Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 15:12, курсовая работа
Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального выгорания, изучение взаимосвязи степени эмоционального выгорания педагогов с уровнем удовлетворенности учителей своей профессией и влияние консультирования на снижение уровня эмоционального выгорания.
Для достижения цели исследования были определены следующие
задачи:
Путем теоретического анализа научных исследований в литературе по изучаемой теме изучить освещение проблемы эмоционального выгорания.
Выбрать и обосновать методы и методики эмпирического исследования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. КОСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР В
ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ ПЕДАГОГОВ………….6
Особенности психологического консультирования……………...6
Понятие синдрома эмоционального «выгорания»……………….9
Педагогическая деятельность как, фактор влияющий на эмоциональное выгорание………………………………………..13
ГЛАВА2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА……………………………………...............................16
2.1 Цель методов исследования и обоснование их выбора…………16
2.2 Анализ полученных результатов…………………………………..22
2.3 Особенности коррекционной программы в консультационной работе психолога……………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………
Распространенность синдрома эмоционального выгорания: Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. Почти 80% врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания; 7,8% - резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям. По другим данным, среди психологов-консультантов и психотерапевтов признаки СЭВ различной степени выраженности выявляются в 73% случаев; в 5% определяется выраженная фаза истощения, которая проявляется эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями[20].
Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.
В мировой психологии термин «burnout» (эмоциональное выгорание) был введен в 1974 году американским психиатром Фрейденбергом в США.
В России первые исследования на тему эмоционального утомления у учителей, врачей, медсестер были предприняты еще в 20-х годах прошлого века. Но потом эта тема долгое время была под запретом. Отечественные психологи начали открыто изучать и обсуждать «синдром эмоционального выгорания» лет 10 назад.
Синдром эмоционального выгорания за последнее время чрезвычайно вырос. Масштаб проблемы позволяет говорить о ней как об индивидуальной болезни, так и о болезни целого общества», — подтвердил подозрения Евгений Воронков, руководитель Центра психиатрии, психотерапии и практической психологии[19].
Синдрому «эмоционального выгорания» подвержены не только учителя, но и люди, чьи профессии связаны с проявлением эмпатии, то есть сочувствия другим людям.
Чаще всего синдром эмоционального выгорания развивается к 40 годам – пику биологического состояния здоровья, когда возникает риск серьезного заболевания или несчастного случая. Однако, что касается профессии педагога, в значительной степени риску «эмоционального выгорания» подвержены и молодые специалисты[24]. «Сгорающие» люди – это люди сочувствующие, гуманные, идеалисты. Согласно наблюдениям психолога Кристины Маслач, автора книги «Сгорание – плата за сочувствие», женщины в большей степени подвержены сгоранию, чем мужчины, интроверты – больше, чем экстраверты. Одинокие люди – отдельная категория. У них риск эмоционального сгорания выше в разы по сравнению с теми, кто имеет полноценную личную жизнь[31].
Синдром эмоционального
выгорания развивается
Российские психологи установили несколько определений профессионального выгорания, одно из них – синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и личностных ресурсов работающего человека, ведущий к истощению его эмоционально-энергетических и личностных ресурсов[30].
Сгорание является психологическим опытом, включающим чувства, отношения, мотивы и ожидания, и негативным переживанием, подчеркивающим проблемы, дистресс, дисфункцию или их негативные последствия. C.Maslach и S.E.Jackson определяют синдром эмоционального сгорания «как синдром истощения и цинизма», включающий в себя изменения в поведении, чувствах, мышлении и состоянии здоровья [15]. Эмоциональное сгорание рассматривается как процесс, развивающийся во времени, который «начинается с чрезмерного и продолжительного стресса на работе. Этот стресс вызывает у работника напряжение (чувства напряженности, раздражительности или утомление). Процесс завершается, когда работники, используя защитные механизмы, преодолевают рабочий стресс, психологически отдаляя себя от работы, становясь апатичными, циничными или негибкими» [23, 5].
Таблица 1
Показатели симптомов
Физические симптомы |
Поведенческие и психологические симптомы |
Усталость; восприимчивость к изменениям показателей внешней среды; бессилие; слабость; частые головные боли; расстройства желудочно-кишечного тракта; избыток или недостаток веса; отдышка; бессонница и т. п. |
Неосознанное беспокойство; сдвиги в мотивационной сфере; частые обиды; ощущение невостребованности, неуверенности; раздражительность; детализация ситуации, а не взгляд целиком; подозрительность; ощущение всемогущества; неспособность принимать решения; дистанционирование от коллег, общая негативная установка на жизненные перспективы и т. п. |
1.3 Педагогическая деятельность как фактор влияющий на эмоциональное выгорание
«Эмоциональное выгорание» педагогов наиболее опасно для общества. Люди, страдающие от «эмоционального выгорания», не в состоянии устанавливать нормальный контакт с другими людьми. Они относятся к ним, как к вещам. Синдром выгорания резко сказывается не только на поведении учителя, но и на стиле обучения. Страдающий этим синдромом учитель, как правило, холоден, нетактичен, авторитарен в отношениях с детьми, позволяет себе игнорировать их права, срывать на них свою злость. Эта модель отношений может впоследствии повлиять на склонность детей к такого же рода эмоциональному сгоранию. Если в раннем школьном возрасте ребенку не дать почувствовать себя личностью и не научить любить себя, то есть опасность, что личностью он не почувствует себя никогда[21].
