Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 13:06, курсовая работа
Цель данного исследования – изучить особенности проявления коммуникативной функции общения в студенческом коллективе.
Задачи исследования:
1. Анализ проблемы общения в трудах отечественной и зарубежных психологов.
2. Изучение особенностей коммуникативной стороны общения.
3. Рассмотрение специфики общения в студенческой среде.
4. Изучить уровень коммуникативного контроля и уровень общительности в студенческом коллективе.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ И ЕГО СПЕЦИФИКИ В ПСИХОЛОГИИ 8
1.1 Анализ проблемы общения в трудах отечественных и зарубежных психологов. 8
1.2 Коммуникативная сторона общения: особенности, характеристика, функции 13
1.3 Специфика общения в студенческой среде 19
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ 27
2.1 Этапы и методы исследования 27
2.2 Анализ и интерпретация результатов 29
Выводы по второй главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А 42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 43
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ И ЕГО СПЕЦИФИКИ В ПСИХОЛОГИИ 8
1.1 Анализ проблемы общения в трудах отечественных и зарубежных психологов. 8
1.2 Коммуникативная сторона общения: особенности, характеристика, функции 13
1.3 Специфика
общения в студенческой среде 1
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ 27
2.1 Этапы и методы исследования 27
2.2 Анализ и интерпретация результатов 29
Выводы по второй главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А 42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 43
Взаимодействие человека
с окружающим миром осуществляется
в системе объективных
Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимодействия внутри группы – это углубленное изучение различных социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними взаимопонимание.
Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Общение – это процесс
установления и развития контактов
между людьми, порождаемый потребностями
совместной деятельности и включающий
в себя обмен информацией, взаимодействие,
восприятие и понимание других людей.
Эмоции же в современной психологии
трактуются как психическое отражение
в форме непосредственного
Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации по содержанию, цели, средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида.
Среди многообразия проблем современной психологии, общение является одной наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.
В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения – формирования личности в нем.
Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения
В современной психологии
нет единой точки зрения на содержание
и структуру категории общения.
В частности, понимание общения
в качестве определенной деятельности
или как одного из ее элементов (А.Н.
Леонтьев), выделение общения в
самостоятельный вид
Степень научной разработанности.
Проблема межличностного взаимодействия
рассматривается в трудах отечественных
психологов (Агеев В.С., Ананьев Б.Г.,
Андреева Г.М., Бодалев А.А. Круглова
Н.Г., Ломов Б.Ф., и др.). В работах
данных авторов межличностное
Таким образом, цель данного исследования – изучить особенности проявления коммуникативной функции общения в студенческом коллективе.
Объект исследования – общение как фактор познания людьми друг друга.
Предмет исследования –
коммуникативная функция
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: в студенческом возрасте от 1 курса к 3 возрастает потребность в общении и уровень коммуникативного контроля личности.
Методы исследования:
- теоретический анализ
литературных источников по
- метод теста: Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер), Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховского);
- методы статистической обработки данных: t-критерий Стьюдента.
База исследования: УО "Лунинецкий
профессионально-технический
В исследовании приняли участие студенты 1-го и 3-го курса (40 человек, средний возраст16- 18 лет), среди которых 20 юношей и 20 девушек.
Выступая одной из сторон бытия, общение является важнейшим понятием современной психологии. Вне общения невозможно само существование человеческой психики. Б.Ф. Ломов утверждает, что особую роль общение играет в организации совместной деятельности, взаимопонимании людей, развитии межличностных отношений.
Рассматривая общение как основной фактор познания людьми друг друга регулирующий поведение человека по отношению к другим через психическое отражение объекта восприятия. А.Л. Бодалев отмечает, что общение - эго не только речь, но и отражение людьми друг друга во время взаимодействия и одновременно это отношение их друг к другу[4, с.89]. Ранее В.Н. Мясищев отмечал, что общение начинается с взаимопонимания, затем оно проявляется во взаимоотношении и затем разворачивается во взаимообращении людей[21, с.19]. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект–субъект (Ы.)».
А.Н. Леонтьев считает, что общение – определенная сторона деятельности, так как оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента[27, с.16]. В.М. Соковкин анализирует человеческое общение, как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и как взаимовлияние. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения, как деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Он пишет: «Поведение человека выступает не только как сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью которых опредмечивается окружающая его природа, но и как общение, практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах»[3, с.93].
В.Н. Мясищев также внес весомый вклад в разработку комплекса вопросов, относящихся к психологии общения. По мнению В.Н. Мясищева, связь отражения людьми друг друга в общении с их взаимоотношениями очевидна. В общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительным или отрицательным характером. Способом или формой общения и отношения является обращение человека с человеком[12, с.129].
Причины, определяющие наличие или отсутствие соответствия между отношением и обращением у участников общения, В.Н. Мясищев видел не только в личностных свойствах каждого из общающихся в отдельности, но и в обстоятельствах общения и, в частности, в характере малой группы, которую и образуют общающиеся люди. Он считал, что взаимоотношение играет существенную роль в характере процесса взаимодействия, и в свою очередь, представляет результат взаимодействия. Те переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, укрепляют, разрушают или реорганизуют отношения.
Л.П. Буева предполагает, что «общение есть непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность, и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личностная форма. Общественные отношения при этом составляют содержание процесса (действия объективных общественных законов и отношений), а общение – его индивидуализированные формы»[6, с.104].
Подход к общению как к стороне совместной деятельности осуществлен в исследованиях Г.М. Андреевой. Автором сделана попытка синтезировать различные трактования проблемы общения. Г.М. Андреева предлагает более широко понимать связь деятельности и общения, где бы общение рассматривалось и как сторона «совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дереват»[3, с.205].
Что же касается зарубежных
исследователей, их подходы к определению
термина общения несколько
Иной точки зрения придерживаются К. Лоренц, Э. Уилсон, А. Эспинас, и др. Эти ученые, в свою очередь, стремятся доказать, что общение не является специфически человеческим социальным феноменом, а берет свое начало в биологических корнях человеческих потребностей и способностей, и присущее также миру животных. В биологизаторской концепции четко просматривается, на наш взгляд, подмена понятия «общение» понятием «взаимодействие», в котором действительно, можно допустить некоторый инстинктивный, бессознательный аспект.
Дж. Мид, оставаясь в рамках понимания общения как субъектно-объектных отношений, придерживается несколько иного мнения о характере воздействия субъекта на объект. С его точки зрения, «должны быть другие «Я», если мы хотим, чтобы было наше собственное» «Другие Я», «значимые другие», с точки зрения ученого, это «социальные объекты»[19, с.103].
Сходная мысль положена в основу толкования данной проблемы психологом Т. Шибутани, который характеризует общение, как приспособление конкретного «Я», его уступки по отношению к другим, зависимость от другого, иными словами, отношение человека к другому не как к субъекту, а как к жизненно значимому объекту[30, с.154].
На наш взгляд, данный
научный подход в вопросе о
структуре процесса общения склонен
обосабливать, а в некоторых случаях
и противопоставлять человека обществу,
что исключает возможность
Теория общения Зигмунда
Фрейда, основанная на убеждении, что
в процессе взаимодействия людей
воспроизводится их детский опыт.
Согласно Фрейду, в различных жизненных
ситуациях мы применяем понятия,
усвоенные в раннем детстве. Мы склонны,
с уважением относится к
Информация о работе Особенности коммуникативной стороны общения в студенческом коллективе