Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 20:19, курсовая работа
Одной из актуальных задач дошкольного образования на современном этапе является развитие творческого потенциала подрастающего поколения. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательная деятельность в дошкольных образовательных организациях должна проходить в формах, специфических для детей дошкольного возраста, в том числе в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие.
Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнить их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д. Однако, эмоциональный отклик детей этого возраста имеет свои особенности: реагируя на музыку непосредственно и активно, дети не осознают эмоциональные состояния, которые ею вызываются. Поэтому они никогда не говорят, например, о своих собственных переживаниях, а оценивают общий характер музыки («музыка была печальная»). Дети могут определять выразительные акценты, характер мелодии, сопровождения. Имеют представление, что характер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, в среднем или верхнем регистре, негромко, плавно; радостный, веселый характер музыки часто создается яркой звучностью, быстрым темпом, поpывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкого, сумрачного регистра, отрывистого звучания. Дети воплощают в движении не только настроение музыки, но и особенности мелодии, ритма, тембра, процесс развития музыкального образа. Также преобладает сенсомоторный характер музыкального восприятия. Заметное преимущество дошкольники отдают музыке веселой, оживленной, моторной. На втором месте маршевая музыка, на третьем - медленная, напевная. Дети особенно реагируют на массивность и динамику звучания, на темп и регистр, тембровую палитру музыки, общий тонус звучания, повествовательный вопросительный характер музыкального высказывания, нежность и резкость, мягкость и жестокость, летучесть и звонкость, лирическую наполненность или металлическую сухость звучания т.п. Исходя из этих особенностей, они представляют содержание музыки. Считается, что специфическая музыкальная выразительность - мелодия, ее ритмическая организация, интонационный развитие - сначала не выделяется большинством детей как важнейший компонент музыкального звучания [1: 177].
Дети 5-6 лет должны не только внимательно слушать музыку, но и различать марш, пляску, колыбельную, узнавать произведения по вступлению, сопоставлять характер разных построений, различать яркие средства музыкальной выразительности. [13: 67]. Дети данного возраста имеют достаточно развитое произвольное внимание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более детально. Их музыкальная любознательность, интерес осознанны и проявляются в потребности многократного контакта с любимыми произведениями. Отмечается также известная наблюдательность. Ребята способны почувствовать общее настроение музыки и проследить за развитием художественного образа. Они отмечают отдельные наиболее выразительные музыкальные средства и находят своеобразные, самостоятельные определения: «Какая музыка медленная, тяжелая» (о пьесе В. Ребикова «Медведь»). Дети в состоянии сопоставить отдельные явления действительности с впечатлениями от восприятия музыки. Например, прослушав «Кавалерийскую» Д. Кабалевского, мальчик заметил: «Я видел кавалеристов, они быстро едут, такие смелые, храбрые. Музыка правильно о них рассказывает. Я тоже буду смелым» [13: 41-42].
1.3 Условия развития творческого воображения детей 5-6 лет средствами музыки
Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. Учитывая особенности творческого воображения и особенности восприятия музыки детьми 5-6 лет, мы выделили следующие условия развития творческого воображения.
Слушание музыки как вид деятельности – главное условие развития творческого воображения. Важно, чтобы у ребенка был очень разнообразный опыт восприятия музыки в семье и детском саду, т.к. при восприятии музыки у детей возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активна деятельность воображения. Развитие творческого воображения позволяет в свою очередь детям адекватно и творчески воспринимать музыкальные образы, т.е. можно говорить о том, что существует взаимосвязь. Слушание музыки в семье и детском саду имеет большие возможности для развития творческого воображения, главное использовать правильные методы и формы организации детей. Наглядно-слуховой метод при слушании музыки является ведущим, т.к. основным содержанием данного метода является исполнение произведений педагогом и использование ТСО. Музыкальные произведения, избранные педагогом, должны вызвать у детей интерес и эмоциональное переживание музыки. Поэтому еще одним условием развития творческого воображения будет являться грамотный отбор репертуара для слушания детьми. Репертуар должен отбираться в соответствии с основными принципами: многомерности, художественности, доступности, принципом учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры; принципом учета деятельностной природы ребенка, принципом учета эмоционального опыта ребенка, учета индивидуальных особенностей восприятия музыки ребенком, принципом разнообразия задач, решаемых в процессе восприятия музыки.
