Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Подростковый возраст-это возраст серьезного кризиса и множества противоречий, затрагивающий физическое и психическое здоровье ребенка. Кризис напрямую связан с половым созреванием. В этот период происходит перестройка всех устоявшихся психологических структур и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Показательными для этого сложного этапа являются негативные проявления ребенка, протестующий характер, сложное восприятие взрослых и их советов и наставлений, агрессивность, тревожность, истеричность, а иногда даже жестокость

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 53.72 Кб (Скачать файл)

Важно уметь выделить объект конфликта, чтобы конструктивно его разрешить. Потеря объекта конфликта,  ошибочное  выделение ложного объекта существенно затрудняют процесс решения проблемы [ 11, 78].

Конфликтное поведение

 Состоит  из противоположно направленных  действий участников конфликта. Этими  действиями   реализуются   скрытые  от внешнего восприятия  процессы в мыслительной, эмоциональной  и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных  на реализацию интересов каждой  стороны и ограничение интересов  оппонента, составляет видимую социальную  реальность конфликта. Поскольку  действия оппонентов  в   большой  степени влияют друг на друга, вытекают из предыдущих действий другого, то в любом конфликте они приобретают характер взаимодействия [ 6, 89].

  Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегии (способы) и тактики (приемы). Среди основных принципов конфликтного противоборства выделают: концентрацию сил; координацию сил; нанесение удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника; экономию сил и времени и др.

Достичь своих целей в конфликте человек может с помощью: противоборства («борьба»), отстаивания своей позиции на основе норм и правил («право»), манипуляции другим («хитрость») и открытого разговора («диалог»).

Нормативная стратегия представляет  собой  линию поведения, в основе которой лежит опора на нормативность позиции в сочетании с уважением к личности оппонента. Конфронтационная (или агрессивная) стратегия рассматривается как конфликтный тип поведения. Она предполагает активное использование угроз, психологического давления, оскорблений, блокирующих действий, физического и морального насилия [ 5, 67].

Манипулятивная стратегия предусматривает достижение поставленных целей путем косвенного психологического воздействия на оппонента, в результате которого он вынужден уступить или действовать в нужном для манипулятора направлении.

  Переговорная стратегия предполагает реализацию стремления личности обсуждать проблему, вести активный диалог по поиску компромисса, двигаться к разрешению противоречия путем уступок (односторонних или обоюдных), а также находить такое решение, которое устраивает обе стороны [ 7, 55].

 

 

    1. Психологические  особенности  подросткового  возраста

  Подростковый  возраст — стадия онтогенетического  развития между детством и  взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая  характеризуется качественными  изменениями, связанными с половым  созреванием и вхождением во  взрослую жизнь. В этот период  индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок [ 9, 19].

Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический. Это словно второе рождение, писал В.А. Сухомлинский: «И глаза не те, и голос уже не тот, и это самое главное - восприятие окружающего мира иное, отношение к людям, требования, запросы, интересы всё качественно иное».

Отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими, противоречивость в действиях и поступках, которые воспринимаются взрослыми как аномалия, отклонение от общественных правил.

В.А. Сухомлинский, выделяя такие противоречия в духовном развитии подростка, считал их естественными, соответствующими этому периоду возрастного развития ребенка. Это непримиримость к злу, неправде, готовность бороться с несправедливостью и неумение разобраться в сложных явлениях жизни. Это желание быть хорошим, стремление к идеалу и нетерпимость к поучениям, прямому воспитательному воздействию взрослых. Это желание самоутвердиться и неумение цивилизованно это сделать. Это потребность в совете, помощи и нежелание с этим обратится к взрослым. Это богатство желаний, разнообразие потребностей и ограниченность сил, опыта в их достижении. Это презрение к индивидуализму, эгоизму и чувствительное самолюбие. Это романтическая восторженность и грубые выходки. Это удивление перед неисчерпаемостью научных достижений и легкомысленное отношение к учебе [ 10, 20].

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Вообще в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму « гормональную бурю». Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. В первую очередь увеличивается длина рук, затем ног. Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания. У мальчиков меняется голос [ 10, 30].

  Все эти процессы перестройки организма длительные и нелегкие, но совершено необходимые для превращения ребенка во взрослого человека, во взрослую личность, становятся причиной и основой подросткового кризиса.

Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба-всё расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже к неврозу [ 8, 34].

Тяжёлые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание, и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.

  Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себе как взрослому. Это субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием подросткового возраста. Чувство взрослости – это особая форма самосознания. Оно проявляется в желании, чтобы все относились к нему как взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою позицию.

  Подросток, стремясь подражать взрослым, пытается расширить свои права и возможности, пересмотреть свои отношения к требованиям, которые предъявляют родители, учителя. Но малый жизненный опыт, неоднозначное

восприятие социальной ситуации приводят к разногласиям с взрослыми, порождают конфликты между ними. Однако конфликтных ситуаций можно избежать, если при их возникновении учитывать особенности психического развития ребенка.

Наряду с чувством взрослости Д.Б.Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости – стремление быть, казаться и считаться взрослым. Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердится подросток, какой характер приобретает его самостоятельность. Важно и то, удовлетворяет его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости, или нужна самостоятельность реальная, отвечающая глубокому чувству. Существенно влияет на этот процесс система отношений, в которую включен ребенок, - признание или непризнание его взрослости родителями, учителями и сверстниками. Чувство взрослости становится центральным новообразованием подросткового возраста. После поисков себя, личностной нестабильности у ребенка формируется «Я - концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Образы «Я», которые подросток создает в своем сознании, разнообразны – они отражают все богатство его жизни.

Физическое «Я» т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях, о силе характера, общительности, доброте, соединяясь, образуют большой пласт «Я – концепции» - так называемое реальное «Я». Познание себя, своих качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я – концепции». С ним связаны еще два – оценочный и поведенческий. Для ребенка важно нетолько знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности [9, 34].

  Подросток обладает сильными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях. Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга – характерны для подросткового возраста. Как правило, увлечения имеют неучебный характер. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно – личностное общение.

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико – дедуктивно. Подросток не только дает правильное решение, но и логически обосновывает его. Он умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления. Подросток приобретает взрослую логику мышления. В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память. Активно осваиваются мнемонические приемы. Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству.

 Таким образом, подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Глава  2.  Исследование  конфликтного  поведения  у   подростков

2.1  Методика  диагностики  поведения  личности  в  конфликтной  ситуации  К. Томаса

Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации является опросник Кеннета Томаса «Определение способов регулирования конфликтов». К. Томас исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять. Он совместно с Ральфом Килманном предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, одно измерение которой – поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; второе – поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов.

Для описания типов поведения людей в конфликтах  К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственные интересы.

Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):

  1. Соревнование (конкуренция) – стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
  2. Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого.
  3. Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.
  4. Избегание – отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
  5. Сотрудничество – участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Ответы заносятся в бланк.

Инструкция:

Тест состоит из ряда утверждений, которые помогут определить некоторые особенности  поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Имеются два варианта, А и В, из которых нужно выбрать один, в большей степени соответствующий испытуемому, его мнению о себе. В бланке для ответов ставится отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.                                  

Бланк вопросника (см Приложение 1)

Ключ к опроснику:

  1. Соперничество:3А, 6Б, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.
  2. Сотрудничество:2В, 5А, 8В, 11А, 14А,19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, 30В.
  3. Компромисс:2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.
  4. Избегание:1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.
  5. Приспособление:1В, 3В, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21А, 24А, 25В, 27В, 30А

Информация о работе Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте