Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 15:12, курсовая работа
Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального выгорания, изучение взаимосвязи степени эмоционального выгорания педагогов с уровнем удовлетворенности учителей своей профессией и влияние консультирования на снижение уровня эмоционального выгорания.
Для достижения цели исследования были определены следующие
задачи:
Путем теоретического анализа научных исследований в литературе по изучаемой теме изучить освещение проблемы эмоционального выгорания.
Выбрать и обосновать методы и методики эмпирического исследования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. КОСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР В
ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ ПЕДАГОГОВ………….6
Особенности психологического консультирования……………...6
Понятие синдрома эмоционального «выгорания»……………….9
Педагогическая деятельность как, фактор влияющий на эмоциональное выгорание………………………………………..13
ГЛАВА2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА……………………………………...............................16
2.1 Цель методов исследования и обоснование их выбора…………16
2.2 Анализ полученных результатов…………………………………..22
2.3 Особенности коррекционной программы в консультационной работе психолога……………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. КОСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР В
ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ ПЕДАГОГОВ………….6
ГЛАВА2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
«ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА……………………………………........
2.1 Цель методов исследования и обоснование их выбора…………16
2.2 Анализ
полученных результатов……………………
2.3 Особенности коррекционной
программы в консультационной работе
психолога……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Главной причиной синдрома эмоционального выгорания считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.
Синдрому «эмоционального выгорания» подвержены не только учителя, но и люди, чьи профессии связаны с проявлением эмпатии, то есть сочувствия другим людям. В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой.
Автоматическая реакция тревоги, согласно теории Г. Селье, состоит из трех последовательных фаз: импульс, стресс, адаптация. Иными словами, если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояние идет на убыль, человек так или иначе успокаивается и восстанавливает душевное равновесие. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некоторых психосоматических заболеваний или расстройств. Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией.
Организация работы
по сохранению психического здоровья педагогов
является наиболее актуальной задачей
современной системы образования.
Охране и восстановлению профессионального
здоровья педагога в значительной степени
способствует повышение уровня его эмоциональной
устойчивости.
Актуальность данного исследования несомненна, именно учителя наиболее подвержены эмоциональному выгоранию. По мере роста стажа работы у значительной части педагогов формируется обобщенность в восприятии учеников. Это накладывает отпечаток, как на профессиональную деятельность, так и на личностные изменения специалиста.
Объектом исследования является группа учителей в количестве 30человек, преподающих в средней школе, стаж работы которых составляет от 3 до 10 лет.
Предмет исследования: влияние психологического консультирования на степень эмоционального выгорания у педагогов в зависимости от личностных качеств.
Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального выгорания, изучение взаимосвязи степени эмоционального выгорания педагогов с уровнем удовлетворенности учителей своей профессией и влияние консультирования на снижение уровня эмоционального выгорания.
Для достижения цели исследования были определены следующие
задачи:
Гипотезой исследования послужили следующие предположения:
- синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога, способствует развитию тревоги и депрессии, влияет на психосоматические и психовегетативные нарушения, расширяет сферу экономии эмоций педагогов;
- удовлетворенность учителей своей профессией влияет на уровень эмоционального выгорания и оказывает влияние на организационные характеристики их деятельности.
Методики исследования:
База исследования:
Исследование проводилось на базе МОУ лицей № 24 г. Волгодонска.
В исследовании приняли участие 30 педагогов, готовых к сотрудничеству.
Практическая значимость работы позволит психологически глубже изучить особенности этой темы и применить в практической деятельности психологов, социологов и педагогов, а разработанная коррекционная программа может быть применена в работе практического психолога.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Общий объем работы составляет 48 страниц, в том числе 36 страниц основного текста, 3 страницы списка литературы (всего 34 источника) и 9 страниц приложения.
