Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 04:08, курсовая работа
Цель: выявить особенности копинг-поведения студентов психологов.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические подходы к копинг-поведению.
Отобрать методы исследования копинг-поведения.
Провести пилотажное исследования копинг-поведения у студентов-психологов.
Сделать выводы по результатам психодиагностики.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие копинг-поведения в психологии
1.1. Копинг-поведение: понятие, характеристика копинг-стратегий…………5
1.2. Копинг и механизмы психологической защиты………………………...…10
Глава 2. Особенности копинг-поведения студентов-психологов
2.1 Методики исследования……………………………………………………..19
2.2. Анализ полученных результатов..………………………………………… 21
Заключение……………………………………………………………………...…26
Список используемой литературы………………………………………….......28
Приложение…………………...……………………………………...……………29
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный
Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Особенности копинг-поведения у студентов-психологов»
Выполнила:
Студентка 3 курса, 1631 гр.
Специальность «Психология»
А.А. Клюшенкова
Ст.преподаватель А.А.Бехтер
Хабаровск 2012
Введение………………………………………………………
Глава 1. Понятие копинг-поведения в психологии
1.1. Копинг-поведение: понятие, характеристика копинг-стратегий…………5
1.2. Копинг и механизмы
психологической защиты……………………
Глава 2. Особенности копинг-поведения студентов-психологов
2.1 Методики исследования………………………………………………
2.2. Анализ полученных результатов..………………………………………… 21
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы…………………………………………....
Приложение…………………...…………………………
Введение
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к адаптивным возможностям человека. Молодёжь, обучаясь в вузе, испытывает ряд психологических проблем касающихся развития и формирования их личности.
Исследования, неоднократно
проводившееся отечественными
Студенты высших учебных заведений нередко сталкиваются с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, т.е. со стрессом.
Известно, что при этом резко возрастают как психологические нагрузки, так и требования к физиологической стабильности человека. Для совладания со стрессом каждый человек на основе собственного опыта использует выработанные им копинг-стратегии (поведенческие, когнитивные и эмоциональные) с учетом степени своих адаптивных возможностей. То есть, студент должен уметь перенести переживание с внешнего мира на себя ( по А.Буземан 1925-1926 г.).
Данная проблема малоизученна, поскольку интерес к копинг-стратегиям возник в психологии относительно недавно и из-за сложности самого феномена совладания с трудностями, исследователи ещё не пришли к одному мнению. Работы по копинг-стратегиям пока ещё являются достаточно разрозненными, поэтому чуть ли не каждый новый исследователь при изучении проблематики копин-поведения предлагает свою собственную классификацию. При этом, чтобы хоть как-то систематизировать имеющиеся подходы к копинг-стратегиям, уже прилагаются усилия по классификации самих классификаций.
Мы выбрали данную тему, чтобы восполнить знания, структуризировать теоретический материал для дальнейшего изучения проблемы копинг-стратегий, и тем самым создавая основу для практической деятельности. Рассмотрение взаимосвязи между копинг-поведением и рефлексией, позволяет подойти к изучению проблемы копинг-поведения студентов и роли рефлексии в нем.
Объект исследования: копинг-поведение студентов-психологов
Предмет исследования: особенности копинг у студентов
Цель: выявить особенности копинг-поведения студентов психологов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют особенности копинг-поведения у студентов-психологов разных курсов.
Задачи исследования:
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Понятие копинг-поведения в психологии
Проблема «копинга» (совладания) личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ в. Автором термина был А. Маслоу. Понятие «coping» происходит от английского «cope» (преодолевать). В российской психологии его переводят как адаптивное, совпадающее поведение, или психологическое преодоление. Первоначально понятие «копинг-поведение» использовалось в психологии стресса, и было определено как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса. В настоящее время, будучи свободно употребляемым в различных работах, понятие «копинг» охватывает широкий спектр человеческой активности – от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций. Психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации.
Копинг-поведение возникает, когда человек попадает в кризисную ситуацию. Любая кризисная ситуация предполагает наличие некоего объективного обстоятельства и определенного отношения к нему человека в зависимости от степени его значимости, которое сопровождается эмоционально-поведенческими реакциями различного характера и степени
интенсивности. Ведущими характеристиками кризисной ситуации являются психическая напряженность, значимые переживания как особая внутренняя работа по преодолению жизненных событий или травм, изменение самооценки и мотивации, а также выраженная потребность в их коррекции и в психологической поддержке извне.
Понятие «копинг» интерпретируется по-разному в разных психологических школах.
По представлениям А.Маслоу, копинг-поведение
Первый подход - неопсихоаналитический. Копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, направленные на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях. Функционирование копинг-процессов предполагает включение когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности в процессе совладения с проблемой. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Такие механизмы определяются как ригидные, дезадаптивные способы совладания с проблемой, препятствующие адекватной ориентации индивида в реальной действительности. Иначе говоря, копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессах, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем.