В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой.
В связи с
переходом современной школы
на личностно-ориентированные
Организация работы
по сохранению психического здоровья
педагогов является наиболее актуальной
задачей современной системы
образования.
Охране и восстановлению профессионального
здоровья педагога в значительной степени
способствует повышение уровня
его эмоциональной устойчивости[21].
В педагогической деятельности присутствует профессиональная деформация. В узком смысле профессиональная деформация — это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности педагога. Самое большое влияние на возникновение психической деформации, как утверждают специалисты, оказывают специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь дело профессионал, а также специфика его деятельности.
Учителя и в
обычной жизни занимаются своим
любимым делом — они учат. Как
правило, у педагогов завышенная
самооценка, не зависящая от их статуса.
«Учителя тяжело перестраиваются, —
говорит Денис Чистяков. — Большинство
из них — не хочу обобщать — когда-то выучили
определенный список тем и теперь преподают
зазубренный курс, не отклоняясь от него
ни на шаг». Они привыкли навязывать свою
точку зрения окружающим и не умеют подчиняться
другому человеку, отсюда авторитарное
поведение и властность. Они упорно стремятся
доказать окружающим свое лидерство и
получить признание[34].
«Учитесь подчиняться, — советует Денис
Чистяков. — Если вы сменили сферу деятельности,
то должны понять законы иерархии в компании.
Постарайтесь изменить свою роль, скажите
себе: „Сейчас я ученик и обучаюсь новому
делу“. В семье надо быть мудрее. Одно
дело — поправить ученика на уроке, другое
— высказать претензии супругу. В данном
случае происходит замещение роли взрослого
ролью ребенка, но ваш супруг или супруга
не дитя, и это нужно хорошенько осознать»[34].
Попробуйте встать на место своего собеседника или сознательно примерьте на себя роль подчиненного. Создайте ситуацию — на отдыхе, на курсах изучения чего-то нового, на познавательной экскурсии, где вы были бы ведомым и априори находились в положении «снизу». Быть может, испытав всю прелесть приказов и распоряжений на себе, вы начнете осторожнее командовать другими людьми. Постоянное саморазвитие и терпимость — такой совет дают психологи.
При более глубоком уровне деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость.
При крайней степени профессиональной деформации, которую называют профессиональной деградацией, личность меняет нравственные ориентиры, становится профессионально несостоятельной[23].
Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания. Основная причина синдрома — это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. СЭВ выступает как механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия. Выгорание — это отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы[15].
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Меня заинтересовало, что при схожих условиях жизни, в одной и той же школе одни педагоги выгорают, а другие нет и не всегда это связано с возрастом. Почему? Ответ прост и сложен одновременно - потому что все мы разные. Захотелось найти те личностные особенности, которые образуют защиту личности от выгорания и способны, подобно иммунитету, противостоять факторам его вызывающим.
Анализ теоретических аспектов проблем профессионального выгорания позволил нам ввести следующее понимание ресурсов преодоления: это сложная система внутренних (личностных) и внешних ресурсов, имеющая индивидуальный и изменчивый профиль, которая самоорганизуется при взаимодействии факторов выгорания и личности.
2.1 Цель
методов исследования и
Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального выгорания, изучение взаимосвязи степени эмоционального выгорания педагогов с уровнем удовлетворенности учителей своей профессией и влияние консультирования на снижение уровня эмоционального выгорания.
Методики исследования:
Работа проводиться в несколько этапов:
- изучается теоретический материал;
- производим подбор испытуемых и инструментария;
- разрабатывается коррекционная программа;
- проводится эмпирическое исследование и его анализ.
Анализ литературы позволил определить сущность особенностей теоретических аспектов проблемы эмоционального выгорания педагогов в современной науке и особенности его взаимосвязи с особенностями проявления.
1.В настоящее время существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под "психическим выгоранием" понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.
Эмоциональное сгорание, с динамической точки зрения, включает в себя: фазу напряжения (переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, загнанность в клетку, тревога и депрессия); фазу резистенции (неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоции, редукция профессиональных обязанностей); фазу истощения (эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность или деперсонализация, психосоматические и психовегетативные нарушения) [26]. Каждая фаза вмещает в себя четыре фактора, интенсивность проявления которых фактически знаменуют конец формирования фазы. Необходимо подчеркнуть, что сгорание - это естественное, но не нормальное состояние, в которое попадает время от времени каждый педагог. Однако не устранять его, не пытаться минимизировать его последствия безответственно по отношению к себе и к тем, кто вынужден испытывать давление «выгоревшего» педагога.
Информация о работе Особенности коррекционной программы в консультационной работе психолога