого  воображения при восприятии музыки  детьми 5-6 лет;

4) подобрать и апробировать методику на выявление уровня развития творческого воображения при восприятии музыки у детей 5-6 лет;

5) выявить особенности творческого воображения детей 5-6 лет при восприятии музыки;

6) изучить состояние работы ДОУ по развитию творческого воображения у детей 5-6 лет при восприятии музыки;

7) разработать  рекомендации воспитателям по развитию творческого воображения при восприятии музыки у детей 5-6 лет.

Данная курсовая работа состоит из двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ И УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРИ ВОСПРИЯТИИ МУЗЫКИ

1.1 Проблема развития творческого воображения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях

 

Проблемой развития творческого воображения занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи. Одним из самых известных отечественных исследователей является Л.С Выготский, который создал труд  по данной теме. В нем он говорит о том, что всякая деятельность человека делится на репродуктивную (воспроизводящую) и творческую. Репродуктивная деятельность связана с таким психическим процессом как память, органической основой такой деятельности является пластичность нервного вещества. Пластичностью он называет свойство какого-нибудь вещества, заключающееся в способности его изменяться и сохранять следы этого изменения. Сущность этой деятельности заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних представлений. Творческая же деятельность – деятельность человека, которая создает что-то новое и основана на комбинирующей способности мозга, т.е. на воображении, фантазии.

Теплов Б.М. говорил о том, что творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты [4: 54]. В процессе любого вида творчества люди, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в обобщенных образах действительности. Вместе с тем в этих образах отражается и личность человека, создавшего эти образы, понимание им окружающей жизни, особенности присущего ему стиля. Можно сделать вывод, что почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей.

Теперь следует рассмотреть сам механизм творческого воображения.      Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал для постройки новых образов. Затем идет процесс переработки этого материала - его комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого. Но полный круг механизма будет завершен тогда, когда воображение воплотится во внешних образах, начнет реально существовать в мире. Такое воображение становится действительностью. Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в процессе мышления, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения. Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения. Нам следует раскрыть механизмы переработки представлений в воображаемые образы и как это происходит. Создание образов воображения проходит два основных этапа: на первом этапе происходит анализ впечатлений, имеющихся представлений на составные части. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта. С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. В первом случае эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи, во втором - этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез.

В зависимости от возраста воображение работает и развивается по-разному. Творческое воображение дошкольников существенно отличается от воображения взрослого человека, в связи с тем, что интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого. Воображение у ребенка беднее, но в то же самое время, существует мнение, что у ребенка воображение гораздо богаче. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее и отношения его со средой также не имеют той сложности, которая отмечается у взрослого. В процессе развития ребенка развивается и воображение [1: 290-292].

Исследовать воображение ребенка можно по нескольким показателям, которые выделил Дж. Гилфорд:

1) Беглость (легкость, продуктивность) — показатель, который характеризует беглость  творческого мышления и определяется  общим числом ответов.

2) Гибкость  — показатель, который характеризует  гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению  и определяется числом классов (групп) данных ответов.

3) Оригинальность  — показатель, который характеризует  оригинальность, своеобразие творческого  мышления, необычность подхода к  проблеме и определяется числом  редко приводимых ответов, необычным  употреблением элементов, оригинальностью  структуры ответа.

4) Точность  — показатель, который характеризует  стройность, логичность творческого  мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной  цели.

Возникновение и развитие воображения – социально обусловленный процесс и начинает развиваться у ребенка довольно рано. Оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни и проходит ряд этапов, которые детально раскрыты в работах О.М. Дьяченко:

1) До 3-х лет  у детей воображение существует  внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В 3 года воображение становится  самостоятельным процессом.

2) В 4-5 лет  ребенок начинает планировать - составлять  в уме план предстоящих действий.

3) В 6-7 лет  воображение носит активный характер, воссоздаваемые образы выступают  в различных ситуациях, характеризуясь  содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества (5, С.146-148).

В старшем дошкольном возрасте ребёнок переходит от воссоздающего воображения к творческому, возрастает произвольность воображения, которая проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. В возрасте 5 лет у детей появляются мечты о будущем, но они еще ситуативны,  неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Постепенно воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов. Также интенсивно осваиваются средства и приемы создания новых образов, но дети не создают совершенно новые образы, а только преобразуют известные. Благодаря расширению опыта, развитию восприятия и памяти, образы воссоздающего воображения становятся полнее и точнее.

 

1.2 Специфика восприятия музыки детьми 5-6 лет

Восприятие или слушание музыки является ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном возрасте. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонаций, настроений. При восприятии музыки у человека возникают различные представления, активизируется деятельность творческого воображения.

Восприятие — это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств [7: 181]. Восприятие основывается на ощущениях – чувственном отображении объективной реальности, ощущения отражают лишь отдельные свойства предмета. Но восприятие вместе с тем и не сводится к простой сумме ощущений. Оно всегда является более или менее сложным целым, качественно отличным от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав. В каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, также его чувства и эмоции. Отражая объективную действительность, восприятие делает это не пассивно, потому что в нем одновременно преломляется вся психическая жизнь конкретной личности воспринимающего [21: 239]. Музыкальное восприятие - восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражений действительности, как эстетический художественный феномен – так его определяет Назайкинский. Он говорит о том, что следует различать понятия музыкального восприятия и восприятия музыки т.к. восприятие музыки это просто восприятие звуковых сигналов, а музыкальное восприятие это состоявшееся восприятие, которое было прочувствовано и осмыслено [9: 66]. Восприятие музыки у ребенка и взрослого неодинаково в силу разности опыта. Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызывать более богатые жизненные ассоциации и чувства, а также возможностью на ином уровне осмыслить услышанное. Качество восприятия зависит от вкусов и интересов человека. Таким образом, музыкальное восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека.

Музыкальное восприятие дошкольника имеет ряд особенностей:

1) Высокая  эмоциональность восприятия музыкальных  произведений – у дошкольника при восприятии музыки преобладают эмоции, которые выражаются ярче, чем у взрослого, это связано с их внутренними переживаниями. К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания детей углубляются, усложняются и обогащаются – на этой основе появляются первые суждения о музыкальном произведении, ребенок совершает попытки определить автора произведения, проявляется интерес к повторному прослушиванию музыки, стремиться узнать что-то новое о композиторах, музыкальных жанрах и средствах выразительности.

2) Творческий характер восприятия музыкальных произведений – дети всегда стремятся к творчеству, пользуясь всеми доступными им средствами.

3) Особый  характер слушательских реакций на музыкальное произведение – ребенку, чтобы понять заложенный в произведении смысл, нужно встать на позицию героя произведения [11: 108-110].

Информация о работе Особенности и условия развития творческого воображения у детей 5-6 лет