Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 04:08, курсовая работа
Цель: выявить особенности копинг-поведения студентов психологов.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические подходы к копинг-поведению.
Отобрать методы исследования копинг-поведения.
Провести пилотажное исследования копинг-поведения у студентов-психологов.
Сделать выводы по результатам психодиагностики.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие копинг-поведения в психологии
1.1. Копинг-поведение: понятие, характеристика копинг-стратегий…………5
1.2. Копинг и механизмы психологической защиты………………………...…10
Глава 2. Особенности копинг-поведения студентов-психологов
2.1 Методики исследования……………………………………………………..19
2.2. Анализ полученных результатов..………………………………………… 21
Заключение……………………………………………………………………...…26
Список используемой литературы………………………………………….......28
Приложение…………………...……………………………………...……………29
Функции психологических защит, с одной стороны, можно рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение. С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные. Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна "передышка" для новой активности. Однако, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом.
Психологическая защита, искажая реальность с целью сиюминутного обеспечения эмоционального благополучия, действует без учета долговременной перспективы. Ее цель достигается через дезинтеграцию поведения, нередко связанную с возникновением деформаций и отклонений в развитии личности.
По мере нарастания отрицательной информации, критических замечаний, неудач, неизбежных при нарушении процесса социализации, психологическая защита, временно позволявшая личности иллюзорно-положительно воспринимать объективное неблагополучие, становится все менее эффективной. В случае неэффективности ее действия, либо недостаточной сформированности, при возникновении угрозы невротического срыва индивид инстинктивно ищет выход и нередко находит его во внешней среде. Да и проблема, вызвавшая неприятности, все равно остается не решенной (неудовлетворенная потребность, неисправленный личностный недостаток и др.) и приводит рано или поздно к другим защитам, что мешает личности измениться, соответствовать новым условиям жизни.
Глава 2. Особенности копинг-поведения студентов-психологов
2.1 Методы исследования
На основе теоретического анализа по проблеме копинг-поведения, были подобраны методы исследования. Нами были взяты методика Хеймаи методика «Индекс жизненного стиля» ( в адаптации Вассермана Л.И.), методика «Копин-поведение в стрессовых ситуациях» (в адаптации Крюковой Т.А.). Дополнительно была взята методика на выявление уровня рефлексивности А.В. Карпова.
Диагностические возможности методик:
Цель: исследование неадаптивных форм копинг-стратегий у лиц, находящихся в стрессовых ситуациях, для коррекции их копинг-поведения.
Оборудование: тест-опросник, карандаш.
Проведение исследования: испытуемому предлагается ряд высказываний по трём блокам. Согласно инструкции, в каждом из блоков нужно выбрать по одному высказыванию.
Цель: исследование уровня напряженности 8 основных психологических защит, изучение иерархии системы психологической защиты и оценка общей напряженности всех измеряемых защит (ОНЗ), т.е. среднего арифметического из всех измерений 8 защитных механизмов. Выявление наиболее высокого индекса напряженности каждой из защит у респондентов.
Оборудование: тест-опросник, карандаш.
Проведение исследования: испытуемым предлагается ответить на ряд вопросов для диагностики механизмов психологической защиты «Я». В соответствии с ответами заполняется бланк.
Цель: определение доминирующих копинг-стрессовых поведенчески
Оборудование: тест-опросник, карандаш.
Проведение исследования: испытуемому дается перечень заданных реакций на стрессовые ситуации. Напротив каждой из них испытуемый должен дать оценку каждой из ситуации.
4. Диагностика уровня развития рефлексии (Методика Карпова А.В.).
Цель: определение уровня развития рефлексии.
Оборудование: тест-опросник, карандаш.
Проведение исследования: испытуемому предлагается дать ответы на несколько утверждений опросника. В бланке ответов, напротив номера вопроса проставляется цифра, соответствующую варианту ответа.
Результаты эксперимента представлены в таблице (приложение 1).
Пилотажное исследования было проведено в Дальневосточном Государственном Гуманитарном Университете на «Социально-психологическом факультете». Всего в эксперименте участвовало 46 студентов разных курсов (3, 4,5 курсы), специальности «Психология», очного и заочного отделения.
По пилотажному исследованию были получены результаты, которые мы первично обработали и составили таблицы по сырым баллам. В итоге были проанализированы полученные данные и сделаны выводы.
По результатам методики
Э. Хейма видно, что в блоке
когнитивных копинг-стратегий
На следующем этапе эксперимента мы определяли доминирующие копинг-стрессовые поведенческие стратегии испытуемых. В ходе тестирования были получены данные, которые мы занесли в таблицу 1 (Приложение 2).
