Особенности межличностной перцепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Общение это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Потребность осознать характер этой деятельности, форм общения, складывающихся в ней так же стара, как и сама эта совместная деятельность людей. История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с социально - психологическими явлениями и каким-то образом пытались их использовать. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения.

Вложенные файлы: 1 файл

Ya_Gotovo.docx

— 46.30 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                        Введение

 

Общение это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Потребность осознать характер этой деятельности, форм общения, складывающихся в ней так же стара, как и сама эта совместная деятельность людей. История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с социально - психологическими явлениями и каким-то образом пытались их использовать. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения.

 

Социальная психология, как наука анализирует закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом включения людей в реальные социальные группы. Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо для установления результатов воздействия социальных условий на деятельность личности. Но взаимодействие личности и общества не есть взаимодействие двух изолированных самостоятельных сущностей, находящихся одна вне другой. Исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества. Нельзя сначала изучить личность, а лишь потом вписать её в систему социальных связей. Сама личность, с одной стороны, уже «продукт» этих связей, а с другой - их создатель, активный творец.

 

Но природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Это означает, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

 

В отечественной школе психологии различают три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.

 

Данная курсовая работа посвящена вопросам межличностной перцепции как одному из важнейших аспектов общения человека с человеком. Актуальность выбранной темы очевидна, так как восприятие партнеров по общению является необходимым условием стабильного развития личности.

 

Объектом работы является перцепция как аспект общения, предметом - межличностная перцепция.

 

Цель работы - проанализировать особенности межличностной перцепции.

 

Задачи работы - рассмотреть общение и его аспекты; обозначить межличностную перцепцию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общение и его аспекты

 

1.1 Особенности взаимодействия  человека с окружающим миром

 

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешнем миром.

 

Понимание общения как реальности человеческих отношений, предполагающей, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» неё, позволяет сделать вывод о единстве общения и деятельности.

 

Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека; его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности и саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Наконец общение можно интерпретировать как особый вид деятельности.

 

В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, то есть устанавливать контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. Общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший её информативный аспект, как коммуникация.

 

Но, создав предмет (сконструировав прибор, высказав мысль, произведя вычисления и т.п.) в процессе деятельности, уже включавшей общение как коммуникацию, человек этим не ограничивается; он через созданный предмет «транслирует» себя, свои особенности, свою индивидуальность другим людям, продолжает себя в других людях.

 

Произведенный предмет (построенное здание, посаженое дерево, написанная книга и т.п.) это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой - средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни, потому что этот предмет произведен для других людей. Этим предметом опосредствуется отношение между людьми, создается общение как производство общего, равно принадлежащего и тем, кто творит и тем, кто потребляет.

 

«Человек оставляет себя, прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. В этом высшее счастье и смысл жизни… Человеческий дух тем и отличается от существования животного, что, продолжая род свой, мы оставляем в человеке свою красоту, идеалы, преданность высокому и возвышенному. Чем глубже вы …сумели отразить, запечатлеть себя в человеке, тем богаче вы как гражданин и тем счастливее ваша личная жизнь». За взаимодействием, или интерактивной, и коммуникативной сторонами общения выступает его перцептивный аспект - осуществляемое в процессе общения взаимное восприятие его участников.

 

Общение становится возможным только в том случае, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в своем сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам.

 

Однако реконструкция внутреннего мира другого человека - задача весьма сложная. Субъекту непосредственно дан лишь внешний облик других людей, их поведение и поступки, используемые ими коммуникативные средства, и ему приходится проделать определенную работу для того, чтобы, опираясь на эти данные, понять, что представляют собой люди, с которыми он вступил в общение, сделать заключение об их способностях, мыслях, намерениях и т.д.

 

Международное деловое общение предусматривает необходимость понимания и учета особенностей характера и отличительных черт поведения разных народов. Эта задача упрощается в случае, если деловые отношения связывают представителей народов и культур, имеющих общие корни - языковые, этнические, религиозные и др. Очевидно, что в этом контексте, отличия в этике делового общения на востоке и западе Европы, будут не столь существенными, как, скажем, между христианским Западом и мусульманским Востоком, или Востоком, этически ориентированным на ценности конфуцианства, буддизма или индуизма. Можно выделить ряд факторов, определяющих общность подходов к этическим вопросам для Западной и Восточной Европы. Это - единая христианская культура, этническая близость и длительная история политических, экономических и культурных связей.