Процесс слушания музыки несет огромный положительный эмоциональный заряд, в связи с чем музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки [25].
Наглядно-зрительный метод имеет лишь вспомогательное значение и может быть отнесен скорее к приемам, которые привлекаются лишь тогда, когда надо что-то разъяснить или проиллюстрировать. Использование зрительной наглядности оправданно только после нескольких прослушиваний произведения, когда у детей сложилось представление о музыкальном образе. Также словесный метод является незаменимым т.к. с его помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать более образным. Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение – разновидности метода, которые используются при слушании музыки. При этом педагог должен обладать речевой культурой, владеть грамотной выразительной речью. Яркая живая речь педагога и детей на музыкальных занятиях имеет разновидности: поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью. Беседа может включать в себя сведения о музыке как виде искусства, о композиторе, о жанровой принадлежности исполняемого произведения. В беседе с детьми о музыке педагогу важно определить ее характер, настроения, переданные в ней, объяснить, с помощью каких средств музыкальной выразительности создан образ. Пояснения музыки являются важнейшими для понимания детьми сущности ее содержания. Одно из направлений беседы – характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Эти характеристики слова качества, прилагательные, которые употребляются в переносном значении. Очень важно формировать у детей «словарь эмоций», с помощью которого ребенок сможет дополнить свое высказывание новыми оттенками эмоций и чувств, как следствие - речь ребенка обогатится, восприятие музыки станет глубже. В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы: «Какие чувства передает музыка?» (первый квартал), «О чем рассказывает музыка?» (второй квартал) и «Как рассказывает музыка?» (третий квартал) [27].
Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему выразить во внешних проявлениях свои переживания. Б. М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т. д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук, танцевальных и образных движений. Для осознания плавности мелодии, ее спокойного, напевного характера или, наоборот, задорного и отрывистого эффективно использовать подпевание.
Отсюда вытекает следующее условие: грамотное руководство педагога. Педагог должен широко использовать в своей работе игровые и проблемные ситуации, проводить различные тематические концерты (например, можно сравнить музыку разных исторических эпох или жанров), беседы-концерты на сравнение различных произведений одного жанра, например свадебный марш Мендельсона, марши Штрауса, марши Чайковского из балета «Щелкунчик»; беседа-концерт также может быть посвящена творчеству какого-либо композитора. Методы, которые использует в своей работе воспитатель, должны сочетаться и дополнять друг друга. Выбор методов и приемов должен учитывать возраст: в работе с детьми старшего дошкольного возраста все группы методов используются с большой долей проблемности, которая будет стимулировать проявление самостоятельности и творчества в деятельности. Избранные формы работы с детьми также должны быть разнообразны: самостоятельная деятельность детей не должна уступать организованной педагогом. В самостоятельной деятельности дети должны иметь доступ к музыкальным инструментам и возможность попросить воспитателя поставить музыку, которая им нравится. Музыка может звучать фоном для другой деятельности, но педагогу следует обращать внимание детей на смену настроения, характера музыки, при этом педагог должен учитывать интересы детей, их склонности и предпочтения.
Также педагогу следует обратить внимание на возможности игровых методов и приемов в развитии творческого воображения (дидактические, творческие, развивающие игры), игровые приемы (внезапное появление объектов и игрушек, создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и др.). Ценность данных методов в том, что игра — ведущая деятельность дошкольников, главное содержание детской жизни. Игровые методы и приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения [26: 31-34].
Следующее условие это предметно-материальная среда, окружающая ребенка. Среда должна включать различные детские музыкальные инструменты, технические средства для воспроизведения музыки и видео, книги о музыке и композиторах, разнообразные наглядные пособия, а также неспецифические предметы, которые ребенок может использовать как предметы-заместители.
Таким образом, в ДОУ должны быть созданы следующие условия для развития творческого воображения средствами музыки: ребенок должен иметь достаточный опыт музыкального восприятия и находиться в насыщенной предметно-материальной среде, при накоплении данного опыта важно, чтобы педагог грамотно руководил и создавал условия для развития творческого воображения, избирал разнообразные методы и формы работы, а также тщательно отбирал репертуар.
