Особенности копинг-поведения у студентов-психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 04:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить особенности копинг-поведения студентов психологов.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические подходы к копинг-поведению.
Отобрать методы исследования копинг-поведения.
Провести пилотажное исследования копинг-поведения у студентов-психологов.
Сделать выводы по результатам психодиагностики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие копинг-поведения в психологии
1.1. Копинг-поведение: понятие, характеристика копинг-стратегий…………5
1.2. Копинг и механизмы психологической защиты………………………...…10
Глава 2. Особенности копинг-поведения студентов-психологов
2.1 Методики исследования……………………………………………………..19
2.2. Анализ полученных результатов..………………………………………… 21
Заключение……………………………………………………………………...…26
Список используемой литературы………………………………………….......28
Приложение…………………...……………………………………...……………29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.76 Мб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Дальневосточный государственный  гуманитарный университет»

 

Кафедра психологии

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

«Особенности  копинг-поведения  у студентов-психологов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса, 1631 гр.

Специальность «Психология»

А.А. Клюшенкова

                                                                                     Научный руководитель:

Ст.преподаватель А.А.Бехтер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2012

Содержание

 

 Введение……………………………………………………………………………3                                                                                                                                                       

Глава 1. Понятие копинг-поведения в психологии

1.1.    Копинг-поведение: понятие, характеристика копинг-стратегий…………5

1.2.    Копинг и механизмы  психологической защиты………………………...…10

Глава 2. Особенности копинг-поведения студентов-психологов

2.1    Методики исследования……………………………………………………..19                                                                    

2.2.    Анализ полученных результатов..………………………………………… 21

Заключение……………………………………………………………………...…26          

Список используемой литературы………………………………………….......28                                                         

Приложение…………………...……………………………………...……………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современные условия  жизни предъявляют повышенные требования к адаптивным возможностям человека. Молодёжь, обучаясь в вузе, испытывает ряд психологических проблем касающихся развития и формирования их личности.

 Исследования, неоднократно  проводившееся отечественными и  зарубежными авторами, показывают, что студенчество является особенно  уязвимым в плане как соматического,  так и нервно-психического здоровья (Мягер В.К., 1983; Еараш Б, А. , 1985: Г'ройсман A.JL, 1988; Будыка Е.В. , 1992; Александров A.A., 1994; и др.). Юношеский возраст, в котором находится большинство студентов, является кризисным, так как ставит перед индивидом наиболее сложные из возникающих в течение жизни задач развития.

Студенты высших учебных  заведений нередко сталкиваются с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, т.е. со стрессом.  

Известно, что при этом резко возрастают как психологические  нагрузки, так и требования к физиологической стабильности человека.  Для совладания со стрессом каждый человек на основе собственного опыта использует выработанные им копинг-стратегии (поведенческие, когнитивные и эмоциональные) с учетом степени своих адаптивных возможностей. То есть, студент должен уметь перенести переживание с внешнего мира на себя ( по А.Буземан 1925-1926 г.).

Данная проблема малоизученна, поскольку интерес к копинг-стратегиям возник в психологии относительно недавно и из-за сложности самого феномена совладания с трудностями, исследователи ещё не пришли к одному мнению. Работы по копинг-стратегиям пока ещё являются достаточно разрозненными, поэтому чуть ли не каждый новый исследователь при изучении проблематики копин-поведения предлагает свою собственную классификацию. При этом, чтобы хоть как-то систематизировать имеющиеся подходы к копинг-стратегиям, уже прилагаются усилия по классификации самих классификаций.

Мы выбрали данную тему, чтобы восполнить знания, структуризировать  теоретический материал для дальнейшего изучения проблемы копинг-стратегий, и тем самым создавая основу для практической деятельности. Рассмотрение взаимосвязи между копинг-поведением и рефлексией,  позволяет  подойти к изучению проблемы  копинг-поведения студентов  и роли рефлексии в нем.

