Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 13:06, курсовая работа
Цель данного исследования – изучить особенности проявления коммуникативной функции общения в студенческом коллективе.
Задачи исследования:
1. Анализ проблемы общения в трудах отечественной и зарубежных психологов.
2. Изучение особенностей коммуникативной стороны общения.
3. Рассмотрение специфики общения в студенческой среде.
4. Изучить уровень коммуникативного контроля и уровень общительности в студенческом коллективе.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ И ЕГО СПЕЦИФИКИ В ПСИХОЛОГИИ 8
1.1 Анализ проблемы общения в трудах отечественных и зарубежных психологов. 8
1.2 Коммуникативная сторона общения: особенности, характеристика, функции 13
1.3 Специфика общения в студенческой среде 19
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ 27
2.1 Этапы и методы исследования 27
2.2 Анализ и интерпретация результатов 29
Выводы по второй главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А 42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 43
Таким образом, сущность общения состоит в стремлении человека, с одной стороны, к самопознанию и самооценке с помощью познания другого человека и через его посредство. А с другой стороны, общение есть деятельность, которая «устремлена к другому, как к активному, сознательному и самосознательному, свободно целеполагающему и свободно избирающему способы своих действий уникальному существу».
Сам термин «общение» не
имеет точного аналога в
Учитывая сложность общения,
необходимо каким-то образом обозначить
его структуру, чтобы затем возможен
был анализ каждого элемента. К
структуре общения можно
Рисунок 1.1- Структура общения
Коммуникативная сторона
общения, или коммуникация в узком
смысле слова, состоит в обмене информацией
между общающимися индивидами. Интерактивная
сторона заключается в
Не исключая возможности применения некоторых положений теории информации при описании коммуникативной стороны общения, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику даже в самом процессе обмена информацией, который, действительно, имеет место и в случае коммуникации между двумя людьми.
Во-первых, общение нельзя рассматривать как отправление информации какой- то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности[9, с.111]. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации. Эту значимость информация приобретает потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально в единстве деятельность, общение и познание[2, с.78].
Во- вторых, характер обмена информацией между людьми, а не между, предположим, кибернетическими устройствами определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга [13, с.110]. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает (в определенном смысле) изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.
В- третьих, коммуникативное
влияние как результат обмена
информацией возможно лишь тогда, когда
человек, направляющий информацию (коммуникатор),
и человек принимающий ее (реципиент),
обладают единой или сходной системой
кодификации и декодификации[
Еще Л.С. Выготский отмечал, что «мысль никогда не равна прямому значению слов». Поэтому у общающихся должны быть идентичны- в случае звуковой речи- не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения[8, с.101]. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.
В- четвертых в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Эти барьеры не связаны с уязвимыми местами в каком- либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования. Они носят социальный или психологический характер[24, с.115]. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров, даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.
С другой стороны, барьеры
при коммуникации могут носить и
более «чисто» выраженный психологический
характер: они могут возникнуть или
вследствие индивидуальных психологических
особенностей общающихся (например, чрезмерная
застенчивость одного из них, скрытность
другого, присутствие у кого- то черты,
получившей название «некоммуникабельность»),
или в силу сложившихся между
общающимися особого рода психологических
отношений: неприязни по отношению
друг к другу, недоверия и т.п.
В этом случае особенно четко выступает
та связь, которая существует между
общением и отношением, отсутствующая,
естественно, в кибернетических
системах. Сама по себе информация, исходящая
от коммуникатора, может быть двух типов:
побудительная и
Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах, она не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя в конечном счете и в этом случае общее правило человеческой коммуникации действует. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьироваться от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в сам текст сообщения явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, то есть тем лицом, от которого исходит информация.
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Существуют несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов.