Выводы по первой главе:
Таким образом, нами были рассмотрены теоретические основы проблемы изучения особенностей и условий развития творческого воображения у детей 5-6 лет при восприятии музыки. Нами была изучена проблема развития творческого воображения у детей дошкольного возраста при восприятии музыки в психолого-педагогических исследованиях: мы рассмотрели основных исследователей, занимавшихся изучением данной проблемы, определили основные понятия, рассмотрели показатели, по которым оценивается творческое воображение, определили этапы его развития и описали особенности воображения детей дошкольного возраста.
Также нами была описана специфика восприятия музыки детьми 5-6 лет. Были рассмотрены основные понятия, выделены особенности восприятия музыки дошкольниками (высокая эмоциональность, творческий характер восприятия и особый характер слушательских реакций). Также, нами было отмечены особенности восприятия музыки детьми 5-6 лет: дети данного возраста умеют не только внимательно слушать музыку, но и различать марш, пляску, колыбельную, узнавать произведения по вступлению, сопоставлять характер разных построений, различать яркие средства музыкальной выразительности.
Также мы выделили следующие условия развития творческого воображения у детей 5-6 лет при восприятии музыки: достаточный опыт музыкального восприятия, насыщенная предметно-материальной среда, грамотное руководство педагога, отбор разнообразные методов и форм работы, а также тщательный отбор репертуара.
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ И УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРИ ВОСПРИЯТИИ МУЗЫКИ
2.1 Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
Целью нашего эксперимента было изучение особенностей творческого воображения детей 5-6 лет при восприятии музыки, которая решалась через следующие задачи:
1) Подобрать и апробировать диагностическую методику на выявление уровня развития творческого воображения при восприятии музыки у детей 5-6 лет;
2) Описать уровни и особенности развития творческого воображения при восприятии музыки у детей 5-6 лет, полученные в ходе проведения констатирующего эксперимента;
3) Изучить состояние работы ДОУ по развитию творческого воображения при восприятии музыки у детей 5-6 лет;
4) Разработать рекомендации для педагогов.
Для исследования творческого воображения детей дошкольного возраста мы использовали методику Деркунской В.А. и Гогоберидзе А.Г. [27: 326-328].
Исследование проводилось на базе МАДОУ ЦРР «Детский сад № 34 «Золотой ключик». В эксперименте участвовало 15 детей 5–6 лет.
В процессе диагностики дети слушали музыкальные произведения, затем рисовали то, что вообразили и дополняли свои рисунки рассказами. Детям предлагалась следующая инструкция: «Прослушайте интересную историю, которую вам расскажет музыка и нарисуйте ее. Но учтите: музыка очень загадочная, она рассказывает каждому свою историю и никому не рассказывает одинаковых». После этого дети слушали музыкальное произведение Э. Грига «Утро». Название произведения детям не давалось. Во время слушания дети рисовали то, о чем им «рассказала» музыка. В процессе рисования музыка звучала 3 раза для стимулирования фантазии детей. По окончании рисования дети рассказывали о своих рисунках.
Обработка результатов и определение уровней развития творческого воображения при восприятии музыки производилось путем анализа всех рисунков и рассказов испытуемых. Оценка происходила по трем критериям:
1. Красочность, яркость рисунка:
5 баллов – яркий, красочный рисунок (использование в нем 6-7 и более цветов).
3 балла – обычный красочный рисунок, используется 3-5 цветов.
1 балл – тусклый, неяркий рисунок, используется 1- 2 цвета.
2. Сюжет (по рисунку и рассказу):
5 баллов – оригинальный, необычный сюжет.
3 балла – необычный, но встречающийся у данных детей сюжет.
1 балл – типичный, часто встречающийся сюжет у детей дошкольного возраста.
3. Соответствие рисунков и рассказов детей характеру музыки:
3 балла – ребенок передает в рисунке и рассказе характер музыки с помощью различных средств выразительности (цвета, сюжета, композиции рисунка).
Информация о работе Особенности и условия развития творческого воображения у детей 5-6 лет