Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Подростковый возраст-это возраст серьезного кризиса и множества противоречий, затрагивающий физическое и психическое здоровье ребенка. Кризис напрямую связан с половым созреванием. В этот период происходит перестройка всех устоявшихся психологических структур и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Показательными для этого сложного этапа являются негативные проявления ребенка, протестующий характер, сложное восприятие взрослых и их советов и наставлений, агрессивность, тревожность, истеричность, а иногда даже жестокость

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 53.72 Кб (Скачать файл)

                                             Введение

Актуальность исследования. Одной из самых актуальных проблем современного общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде. За последнее время резко возросла молодежная преступность. Наряду с этим не менее важен анализ этой проблемы.

  Подростковый возраст-это возраст серьезного кризиса и множества противоречий, затрагивающий физическое и психическое здоровье ребенка. Кризис напрямую связан с половым созреванием.  В этот период происходит перестройка всех устоявшихся психологических структур и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Показательными для этого сложного этапа являются негативные проявления ребенка, протестующий характер, сложное восприятие взрослых и их советов и наставлений, агрессивность, тревожность, истеричность, а иногда даже жестокость. Исходя из всего этого, в подростковом возрасте в силу противоречивости и сложности могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный рост личностного становления, создавая при этом предпосылки для возникновения агрессивности и конфликтности.

Взрослые все чаще оказываются в тупике из-за агрессивного поведения детей, а точнее из-за того, что они не в силах это прекратить. В наше время родители и учителя нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть готовыми ко всем проявления особенностей подросткового периода. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает подросток , а так же его родители и учителя, необходимо заранее знать какими могут быть проявления асоциальности в этом возрасте. Анализ причин отклонений в поведении подростка позволяет наметить конкретные приемы воспитательной деятельности.

                                                       

Методологическая основа. Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Так, "отцом подросткового возраста" принято называть С. Холла, поскольку именно он впервые в 1904 г. предложил концепцию данного возраста и очертил круг связанных с ним проблем.

 С. Холл  считал, что подростковая стадия  в развитии личности соответствует  эпохе романтизма в истории  человечества. Это промежуточная  стадия между детством — эпохой  охоты и собирательства, и взрослым  состоянием — эпохой развитой  цивилизации. Она воспроизводит  эпоху хаоса, когда животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Его представление о "бунтующем" отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло не только в психологию, но и в культуру [4, 56].

Цель работы: изучение особенностей конфликтного поведения в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
  2. Изучить особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте.
  3. Сформулировать рекомендации по воспитательной работе с конфликтными подростками.

Гипотеза исследования: в подростковом возрасте наблюдается повышенная конфликтность.                                                                  

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ литературных источников
  2. Тестирование:
    1. Опросник Э. Берна (Поведенческие позиции)
    1. Опросник К. Томаса (Типы поведения в конфликте)

Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие учащиеся 10 класса ГБОУ СОШ № 744 им. П.Н. Еремеева  г. Москва в количестве 15 человек.

Практическая значимость. Проведенное исследование может быть использовано педагогами и воспитателями школ с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

 

Глава 1. Психологические  особенности  личности    подросткового     возраста

    1. Понятие  конфликтов  и  конфликтного  поведения

Одним из возможных вариантов определения конфликта основан на его философском понимании, описывается как «предельный случай обострения противоречия» [1, 55].

  Социальный конфликт  может быть определен как « предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей – классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития» [2, 80]. А.Г. Здравомыслов, автор наиболее фундаментальной отечественной монографии по проблемам социологии конфликта, пишет, что «конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» [6, 23] .

«Психологический словарь» определяет конфликт как «трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями» [3,161].

Б.И. Хасан, один из известных отечественных исследователей конфликта, предлагает следующее понимание конфликта: «Конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации»[12, 123]. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т.е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении.

Ситуация может быть рассмотрена как сложная субъективно-объективная реальность, где объективные составляющие представлены в виде субъективного восприятия и личностной значимости для участников ситуации.

  Трудная  ситуация – это взаимодействие личности со сложной обстановкой в процессе деятельности. Трудная ситуация характеризуется наличием сложной обстановки, активностью мотивов личности, нарушением соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможностями человека.

Общие признаки трудной ситуации:

- наличие  трудности, осознание личностью  угрозы, препятствия на пути реализации  каких-либо целей, мотивов;

- состояние  психической напряженности как  реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта;

- заметное  изменение привычных параметров  деятельности, поведения, общения, выход  за рамки «обыкновенности».

Основными видами трудных ситуаций являются трудные ситуации деятельности, бытийные, социального взаимодействия и внутриличностного плана.