Вербальная коммуникация,
как уже было сказано, использует
в качестве знаковой системы человеческую
речь, естественный звуковой язык, то есть
систему фонетических знаков, включающую
два принципа: лексический и синтаксический[
При помощи речи осуществляется
кодирование и декодирование
информации: коммуникатор в процессе
говорения кодирует, а реципиент
в процессе слушания декодирует эту
информацию. Для коммуникатора смысл
информации предшествует процессу кодирования
(высказыванию), так как он сначала
имеет определенный замысел, а затем
воплощает его в систему
Таким образом, под коммуникативной стороной общения в узком смысле слова понимается процесс обмена информацией между людьми. Однако следует понимать, что, в отличие от простого «движения информации», между двумя устройствами мы имеем дело с отношением двоих индивидов, говорящих «на одном языке», являющихся активными субъектами и влияющими друг на друга в процессе общения.
Студенческая пора в жизни каждого человека во многих случаях совпадает с юношеским периодом жизни. Юношество молодость - это самый активный период в жизни человека: учеба, работа, создание семьи требует от молодых людей концентрации его всех умственных, физических и психологических возможностей. В этот период происходит полное формирование характера личности.
Для формирования личности не малую роль играет взаимодействие людей с окружающими.
Взаимодействие - это процесс
непосредственного или
Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе - это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.
Под взаимодействием в
отечественной социальной психологии,
кроме того, обычно понимается не только
влияние людей друг на друга, но и
непосредственная организация их совместных
действий, позволяющая группе реализовать
общую для ее членов деятельность.
Само же взаимодействие в этом случае
выступает как систематическое,
постоянное осуществление действий,
имеющих целью вызвать
Решающим условием осуществления
всякой совместной деятельности и ее
главной отличительной чертой является
своего рода слияние индивидуальных
деятельностей в общественную, т.
е. кооперация. Процессы кооперации - основание
всех других процессов развития деятельности,
ведущий механизм ее воспроизводства.
Будучи механизмом воспроизводства
совместной деятельности, кооперация
выступает тем самым и как
центральный фактор производства и
воспроизводства самой группы как
ее совокупного субъекта. «Путь к
пониманию системы
Межличностное взаимодействие
есть реально функционирующая связь,
взаимное взаимодействие между субъектами
личностями. В его структуре чаще
всего выделяют три составляющих
и взаимосвязанных компонента: практический,
поведенческий, аффективный, гностический
(А.А. Бодалев); поведенческий аффективный,
когнитивный (Я.Л. Коломинский) и регулятивный,
аффективный, информационный (Б.Ф. Ломов).
Каждый из этих компонентов имеет
богатое психологическое
Межличностное взаимодействие становится общением только тогда, когда происходит взаимный обмен мыслями и чувствами с образованием общего фонда этих мыслей и чувств, знаний, умений, интересов, ценностных ориентаций.
Межличностное взаимодействие описывается с помощью таких феноменов, как взаимопонимание, взаимовлияние, взаимные действия, взаимоотношения, общение [18, c. 217].
Различия между индивидами являются одним из основных условий дальнейшего взаимодействия (других его форм - общения, взаимоотношений, взаимопонимания), а также их самих как личностей.
Любой контакт обычно начинается
с конкретно-чувственного восприятия
внешнего облика, особенностей деятельности
и поведения других людей. В этот
момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие
реакции индивидов друг на друга.
Отношения приятия - неприятия проявляются
в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации,
стремлении закончить или продолжить
общение. Они свидетельствуют о
том, нравятся ли люди друг другу. Если
нет, то следуют обоюдные или односторонние
реакции отвержения или прекращения
установившегося контакта. И наоборот,
люди обращаются к тем, кто улыбается,
смотрит прямо и открыто, разворачивается
в анфас, отвечает бодрой и веселой
интонацией, к тем, кто заслуживают
доверия и с кем можно
Студенческий период характеризуется особенной коммуникабельностью, креативностью, развитию умственных способностей, расширению кругозора, психологической устойчивостью к внешним и внутренним факторам. В этот период студенты часто общаются со своими сокурсниками, со студентами старших и младших курсов.
Взаимодействие студентов со своими сокурсниками происходит очень тесно: сидят в одной аудитории на лекциях, некоторые живут в одном здании (общежитии), участвуют в общественных мероприятиях.
Информация о работе Особенности коммуникативной стороны общения в студенческом коллективе