Объект исследования: копинг-поведение студентов-психологов

Предмет исследования: особенности  копинг у студентов

Цель: выявить особенности копинг-поведения студентов психологов.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют особенности копинг-поведения у студентов-психологов разных курсов.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать теоретические подходы к копинг-поведению.
  2. Отобрать методы исследования копинг-поведения.
  3. Провести пилотажное исследования копинг-поведения у студентов-психологов.
  4. Сделать выводы по результатам психодиагностики.

Структура курсовой  работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

Глава 1. Понятие копинг-поведения  в   психологии

 

    1. Копинг-поведение: понятие, характеристика копинг-стратегий

 

 

Проблема «копинга» (совладания) личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ в. Автором термина был А. Маслоу. Понятие «coping» происходит от английского  «cope» (преодолевать). В российской психологии его переводят как адаптивное, совпадающее поведение, или психологическое преодоление. Первоначально понятие «копинг-поведение» использовалось в психологии стресса, и было определено как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса. В настоящее время, будучи свободно употребляемым в различных работах, понятие «копинг» охватывает широкий спектр человеческой активности – от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций. Психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации.

Копинг-поведение возникает, когда человек попадает в кризисную  ситуацию. Любая кризисная ситуация предполагает наличие некоего объективного обстоятельства и определенного отношения к нему человека в зависимости от степени его значимости, которое сопровождается эмоционально-поведенческими реакциями различного характера и степени

интенсивности. Ведущими характеристиками кризисной ситуации являются психическая напряженность, значимые переживания как особая внутренняя работа по преодолению жизненных событий или травм, изменение самооценки и мотивации, а также выраженная потребность в их коррекции и в психологической поддержке извне.

Понятие «копинг» интерпретируется по-разному в разных психологических школах.

По представлениям А.Маслоу,  копинг-поведение  противопоставлено экспрессивному поведению. Так, психолог характеризовал  копинг-поведение  как целенаправленное и мотивированное действие, являющимся результатом научения. Также утверждал что,  копинг  в большей степени детерминирован переменными внешнего характера, которые определяются культурой и окружающей средой.  Копинг-поведение  предполагает, что предпринимаются усилия и используются определенные средства, а его цель - удовлетворение потребности или уменьшение угрозы.  Копинг  более управляем (подавляется, сдерживается, вытесняется), так как для него типичен сознательный характер.

Первый подход - неопсихоаналитический. Копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, направленные на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях. Функционирование копинг-процессов предполагает включение когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности в процессе совладения с проблемой. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Такие механизмы определяются как ригидные, дезадаптивные способы совладания с проблемой, препятствующие адекватной ориентации индивида в реальной действительности. Иначе говоря, копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессах, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем.

Второй подход определяет копинг как качества личности, позволяющие использовать относительно постоянные варианты ответа на стрессовые ситуации. А.Биллингс и Р.Моос выделяют три способа совладения со стрессовой ситуацией.

1. Копинг, нацеленный  на оценку, - преодоление стресса,  включающее в себя попытку определить значение ситуации и ввести в действие определенные стратегии: логический анализ, когнитивная переоценка и др.

2. Копинг, нацеленный на проблему, - совладание со стрессом, имеющее  целью модифицировать, уменьшить  или устранить источник стресса.

3. Копинг, нацеленный на эмоции, - преодоление стресса, включающее  в себя когнитивные, поведенческие  усилия, с помощью которых человек  пытается уменьшить эмоциональное  напряжение и поддержать аффективное  равновесие.

В третьем подходе  копинг выступает как динамический процесс, который определяется субъективностью переживания ситуации и многими другими факторами. Р.Лазарус и С.Фолькман обозначили психологическое преодоление как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса. Активная форма копинг-поведения, активное преодоление, является целенаправленным устранением или ослаблением влияния стрессовой ситуации. Пассивное копинг-поведение, или пассивное преодоление, предполагает использование различного арсенала механизмов психологической защиты, которые направлены на снижение эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации.