Анализ таблицы 1 показал следующие результаты:
Для определения преобладающих стилей психологических защит у студентов нами был использован опросник «Индекс жизненного стиля». Результаты тестирования (выраженные в % значениях по каждому механизму у каждого испытуемого) были сведены в таблицу для облегчения дальнейшего анализа. Показатели по каждому были разделены на 3 позиции: часто (проявляется наиболее часто, от 71% и выше), иногда (используется реже, от 31% до 70%), редко (или вовсе не применяются до 30%).
(См.приложение 3, таблицу 2).
Проведя обследование и проанализировав результаты можно сказать, что характерной особенностью группы является яркая выраженность у большинства обследуемых таких механизмов защиты как «регрессии» (75%), «рационализация» (63,6%) и «компенсация» (66%). В меньшей степени у них проявляются «замещение» (52,3%), «отрицание»(47,7%) и «проекция» (45,5%), в наименьшей степени встречается «интеллектуализация» (38,6%) и «подавление» (34,1%).
Таким образом, студенты для снятия психологического напряжения используют механизм регрессии, что свидетельствует о возвращении в стрессовой ситуации к более незрелым паттернам поведения и удовлетворения. Это может говорить нам о том, что психика либо отрицает негативные факторы, либо регрессирует в ранние состояния либидо, успокаивая себя одним из привычных комфортных способов.
Компенсация проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством. Учитывая тот факт, что механизмы психологической защиты, стремясь к быстрому снятию эмоционального напряжения, являются ригидными и искажающими реальность, можно добавить, что студенты чаще используют конструктивные виды психологической защиты, например, компенсация и в меньшей степени – интеллектуализия.
По показателю «рефлексивность», полученному с помощью методики определения
уровня рефлексивности А . В . Карп
Студентам, набравшим, 8,8% соответствует высокий уровень рефлексивности, им свойственно задумываться над происходящим, над причинами своих действий и поступков других людей, над их последствиями. Они стараются планировать свою деятельность, редко бывают импульсивны и рассматривают различные варианты при принятии решения. У них редко возникают трудности в общении с другими людьми. (См. приложение 4).
Таким образом, мы получили следующие результаты:
Заключение
В настоящее время актуальность копинг-поведения определяется возможностью прогнозирования поведения человека в экстремальных ситуациях, его выживаемости. Копинг-поведение связано с индивидуальными свойствами личности, является одним из процессов управления ресурсами – их мобилизации и оптимального использования.
В условиях стресса психологическая адаптация человека происходит, главным образом, посредством двух механизмов: психологической защиты и копинг-механизмов.
Для достижения данной цели нами были выполнены следующие задачи:
В соответствии с целью, гипотезой и задачами были выбраны методики:
- Диагностика уровня развития рефлексии (Методика Карпова А.В.).
Нами было проанализировано понятие копинг. Коппинг – использование различных стратегий совладания с реальностью вместо попыток исказить реальность или скрыться от нее. Это характерные паттерны защитных механизмов, к которым прибегают здоровые люди.
В результате пилотажного исследования мы выяснили, что у студентов
психологов существуют особенности копинг-стратегий
В ходе нашего исследования
у студентов психологов была выявлена следующая
наиболее предпочитаемая копинг-
Таким образом, цель данной курсовой работы была достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась лишь частично. В связи с тем, что выборка была у некоторых специальностей малочисленна. Мы считаем невозможным использовать полученные результаты на более широкую популяцию. Для этого необходимо дополнительное исследование.
Опираясь на теоретические материалы и полученные данные исследования, мы можем утверждать, что в широком психологическом контексте психологическая защита срабатывает тем или иным образом при возникновении негативных, психотравмирующих переживаний и во многом определяет поведение личности, устраняющее психический дискомфорт и тревожное напряжение. Во многих современных концепциях психотерапии психологической защите отводится функция преодоления чувства неуверенности в себе, собственной неполноценности, защиты целостного сознания и поддержания стабильной самооценки. Очевидно, что психологическая защита может быть успешной или неуспешной, конструктивной или деструктивной. По своим проявлениям – это форма бессознательной психической активности, формирующейся в онтогенезе на основе взаимодействия типологических свойств с конкретно-историческим опытом развития личности в определенной социальной культуре.
Рефлексия же является своеобразным пусковым механизмом психологической защиты, которая может, как активизировать, так и ограничивать деятельность механизмов защиты на разных уровнях активности личности: аффективном и когнитивном. С другой стороны, рефлексия может блокировать действие защитных механизмов, либо контролировать их успешность или неуспешность. Рефлексия, как и психологическая защита, является необходимым и обязательным элементом регуляции.
Информация о работе Особенности копинг-поведения у студентов-психологов