 

Известны определенные черты характера и поведения, влияющие на этику делового общения, общие для целых групп народов. Так, немецкий психолог Х. Гюнтер условно разделил народы Европы на четыре подтипа - нордийцы, динарцы, средиземноморцы и остийцы.

 

К нордийцам он относит народы Скандинавии, Великобритании, Бельгии, Голландии, Северной Германии и Северной Франции. По темпераменту они холодны, сдержанны, упрямы, скупы на слова, чужды всякому панибратству, обладают силой воли. Характерные черты - уверенность в себе, критический ум, правдолюбие, здравый смысл, лояльность к власти, любовь к порядку, понимание возвышенного, аристократические наклонности, постоянство в привязанностях, любовь к свободе. Нордийцы обладают высоким чувством долга и ответственности перед собой и другими, имеют творческий дух, отличаются волей к власти и умением руководить другими.

 

К динарцам немецкий психолог относит народы Сербии, Боснии, Хорватии, Албании, Греции, Австрии. Это люди, склонные к веселости и открытому проявлению своих настроений. Их отличают чувство гордости, отвага, честь, воинственность, приверженность собственному образу жизни, обычаям и любовь к народному искусству. Динарцы обидчивые и одновременно добродушные люди, склонны к грубым шуткам. Им не хватает дисциплины и четкости мысли, присущей нордийцам.

 

Перцептивный аспект общения - это восприятие, понимание и оценка человека человеком. Познавая других людей, индивид получает возможность лучше, более надежно определить перспективы совместной деятельности с ними. От точности «прочтения» их внутреннего мира зависит успешность согласованных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Межличностная перцепция

 

Взаимопонимание должно присутствовать между участниками процесса общения. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случае большое значение имеет тот факт, как воспринимает человек партнера по общению. Процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

 

Необходимо уточнить употребление терминов в данной работе. Часто восприятие человека человеком обозначают как «социальную перцепцию». Но в современной социально-психологической литературе под социальной перцепцией понимают процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Поэтому восприятие человека человеком относится к области социальной перцепции, но не исчерпывает её.

 

Если представить себе процессы социальной перцепции в полном объёме, то получится весьма сложная и разветвленная схема. Она включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать:

 

  • Другого индивида, принадлежащего к «своей» группе;

 

  • Другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе;

 

  • Свою собственную группу;

 

  • Чужую группу.

 

Если в качестве субъекта восприятия берется не только отдельный индивид, но и группа, то к перечню процессов следует добавить восприятие:

 

  • Группой своего собственного члена;

 

  • Группой представителя другой группы;

 

  • Группой самой себя;

 

  • Группой в целом другой группы.

 

В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека». Это более широкое понимание термина обусловлено специфическими чертами восприятия другого человека, к которым относится восприятие на только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д.

 

Процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия не социальных объектов. Это отличие заключается в том, что социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные интерпретации. В определенном смысле восприятие - это интерпретация. Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентацией воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка.

 

 

 

 

2.1 Механизмы межличностной перцепции

 

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком - партнером по общению - так же как личность.

 

Выделяют механизмы перцепции - способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия. Рассмотрим подробнее каждый из этих механизмов.

 

Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Во многих источниках эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией. Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого, человека, но не относится к нему с симпатией и сочувствием.

 

Субъект способен понимать смысл переживаний другого, только если он сам когда-то переживал те же эмоциональные состояния. Однако если человек никогда не испытывал подобных чувств, то ему значительно труднее постигать их смысл. Если индивид никогда не переживал аффекта, депрессии или апатии, то он не поймет, что переживает другой человек в этом состоянии, хотя и может иметь определенные когнитивные представления о подобных явлениях. Для постижения подлинного смысла чувств другого недостаточно иметь когнитивные представления, необходим и личный опыт Бойко.

Поэтому эмпатия как способность понимать эмоциональное состояние другого человека развивается в процессе жизни и у пожилых людей может быть более выражена. У близких людей эмпатия по отношению друг к другу развита сильнее, чем у людей, которые знакомы относительно недавно. Люди, принадлежащие к разным культурам, могут обладать слабой эмпатией по отношению друг к другу. В то же время существуют люди, обладающие особой проницательностью и способные понимать переживания другого человека даже в том случае, если он стремится их тщательно скрыть.

 

Аттракция - особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формирование по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга. Аттракция как механизм межличностной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах:

Информация о работе Особенности межличностной перцепции