Р.Лазарус выделил три типа стратегий  совладения с угрожающей ситуацией: механизмы защиты Эго; прямое действие - нападение или бегство, которое сопровождается гневом или страхом; совладение без аффекта, когда реальная угроза отсутствует, но потенциально существует.

По мнению С.Фолькман и Р.Лазаруса, копинг выполняет две основные функции:

1.регуляция эмоций (копинг, нацеленный на эмоции);

2. управление проблемами, вызывающими  дистресс (копинг, нацеленный на  проблему).

Обе эти функции осуществляются в большинстве стрессовых ситуаций. Их количественное соотношение зависит от того, как оцениваются стрессовые ситуации. Оценка происходящего играет важную роль в процессе эволюции человека, от нее зависит интенсивность и характер эмоций, которые испытывает человек, встречаясь с проблемами.

Д. Галахер выдвинул гипотезу, что  оценка события зависит от объема имеющихся у личности ресурсов, позволяющих справиться с этим событием. Если индивид оценивает ресурсы как недостаточные, неадекватные, то событие воспринимается как угроза. Обычно устойчивые к стрессу люди адекватно оценивают свои ресурсы и воспринимают стрессогенные события как изменения (Galagher D.,1990).

Выделяются два вида когнитивной активности - первичная и вторичная оценка.

Первичная оценка позволяет человеку решить, является ли данная ситуация угрожающей или ее можно отнести к ситуации изменения, которая не содержит в себе угрозы его благополучию. Она позволяет оценить силу стрессового воздействия, сопоставить возможность наносимого им вреда с индивидуальными возможностями.

Вторичная оценка дополняет первичную. Она определяет, какими методами можно повлиять на негативное событие и его исход, то есть процесс выбора механизмов и ресурсов преодоления стресса. С ее помощью человек решает, что он может сделать в данной ситуации.

За когнитивной оценкой  ситуации следует выработка механизмов преодоления стресса.

Если у животных поведенческий ответ на неблагоприятные воздействия среды проявляется преимущественно избеганием, уходом от угрожающей ситуации, агрессией, то у человека при преодолении стресса включаются когнитивные мыслительные процессы принятия адаптационного решения (Lazarus R.S., 1984).

А. Нэзу, Т. Дзурилла, М. Голдфрид первыми описали процесс разрешения социальных проблем или копинг-процесс. Это явилось теоретически важным моментом в изучении формирования активного совладающего поведения - стратегий разрешения проблем. Активное разрешение проблем является когнитивно-поведенческим процессом, в результате которого формируется общая социальная компетентность личности.

Авторы выделили пять компонентов копинг-процесса:

1. Ориентация в проблеме, подключение когнитивного и мотивационного компонентов для общего ознакомления.

2. Определение и формулирование  проблемы, ее описание в конкретных  терминах и идентификация специфических  целей.

3. Генерация альтернатив,  разработка многочисленных возможных  вариантов решения проблемы.

4. Выбор оптимального варианта решения проблемы.

5. Выполнение решения  с последующей проверкой, подтверждением  его эффективности.

Другой исследователь  копинга Мурфи, указывает, что копинг как процесс, включает определенные усилия, поэтому не может быть сведен к автоматизированным адаптационным механизмам как, например, рефлексы. Они, в свою очередь, являются более примитивными устройствами, по сравнению с механизмами копинга. Автор, основываясь на своих исследованиях в поведении животных и маленьких детей, высказывает предположение, что по мере развития человека, его когнитивные механизмы и символизация становятся все более распространенными в функционировании, а роль примитивных механизмов становится менее значимым в связях с копингом.

Среди отечественных исследователей понятия «механизмы психологической защиты» и «механизмы совладания» (копинг-поведение) рассматриваются как важнейшие формы адаптационных процессов и реагирования индивидом на стрессовые ситуации, дополняющие друг друга. Ослабление психического дискомфорта осуществляется в рамках неосознанной деятельности психики с помощью механизмов психологической защиты. Копинг-поведение используется как стратегия действий личности, направленной на устранение ситуации психологической угрозы.

Информация о работе Особенности копинг-поведения у студентов-психологов