Второй подход определяет копинг как качества личности, позволяющие использовать относительно постоянные варианты ответа на стрессовые ситуации. А.Биллингс и Р.Моос выделяют три способа совладения со стрессовой ситуацией.
1. Копинг, нацеленный на оценку, - преодоление стресса, включающее в себя попытку определить значение ситуации и ввести в действие определенные стратегии: логический анализ, когнитивная переоценка и др.
2. Копинг, нацеленный на проблему, - совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса.
3. Копинг, нацеленный на эмоции,
- преодоление стресса,
В третьем подходе копинг выступает как динамический процесс, который определяется субъективностью переживания ситуации и многими другими факторами. Р.Лазарус и С.Фолькман обозначили психологическое преодоление как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса. Активная форма копинг-поведения, активное преодоление, является целенаправленным устранением или ослаблением влияния стрессовой ситуации. Пассивное копинг-поведение, или пассивное преодоление, предполагает использование различного арсенала механизмов психологической защиты, которые направлены на снижение эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации.
Р.Лазарус выделил три типа стратегий совладения с угрожающей ситуацией: механизмы защиты Эго; прямое действие - нападение или бегство, которое сопровождается гневом или страхом; совладение без аффекта, когда реальная угроза отсутствует, но потенциально существует.
По мнению С.Фолькман и Р.Лазаруса, копинг выполняет две основные функции:
1.регуляция эмоций (копинг, нацеленный на эмоции);
2. управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему).
Обе эти функции осуществляются в большинстве стрессовых ситуаций. Их количественное соотношение зависит от того, как оцениваются стрессовые ситуации. Оценка происходящего играет важную роль в процессе эволюции человека, от нее зависит интенсивность и характер эмоций, которые испытывает человек, встречаясь с проблемами.
Д. Галахер выдвинул гипотезу, что оценка события зависит от объема имеющихся у личности ресурсов, позволяющих справиться с этим событием. Если индивид оценивает ресурсы как недостаточные, неадекватные, то событие воспринимается как угроза. Обычно устойчивые к стрессу люди адекватно оценивают свои ресурсы и воспринимают стрессогенные события как изменения (Galagher D.,1990).
Выделяются два вида когнитивной активности - первичная и вторичная оценка.
Первичная оценка позволяет человеку решить, является ли данная ситуация угрожающей или ее можно отнести к ситуации изменения, которая не содержит в себе угрозы его благополучию. Она позволяет оценить силу стрессового воздействия, сопоставить возможность наносимого им вреда с индивидуальными возможностями.
Вторичная оценка дополняет первичную. Она определяет, какими методами можно повлиять на негативное событие и его исход, то есть процесс выбора механизмов и ресурсов преодоления стресса. С ее помощью человек решает, что он может сделать в данной ситуации.
За когнитивной оценкой ситуации следует выработка механизмов преодоления стресса.
Если у животных поведенческий ответ на неблагоприятные воздействия среды проявляется преимущественно избеганием, уходом от угрожающей ситуации, агрессией, то у человека при преодолении стресса включаются когнитивные мыслительные процессы принятия адаптационного решения (Lazarus R.S., 1984).
А. Нэзу, Т. Дзурилла, М. Голдфрид
первыми описали процесс
Авторы выделили пять компонентов копинг-процесса:
1. Ориентация в проблеме,
подключение когнитивного и
2. Определение и формулирование
проблемы, ее описание в конкретных
терминах и идентификация
3. Генерация альтернатив,
разработка многочисленных
4. Выбор оптимального варианта решения проблемы.
5. Выполнение решения
с последующей проверкой,
Другой исследователь копинга Мурфи, указывает, что копинг как процесс, включает определенные усилия, поэтому не может быть сведен к автоматизированным адаптационным механизмам как, например, рефлексы. Они, в свою очередь, являются более примитивными устройствами, по сравнению с механизмами копинга. Автор, основываясь на своих исследованиях в поведении животных и маленьких детей, высказывает предположение, что по мере развития человека, его когнитивные механизмы и символизация становятся все более распространенными в функционировании, а роль примитивных механизмов становится менее значимым в связях с копингом.
Среди отечественных исследователей понятия «механизмы психологической защиты» и «механизмы совладания» (копинг-поведение) рассматриваются как важнейшие формы адаптационных процессов и реагирования индивидом на стрессовые ситуации, дополняющие друг друга. Ослабление психического дискомфорта осуществляется в рамках неосознанной деятельности психики с помощью механизмов психологической защиты. Копинг-поведение используется как стратегия действий личности, направленной на устранение ситуации психологической угрозы.
Информация о работе Особенности копинг-поведения у студентов-психологов