ГЛАВА 1. КОСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ ПЕДАГОГОВ
Психологическое консультирование — один из видов психологической помощи, выделившийся из психотерапии. Как пишет специалист в области психологического консультирования Римантас Кочюнас — данная профессиональная деятельность возникла в ответ на потребности людей которые не имея клинических нарушений всё же искали психологическую помощь. Именно поэтому, специалисты по психологическому консультированию помогают прежде всего людям испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т. д.
Во времена палеолита, как пишут Дж. Коттлер и Р. Браун, первыми специалистам в области психического здоровья были служители племенных языческих культов в древней Мессопотамии и Персии, Греции и Риме, прежде всего практикой психологического консультирования занимались уже не только служители культа, но и философы, врачи, подвижники духовных первоучений.
Первыми настоящими консультантами можно назвать людей, пытающихся оказывать влияние на других людей посредством своих нравственных учений. К их числу следует отнести в первую очередь родоначальников мировых религий, таких как Моисей (1200лет до н.э.), Мухаммед (570-362 г. до н. э.), Будда (500 лет до н. э.), а также великих философов древности: Лао-Цзы (600лет до н. э.), Сократ (450 лет до н. э.), Платон (400 лет до н. э.), Аристотель (350 лет до н. э.), и др. Их «консультативная деятельность» опиралась на потребности человека в духовном и познавательном объяснении мира, соответственно – в на потребности человека в духовной, познавательной поддержке. Наиболее глубоко эта тенденция – путем учения и проповеди привести человека к тому, чтобы он обрел внутренний покой и просветление - выражена, пожалуй, в мессианской деятельности Иисуса Христа. В своем конкретном и символическом значении Христос является в первую очередь врачевателем душ человеческих.
Развитие тактики
собственно профессионального
С конца ХIХ в. под влиянием культурно-исторического развития начинает складываться уже и соответствующая этой общественной нужде профессиональная социальная практика – это практика консультирования и психотерапии, для которых основополагающей целью становится оказание личности психологической помощи как таковой.
В самостоятельную
дисциплину психологическое консультирован
Психологическое консультирование - это один из видов профессиональной деятельности психолога. Оно требует серьезной теоретической и практической подготовки. Психологическое консультирование является процессом, в котором взаимодействуют и проживают часть своей жизни двое: клиент и консультант. Этот процесс динамичен, в нем возможны успехи и неудачи с обеих сторон. Консультант работает с проблемами повседневной жизни, в которую включена личность клиента. Это могут быть и трудности развития и адаптации, и трудности принятия решения, трудности жизненного выбора, сложности переживания кризисных периодов, сложности во взаимоотношениях с людьми, вызванные акцентуациями характеров, заболеваниями, трудности личностного роста и совершенствования.
Главная работа для консультанта - это слушать. Активное слушание как прием, разработано К. Роджерсом, и имеет неоценимое значение при консультировании практически по всем видам личностных проблем. Это слушание обеспечивается эмпатией, как способностью сопереживать, и рефлексией, как способностью понимать позицию другого человека.
Клиенту нужно предоставить возможность выражать любые чувства. Нужно относиться к ним без предубеждения.
У консультанта должны быть общие установки, структурирующие процесс консультирования сообразно с реальностью:
1) Не бывает двух одинаковых клиентов, поэтому каждое взаимодействие неповторимо;
2) В процессе
консультирования постоянно
3) Самым лучшим
экспертом своих проблем
4) В процессе
консультирования чувство
5) Консультант
должен помнить, что не может
прожить жизнь другого
6) Не следует
ожидать немедленного или
Самоизменение - это процесс, состоящий из эмоциональных взлетов и падений, поэтому клиенту иногда может становиться и хуже.
7) Консультант
соблюдает этические
8) Для разрешения проблем могут быть использованы разные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего;
9) Некоторые
проблемы в принципе
10) Эффективное консультирование - это процесс, выполняемый вместе с клиентом, а не вместо клиента.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности, отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся.
СЭВ – это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин «синдром психического выгорания».
СЭВ – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» – отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности. Иногда СЭВ (в иностранной литературе – «burnout») обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов[7].
Информация о работе Особенности коррекционной программы в консультационной работе психолога