Одним из основных признаков трудной ситуации служат препятствия, которые рассматриваются как угроза реализации мотивов, поставленных целей.В зависимости от того, как воспринимается угроза, трудные ситуации могут иметь три уровня:

1) трудность  как потенциальная угроза (проблемные  ситуации деятельности, бытийные  ситуации неизвестности, проблемные  ситуации социального взаимодействия, внутриличностные затруднения);

2) трудность  как непосредственная, уже готовая  реализоваться угроза (критические, аварийные ситуации деятельности, бытийные ситуации опасности, предконфликтные ситуации взаимодействия и внутриличностные конфликты); потерь [11, 55].

В трудной ситуации социального взаимодействия другой человек (его присутствие, действия или бездействие) рассматривается как препятствие для реализации моего «Я» (желаний, стремлений, интересов, ценностей, целей). Это вызывает психическую напряженность.

Рассмотрим основные трудные ситуации социального взаимодействия. Проблемная ситуация характеризуется наличием противоречия и положительным или нейтральным отношением субъектов взаимодействия друг к другу. Межличностная напряженность невелика. Рациональная составляющая является основой поведения и общения. Угроза со стороны другого оценивается как потенциальная. [5, 90].

Предконфликтная ситуация отличается от проблемной более высокой степенью психической напряженности. Сторонами или одной из сторон допущены действия, которые рассматриваются оппонентом как нанесение морального или физического ущерба. Характеризуется началом формирования негативного отношения к другому, готовностью противодействовать. Высока вероятность перерастания в конфликт.

Для конфликтной ситуации свойственны противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу (негативные эмоции и формирование «образа врага»). Преобладает мотивация «на себя». Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы мобилизуются для достижения победы над оппонентом. [6, 35].

Основные виды классификации конфликтов

Один из существенных признаков конфликта – характер и особенности участвующих в нем сторон. От того, кем представлены конфликтующие стороны, решающим образом зависят характеристики конфликта.

Важнейшей особенностью конфликта является характер потребности человека, за удовлетворение которой он борется. Согласно теории А. Маслоу, потребности можно сгруппировать, выделив в них пять иерархически связанных уровней. К ним относятся потребности: физиологические; в безопасности и защищенности; социальные; потребности в уважении; потребности самовыражения. В случае неудовлетворения любой из этих потребностей человек может идти на конфликт.

В зависимости от сфер жизнедеятельности человека, в которой происходят конфликты, их делят на семейные, бытовые, производственные, трудовые, политические и др.

  Существенной количественной характеристикой конфликтов, часто приводящей к качественным различиям, выступает их длительность. В общественном транспорте конфликт может длиться десятки секунд.

Каждый конфликт имеет конструктивные и деструктивные функции. В зависимости от соотношения позитивных и негативных элементов в конфликтах их делят на конструктивные, имеющие позитивные и негативные последствия одновременно, и деструктивные [7, 56].

Причины возникновения конфликтов

В повседневной жизни конфликты чаще всего вызывают слова, которые мы слышим. Мы более чувствительны именно к словам, которые слышим, чем к словам, которые говорим сами. Причем причиной конфликта может быть не только сказанное непосредственно в наш адрес, но и сказанное в нашем присутствии другому человеку или группе людей, а также слова, направленные как бы в окружающее пространство, а не кому-то конкретно. При этом мы можем ощутить, как в нас поднимается волна раздражения, которое, если не выплеснуть наружу, утопит в пучине ярости. Первая реакция – сказать что-то обидное в ответ, более сильное, чем услышанное слово. Если это сделать, начинается словесная перепалка. Когда человек не находит максимально сильного слова для ответа противнику, агрессия опускается со словесного уровня на физический. Человек рефлекторно может разрыдаться, заорать, бросить в противника что под руку попадется, ударить, толкнуть [12, 49].

Структура конфликта

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

Кроме понятия «конфликт» часто используется и «конфликтная ситуация» - частное понятие по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный «фотографический снимок» конфликта на определенный момент времени. Поэтому структура конфликта  может  рассматриваться и как структура конфликтной ситуации [11, 36].

Предмет конфликта.

Ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьба может затухать и обостряться. В такой же мере затухает и обостряется противоречие [7, 57].

В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна, не лежит на поверхности. Участники конфликта оперируют таким понятием, как предмет конфликта. В нем отражается обыденное восприятие основного противоречия конфликта.

Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство. [6, 23].

Объект конфликта.

Еще одним непременным атрибутом конфликта является его объект. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента [5, 34].

 Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересечении личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним. Поэтому некоторые авторы считают, что объект конфликта должен быть неделим. Однако объект конфликта может быть как неделимым, так и делимым. Условием для конфликта является притязание хотя бы одной из сторон на неделимость объекта, желание считать его неделимым, полностью владеть им. Такое понимание открывает более широкий спектр вариантов разрешения конфликта, т.е. для конструктивного разрешения конфликта необходимо изменять не только его объективные составляющие, но и субъективные.

Обязательно ли наличие объекта в конфликте? Существует мнение, что конфликт может и не иметь объекта. Наряду с «объектными» выделяют «безобъектные» конфликты, которые не базируются на взаимных стремлениях к контролю над чем-то.

Информация о работе Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте